Особенности работы с детьми ОВЗ (вид 7.2).
С появлением детей с отклонениями различных видов в начальных классах, перед учителями встала цель – подготовить учеников со статусом ОВЗ к дальнейшему успешному обучению, сформировать у обучающихся определённые способности, которые в будущем ими будут применены при производительном и общественно полезном труде, достаточно качественно будут использоваться все обретённые способности в самостоятельной жизни.
Современные приоритеты образования и общества сейчас направлены на то, чтобы ребёнок с ОВЗ, имеющий любое отклонение в развитии, не чувствовал какое – либо отличие от детей с нормой развития. При освоении АООП НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2) обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки (5 лет). Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в 7.2 категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дефицитарное развитие. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме . При ЗПР отмечают низкую степень когнитивных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Важно помнить, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах. Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность. Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.
При работе с детьми с ЗПР необходимо помнить и придерживаться принципов и правил, которые использую при коррекционной работе :
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Использование физкультминуток для предотвращения наступления утомления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек, динамические физкультминутки).
3. Частая смена видов деятельности в течении урока для повышения внимания детей.
4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
5. Проявление педагогического такта.
Конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом и умственном развитии – это выпустить граждан, имеющих определённые недостатки, но способные войти в общество как полноправные граждане, способные к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.
157.2. Общая характеристика ФАОП НОО (вариант 7.2)
ФАОП НОО, вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
ФАОП НОО (вариант 7.2) предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися ФАОП НОО, вариант 7.2, может быть реализована сетевая форма реализации образовательных программ.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре ФАОП НОО (вариант 7.2) не должна служить препятствием для продолжения освоения данного варианта программы, поскольку у обучающихся с ЗПР может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания ФАОП НОО (вариант 7.2) специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
ФАОП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/osobennosti-raboty-s-detmi-ovz-vid-7-2-4531370.html
https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1023/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo/lxxii/157/157.2/