...

Программа монтессори что это

Программа монтессори что это

Рассказываем об особенностях методики, основных принципах и возможных недостатках.

Время чтения:

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

Основные принципы методики

  • Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
  • Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

Преимущества и недостатки системы

Плюсы:

  • Дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы.
  • На занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны.
  • Они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
  • Дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».

Минусы:

  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
  • Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.

Детям, у которых нет проблем с общением и социализацией, будет легче, чем замкнутым. Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.

В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.

Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Такие школы — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.

Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина-Давыдова.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе

Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Что такое школы Монтессори и почему их почти нет в России

О раннем развитии по методу Монтессори, кажется, знают все: там разделение зон, красивые деревянные игрушки и метод «помоги мне сделать самому». А вот о школах известно не так много. Наш блогер Алеся Короткова рассказывает, по каким принципам работает система Монтессори, когда дело касается не малышей, а подростков.

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, разработала систему обучения для детей от 0 до 18 лет. Она разделила этапы взросления детей на стадии: 0-6, 6-12 и 12-18 лет. Для каждой стадии была разработана программа с учетом сенситивных периодов взросления детей (периодах максимальной готовности к определенным видам деятельности и к восприятию той или иной информации).

К школьному образованию в привычном нам понимании можно отнести вторую (6-12 лет) и третью (12-18 лет) стадии по Монтессори. Для всех возрастов в обучении сохраняется основной принцип методики — «помоги мне это сделать самому», но материал и предлагаемая деятельность меняется.

От 6 до 12 лет — исследование и эксперимент

У обучения детей в этом возрасте много общего с дошкольной группой. Ребенку по прежнему будет доступен ряд наглядных материалов, класс будет разделен на зоны, посвященные определенным тематикам: практической жизни, математике, языку, геометрии, ботанике, зоологии, географии и истории. Задания будут как индивидуальные, так и групповые.

В возрасте от 6 до 12 лет ребенок — активный исследователь и экспериментатор. Он ищет порядок и систему в построении окружающего мира, природы, культуры, и пытается определить свое место в этой системе. Становятся особенно актуальны вопросы: «Как?», «Почему?», «Какая взаимосвязь?»

В этом возрасте ребенок в качестве инструмента познания чаще использует различные материалы, приборы, инструменты, демонстрирующие то или иное свойство или действие, поэтому для началки по методу Монтессори важно организовать исследовательскую лабораторию: здесь ребёнок будет не только учится сам организовывать исследования, но и применять те знания, которые он усвоил раньше.

На этом же этапе дети учатся работать со справочной литературой и энциклопедиями, отрабатывают навыки конспектирования и выделения важной информации из общего, учатся составлять сначала небольшие сообщения, а потом и доклады. Коллективное обсуждение проектов — приветствуется.

Ученики начальной школы учатся фиксировать ход своей работы, ведут собственный журнал, в котором намечают план работы на неделю, затем фиксируют собственные достижения и наблюдения. Самый главный навык, который формируется у ребенка в началке «по Монтессори» — «уметь учиться самому».

От 12 до 18 лет — поиск себя и смысла жизни

По мнению Монтессори, на третьей стадии взросления (от 12 до 18 лет) преобладают совершенно новые по сравнению с прошлой жизнью социальные и этические требования. Подросткам хочется утвердить свою личность, но в то же время они отчаянно докапываются до смысла жизни и ищут новые, заслуживающие доверия модели взрослого поведения. Третью стадию взросления делят на две: 12-15 и 15-18 лет.

Первая стадия

Обучение в подростковый период от 12 до 15 лет сильно отличается от привычного нам традиционного подхода. Подростки быстро растут, переживают сильные физические и гормональные изменения, нуждаются в большем количестве сна. Их чувства хрупки, их интеллектуальное любопытство находится в кризисе: они полны сомнений, колебаний, сильных эмоций и неуверенности. В этот период бесполезно давить на ребенка и заставлять его усердно заниматься интеллектуальным трудом.

Для этого возраста Монтессори рекомендовала обучение по проекту Erdkinder (пер. «Дети Земли»). Школы эти должны быть расположены в сельской местности, изолировано и, лучше всего, на ферме. Дети там самостоятельно проектируют теплицы, строят их и выращивают овощи (или занимаются разведением животных, птиц). Каждый выращенный продукт продают на ярмарке, а после — сами решают, что делать с деньгами. Так дети изучают механизм, который лежит в основе развития человеческого общества.

Читайте также:

Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Но, конечно, сельскохозяйственный труд — не единственная деятельность в школе Монтессори. Дети продолжают изучать новое, писать эссе, организовывать дискуссии и чтения, посещать и создавать научные выставки и театральные представления. При этом темы для изучения дети выбирают сами, они же зовут экспертов, выбирают выставки и программы, которые им сейчас интересны.

При этом роль педагога по-прежнему очень важна: он наблюдает за подростком и его интересами, предлагает задания и проекты, для реализации которых потребуется изучить новое в смежных науках (математике, физике, черчении или др.). Задания всегда межпредметные и очень разнообразные. И, что главное, все они идут не сверху, от учителя, а от интересов ребёнка. Такой подход позволяет строить обучение, основываясь на естественной мотивации подростка.

Например, рассчитать прирост цыплят с помощью арифметических и геометрических расчетов; спроектировать дом мечты, используя знания из черчения, геометрии, физики и т. д.

