...

Программа шевченко для детей с зпр что за программа

Методические рекомендации по организации занятий по познвательно-речевому развитию к программе С.Г. Шевченко “Готовим к школе детей с ЗПР”

Консультация для педагогов МБДОУ учителя-дефектолога Бакума Я.Г.

к программе С.Г. Шевченко «Готовим к школе детей с ЗПР»

Организуя занятия по познавательно – речевому развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрас­тные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ре­бёнка расширяется содержание, усложняются речевые обороты, выделяются новые средства выразительности речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познава­тельную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познава­тельную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие на правления:

  1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направлен­ность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
  2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или оши­бочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды -это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в по­следовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окру­жающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
  3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рас­смотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свиде­тельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознатель­ность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для по­нимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на само­стоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
  4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающе­го мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем бо­гаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
  5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития до­школьников является игра. И если во время организованной образовательной деятель­ности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить зна­ния об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти едино мышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познава­тельно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способст­вуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрывае­мых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обя­зательным элементом в них является познавательное содержание и умственные зада­чи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он опе­рирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроиз­водить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении по­знавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошколь­ников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Основные принципы организации речевого развития:

Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.

Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсу­ждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).

Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.

Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А.В.Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.

Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к рече-творчеству и словотворчеству.

Направления познавательной активности:

  • знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;
  • установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и события­ми, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представ­лений;
  • формирование избирательных интересов; как следствие – формиров ание поло­жительного отношения к миру.

Формы проведения

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные зан ятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

* Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможно­сти и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

  • Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по сове­ту педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняют­ся ролями.
  • Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.
  • Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.
  • Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаи­мозаряжение» интересной деятельностью.

Методы и приёмы познавательно-речевого развития:

Общение : неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

Игры . Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрали­зованные игры как средство развития связной речи.

Учебно-игровые ситуации , возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая дет­ская печать). Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг . Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционные:

  • Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
  • Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моде лирование, проектная деятельность, исследовательно – поисковая деятельность.
  • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художест­венного слова.

С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состоит из двух книг. В первой книге раскрываются организационные аспекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, даны пояснительные записки к программам и сами программы (авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина).
Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой к школе детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), необходимо понимать, что основной задачей является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил часть материала из начальной школы на более ранней ступени старшего дошкольного возраста. Без этой подготовки такой ребенок на начальной ступени обучения не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не сможет остаться в традиционной системе обучения.

Скачать:

Вложение Размер
PDF iconС.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития 852.05 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светлана Гавриловна Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1

Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены.

Светлана Гавриловна Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1

Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены.

Конспекты по ознакомлению с окружающим и развитию речи у детей с ЗПР 6-7 лет . (К программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.)

Задания способствуют восполнению словаря, грамматического строяи связной речи ребенка.

Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)

Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко.

Вторая часть пособия содержит примерное тематическое пла­нирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с ок­ружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художест­венной литературой, разви.

ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методическое пособие автор Шивченоко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках научной отраслево.

Шевченко С.Г.”Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.”

Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состоит из двух книг. В первой книге раскрываются организационные.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Вторая часть пособия содержит примерное тематическое пла­нирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с ок­ружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художест­венной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных мате­матических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Материалы пособия в комплекте с Программой (книга 1) раз­работаны по заказу Министерства образования РФ и прошли многолетнюю апробацию.

Для воспитателей, педагогов-дефектологов дошкольных об­разовательных учреждений.

Допущено Министерством образования РФ.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconokr._mir_i_razv_rezi_detey_s_zpr.doc 890 КБ

Предварительный просмотр:

ББК 74.102 + 74.3 П441

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ,

свид. о per. ПИ № 11714 от 30.01.02 г.

СГШевченко, канд. пед. наук; РД.Тригер, канд. психол. наук;

педагоги-дефектологи И.Н.Волкова, Р.В.Былич, ИЛЛузнецова,

П441 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 13).

Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Материалы пособия в комплекте с Программой (книга 1) разработаны по заказу Министерства образования РФ и прошли многолетнюю апробацию.

Для воспитателей, педагогов-дефектологов дошкольных образовательных учреждений.

Допущено Министерством образования РФ.

© Шевченко С.Г. и др., 2004

© Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005

Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состоит из двух книг. В первой книге раскрываются организационные аспекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, даны пояснительные записки к программам и сами программы (авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина).

Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой к школе детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), необходимо понимать, что основной задачей является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил часть материала из начальной школы на более ранней ступени старшего дошкольного возраста. Без этой подготовки такой ребенок на начальной ступени обучения не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не сможет остаться в традиционной системе обучения.

Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности. При этом ставятся общие задачи:

  • создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
  • осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонении в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных направлений обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

Автор программы по формированию элементарных математических представлений Г.М.Капустина в пояснительной записке к программе отмечает, что главная цель курса — всестороннее развитие ребенка с ЗПР: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.

В программе дошкольного курса развития речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте (автор — Р.Д.Тригер) ставятся следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок при чтении и письме.

Автор программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г.Шевченко) важнейшую цель курса видит в расширении и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. В соответствии с программой дошкольник знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей — естествознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, закрепляют и расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся анализировать свои наблюдения, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь детей, формируются навыки связной речи.

Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР занимает программа «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н.Волкова), направленная на формирование у дошкольников навыков восприятия произведений различных жанров. Программа способствует развитию творческой деятельности через различные виды продуктивной деятельности.

Занятия строятся в соответствии с режимом дня в детском саду и учебным планом, представленными ниже.

Примерный режим дня в детском саду [1]

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-zanyatiy-po-poznvatelnorechevomu-razvitiyu-k-programme-sg-shevchenko-gotovim-k-shkole–911239.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/02/27/s-g-shevchenko-podgotovka-k-shkole-detei-s
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/12/29/podgotovka-k-shkole-detey-s-zaderzhkoy

Добавить комментарий