Региональные целевые программы что это такое

Региональные целевые программы в экономике России

В действующих законодательных и нормативных документах речь идет только о программах федерального уровня, и в числе таких программ упоминаются региональные. Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с возможным привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ. Инициативные заявки регионов и федеральных министерств рассматриваются и обобщаются федеральным правительством. Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из федерального бюджета утверждаются законом о федеральном бюджете. Наряду с этим организация выполнения мероприятий утвержденных ФЦП обеспечивается федеральным заказом, размещение которого осуществляется на конкурсной основе через механизм контрактных соглашений с исполнителями конкретных видов работ, услуг. Ответственность последних регламентируется в рамках заключенных договоров. ФЦП особой важности могут получать статус президентских.

ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансироваться на совместной основе, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ и привлекаемых внебюджетных источников. Однако разработка и реализация подобных программ затруднена в связи с отсутствием правового механизма, определяющего порядок совместного участия органов исполнительной власти различных уровней в подготовке целевых программ, в их долевом финансировании, в управлении программой в целом и отдельными ее мероприятиями. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб., 2015. С.103.

Впервые комплексные федеральные региональные программы были приняты Правительством РФ в 1995 г. (ФЦП социально-экономического развития Курильских островов и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)). К 1997 г. утверждено около 30 ФЦП по развитию регионов. Среди них крупнейшие программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа. В число территорий, к которым применен программный метод обеспечения развития, включены прежде всего регионы с особыми условиями хозяйствования (северные районы) слабые в экономическом отношении (Бурятия, Адыгея, Калмыкия, Мордовия, республики Северного Кавказа), старопромышленные, остро нуждающиеся в реструктуризации экономики (Удмуртия, Челябинская, Ростовская, Тульская области и др.), приграничные с новыми для них проблемами (Псковская, Калининградская, Брянская области и др.). Лаженцев В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб., 2015. С.107.

Наряду с этим принято более 18 экологических программ и 4 программы по радиационной реабилитации населения и зараженных территории.

Федеральные региональные целевые программы составляют примерно 15% от всех принятых ФЦП. Большая их часть (почти три четверти) разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический потенциал и низкую бюджетную обеспеченность. Естественно, что для повышения уровня экономического развития и коренной реструктуризации производственной базы таких регионов необходима существенная помощь Федерации. Тем более такая поддержка нужна для преодоления кризисных социальных и экологических ситуаций, вызванных крупными катастрофами (Чернобыльская АЭС, землетрясение на Сахалине и т.п.), природными катаклизмами (подъем уровня Каспийского моря и т.п.) и национально-этническими конфликтами.

Однако на практике в последние годы жестко проводится политика на свертывание участия федерального бюджета в целевых региональных программах. В ФЦП развития регионов, разработанных в 2013-2014 гг., доля федерального бюджета в финансировании программ обычно находится на уровне 5-6%. Там же. С.109.

К сожалению, правовой статус ФЦП по социально-экономическому развитию регионов практически не установлен. В ранее упоминавшихся федеральных законах и нормативных актах формально перечисляются несколько типов целевых программ (социальные, социально-экономические, экологические, инновационные, научно-технические), инструментарий программ, однако методы их разработки и управления в основном ориентированы на производственные инвестиционные программы. Достаточно отметить, что основным критерием при экспертизе проектов программ в Правительстве РФ выступает минимальная (в пределах нескольких процентов) доля федерального бюджета в финансовых затратах, при этом доля собственных средств предприятий и других внебюджетных источников (включая иностранные инвестиции) должна достигать где-то 75-80%. Очевидно, что ни социальные, ни экологические программы в принципе не могут отвечать подобным требованиям. Как правило, не могут им соответствовать и региональные социально-экономические программы, в которых определенную (и нередко весьма существенную) роль играет решение социальных и экологических проблем. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. / Под ред. П.М. Штульберг и др. – М., 2013. С.95.

Региональные программы отличаются от других целевых программ прежде всего объектом программирования. Независимо от предмета программы (отраслевые проблемы, социальные проблемы и т.д.) в качестве объекта выступает территориальное образование того или иного масштаба. Это предопределяет и особый подход к оценке мультипликативного эффекта, который прежде всего должен рассматриваться в пределах данной территории. Специфичным является весьма значительное воздействие экзогенных факторов на процессы, которые должны регулироваться с помощью целевой программы. Наряду с этим возрастает значение комплексного рассмотрения сопутствующих проблем, поскольку в пределах региона производственные, социальные и экологические аспекты воспроизводства характеризуются более тесной взаимозависимостью. Имеется определенная специфика региональных программ и с точки зрения возможностей мобилизации ресурсов и административно-правового воздействия на хозяйствующие субъекты. Все это в совокупности предопределяет особенности хозяйственного механизма, который может быть задействован для разработки и реализации региональных программ.