Вторая стадия

В 15-18 лет, когда быстрый подростковый рост замедляется, можно переходить к более напряженной умственной деятельности, сочетающийся с общественной работой и обучением ремеслам. В этом возрасте учащиеся планируют и разрабатывают долговременные проекты и презентации. По-прежнему остается важным самостоятельная организация совместных мероприятий.

По Монтессори, задача старшей школы — помочь подростку в переходе во взрослую жизнь и в умении принимать правильные решения в жизненных обстоятельствах. «Для человеческой личности важно быть подготовленной к непредвиденным обстоятельствам, а не только к тому, что можно предугадать при помощи рассудительности и предусмотрительности… Человек должен быть стойким в своих моральных принципах, и у него должны быть практические навыки, которые помогут ему справиться с трудностями жизни», — Монтессори «От детства к юности».

В России начальные школы по Монтессори представлены слабо, но многие из них уже успели наработать опыт и репутацию

Подростковые школы находятся на самом зачаточном уровне формирования. Есть небольшое количество школ, которые начали внедрять у себя эту ступень обучения в течение последних 2 лет.

P. S. Напишите, пожалуйста, в комментариях свое мнение, почему в России так хорошо распространилась методика Монтессори в дошкольном образовании и так слабо представлена в школьном. Всем добра и удачи!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Monkey Business Images

Педагогика Монтессори: объясняем, что это, простым языком

Методика Монтессори — это образовательная система, разработанная итальянской врачом и педагогом Марией Монтессори. Она основана на принципах самостоятельности, свободного выбора и активного участия ребенка в обучении.

17 августа 2023

· Обновлено 7 сентября 2023

Основные принципы методики включают:

  • создание специально подготовленной среды,
  • использование развивающих материалов,
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Методика Монтессори помогает развивать у детей самостоятельность, творческое мышление, социальные навыки и другие когнитивные навыки. Она признана эффективной и успешно применяется во многих странах.

В чем суть педагогики Монтессори?

Суть педагогики Монтессори заключается в создании специальной среды, которая стимулирует развитие ребенка и позволяет ему самостоятельно исследовать мир. Основные принципы методики Монтессори включают:

  1. Свободный выбор и самостоятельность: детям предоставляется возможность выбирать свои занятия и работать с материалами самостоятельно.
  2. Подготовленная среда: классы Монтессори оборудованы специальными материалами, которые развивают навыки, такие как сенсорное восприятие, моторика, математическое мышление и языковые навыки.
  3. Индивидуальный подход: каждому ребенку предоставляется возможность развиваться в своем собственном темпе и в соответствии с его интересами и потребностями.
  4. Роль взрослого: педагог в методике Монтессори является наблюдателем и помощником, который поддерживает и вдохновляет ребенка на самостоятельное обучение.
  5. Развитие всесторонне: методика Монтессори ставит целью развитие всех аспектов личности ребенка, включая физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие.

Целью педагогики Монтессори является не только передача знаний, но и развитие ребенка как личности, способной к самостоятельной жизни и обучению.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Плюсы педагогики Монтессори

Основные плюсы методики Монтессори состоят в следующем: эта педагогика подчеркивает самостоятельность и саморазвитие. Ребенок может учиться по-своему, самостоятельно находя интересные предметы или темы обучения. Это позволяет ребенку находить смысл в обучении, вместо того, чтобы просто повторять правила. Кроме того, родителям не нужно тратить много времени на бесконечные понятия и концепции. Они могут поддерживать ребенка посредством проверки прохождения рутинных частей и практического обучения.

Минусы педагогики Монтессори

  1. Ограниченность материалов: методика Монтессори использует специальные материалы, которые могут быть дорогими и не всегда доступными для всех детей и семей.
  2. Отсутствие строгой структуры: методика Монтессори не предусматривает жесткой программы и расписания занятий, что может быть проблематично для некоторых детей, которым требуется более структурированная среда.
  3. Недостаток академической подготовки: методика Монтессори сконцентрирована на развитии навыков и самостоятельности, но может не предоставлять достаточной академической подготовки для некоторых детей, особенно в более старшем возрасте.
  4. Ограниченность социальной интеракции: хотя методика Монтессори ставит акцент на индивидуальном развитии, она может не предоставлять достаточно возможностей для социальной интеракции с другими детьми.
  5. Неподходящий подход для некоторых детей: методика Монтессори может не подходить для детей с особыми образовательными потребностями или для тех, кто требует более структурированного и направленного обучения.

Кому подойдет система Монтессори?

Система Монтессори может подойти для детей, которым нужна свобода и возможность самостоятельного исследования. Это может быть полезно для детей, которые проявляют интерес к самообразованию и имеют врожденную любознательность. Также система Монтессори может быть полезна для детей, которые лучше учатся через практические и конкретные опыты, а не только через традиционные учебники и лекции.

Кому не подойдет система Монтессори?

Система Монтессори может не подойти для детей, которым требуется более строгая и структурированная учебная программа. Также, если родители или учителя не готовы или не могут обеспечить необходимую свободу и независимость в процессе обучения, то система Монтессори может быть неэффективной. Детям, которым необходимо больше направления и контроля, а также тем, кто предпочитает более традиционные методы обучения, система Монтессори может не подойти.

Как делать домашку без слёз и ссор

Бесплатный курс для современных мам и пап от детского психолога Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

При подготовке материала использовались источники:
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/metodika-rannego-razvitiya-montessori
https://mel.fm/blog/kak-znat/98130-chto-takoye-shkoly-montessori-i-pochemu-ikh-pochti-net-v-rossii
https://skysmart.ru/articles/useful/pedagogika-montessori

Добавить комментарий