Следует отметить, что в действующих федеральных нормативно-правовых документах по значимости (масштабам) выделяются лишь два типа программ: федеральные и межгосударственные. Однако региональные проблемы, нуждающиеся в программно-целевом решении, вовсе не всегда имеют федеральное и тем более межгосударственное значение. Имеется масса проблем, для решения которых достаточно мобилизовать ресурсы нескольких регионов или даже одного субъекта РФ, т.е. целевые региональные программы могут быть федерального, межрегионального, регионального и локального значения. Более того, программно-целевой метод уже используется рядом субъектов РФ и городов для целенаправленного решения проблем местного характера. В частности, региональные целевые программы утверждены в качестве официальных государственных документов представительными органами Московской области, Дагестана, Кабардино-Балкарии и ряда других субъектов РФ. Эти программы направлены на решение приоритетных задач региона, к которым могут относиться: комплексное экономическое и социальное развитие региона, обеспечение эффективного использования природно-ресурсного и производственного потенциала; обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения и иные задачи, требующие учета природно-экономических и социально-исторических особенностей региона. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. / Под ред. П.М. Штульберг и др. – М., 2013. С.98.

Отмеченные специфические черты позволяют выделить региональные программы в особый класс целевых программ. По характеру решаемых проблем (тип программы) среди них выделяются комплексные, экономические, социальные и экологические, а по региональному уровню (масштабам) — межрегиональные (охватывающие несколько субъектов РФ), субъектов РФ, локальные (относящиеся к части территории одного или нескольких субъектов РФ) и муниципальные (городские) (см. рис. 1).

Типы региональных программ

Региональные целевые программы что это такое

Статья 37. Государственные программы субъекта Российской Федерации

1. Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации.

4. Государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Механизм разработки и реализации целевых региональных программ

Одной из важнейших задач государства на современном этапе является регулирование социально-экономического развития регионов. Это связано с необходимостью снизить уровень региональной дифференциации по основным показателям их развития, повысить уровень жизни населения всех регионов России, улучшить инвестиционный климат в регионах, повысить их инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность и т. д. Все эти задачи лежат в основе разработки государственной региональной политики.

Рассмотрим теоретические основы разработки целевых комплексных программ. Прежде всего следует рассмотреть само понятие «целевая комплексная программа». Целевая комплексная программа представляет собой комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, инновационно-инвестиционных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки, он сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [49].

В настоящее время целевые программы зарекомендовали себя как основное средство реализации государственной политики и в переходных условиях, и в условиях рыночной экономики. Они являются эффективным средством воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Кроме того, целевые программы зарекомендовали себя и в качестве действенного инструментария управления и регулирования стратегиями социального, научно-технического и экономического развития, способом аккумулирования и распределения ограниченных инвестиционных ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Как уже было указано выше, целевые программы по направленности и источнику финансирования делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Рассмотрим их специфику по отдельности.

Так, под региональными целевыми программами понимают комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, которые необходимо требуют согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Обычно такие программы финансируются полностью или частично из регионального бюджета.

Процесс разработки региональных программ представляет собой целенаправленную и последовательную деятельность по аккумулированию всех потенциалов региона на различных уровнях (человеческого, финансового, фондового, природно-ресурсного и т. д.).

Специфика региональных программ заключается в том, что по сравнению с федеральными государственными программами они имеют более четкую целевую направленность и относительно небольшие объемы работ и ресурсных затрат, обладают строгой адресностью, более ограничены во времени и должны быть тесно связаны с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны. На рис. 4.8 представлены базовые методологические принципы разработки и реализации региональных программ.

Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения

Целевая направленность и системность мероприятий программы

Вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации

Ресурсная обеспеченность программы

Адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.)

Обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов)

Рис. 4.8. Базовые методологические принципы разработки и реализации региональных программ

При подготовке материала использовались источники:
https://studbooks.net/1373505/menedzhment/regionalnye_tselevye_programmy_ekonomike_rossii
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/c6bf8aa54609fa237ac2d5db1734f798274ca503/
https://ozlib.com/1093709/ekonomika/mehanizm_razrabotki_realizatsii_tselevyh_regionalnyh_programm

Добавить комментарий