...

Менторская программа что это такое

Менторская программа что это такое

Ментор — это человек, имеющий опыт в той или иной сфере и передающий свои знания и умения другим. Основная его задача — передать свои знания, а как ты их будешь применять — это уже другой вопрос.

Тот, кто перенимает опыт, называется менти, — объясняет Наш Киев.

Если сравнивать с коучами, то менторы дают прямые советы, основанные на собственной экспертизе. По сравнению с консалтингом, который позволяет выявлять проблему и получить готовое решение, менторство помогает получить знания или навыки в выбранной сфере, которые уже применяли в подобных ситуациях.

Виды менторов

  • По компетенции в определенной сфере. Например, маркетинг, ИТ, финансы, дизайн и т. п.
  • На индивидуальных и бизнес-менторов. В первом случае они помогают решить личный запрос человека и работают индивидуально. Во втором — работают с группой людей или целой компанией.
  • Обратное менторство. Это происходит в тех ситуациях, когда ментор и менти имеют примерно одинаковый по продолжительности опыт, но обмениваются уникальными умениями и знаниями.

Что делает ментор

Как мы уже отмечали, основная задача ментора — поделиться своими знаниями и опытом. Но кроме этого он может:

  • Делиться профессиональными советами.
  • Рекомендовать курсы, книги и т. п.
  • Знакомить тебя с другими представителями сферы.
  • Помогать планировать дальнейшие действия для реализации заданной цели.

В то же время ментор своим примером может вдохновлять и мотивировать.

Нужен ли тебе ментор

Очень часто бывает сложно самостоятельно выяснить, какой вид наставничества нужен тебе. Поэтому что выбрать: менторство, консалтинг, коучинг или вообще что-то другое?

Чи потрібен тобі ментор

Чтобы это понять, стоит задать себе несколько вопросов:

  1. Какая у тебя проблема и цель?
  2. Как быстро тебе нужно решение?
  3. Чего не хватает тебе для того, чтобы решить проблему самостоятельно?

Эти вопросы позволят определить вектор будущей работы со специалистом или, наоборот, станут маячком, что стоит притормозить.

Поскольку возможно, что в твоем случае не нужна никакая помощь или она будет неэффективной из-за размытого фокуса проблемы.

Читать по теме

Які професії будуть потрібними в Україні після війни

Какие профессии наиболее востребованы сейчас, а какие понадобятся Украине после войны — HR-специалист

HR-эксперт Татьяна Пашкина рассказала, специалисты каких отраслей станут затребованными в Украине после войны.

Как получить максимум эффективности от менторства

Если ты решил(-а) обратиться за помощью к ментору, стоит отнестись к этому ответственно.

Перед обращением стоит:

  1. Правильно сформулировать запрос, с которым обращаешься за помощью.
  2. Четко описать проблемы.
  3. Указать свою цель.
  4. Рассказать об ожиданиях от сессии.

Также можешь добавить ссылки на свои профили в соцсетях, сайт или предыдущие доработки. И если, по твоему мнению, ментору стоит знать какие-то детали — расскажи о них.

Сформулировав и подготовившись к встрече, можешь обращаться к наставнику.

Как выбрать ментора и кто им может быть

Ментором может стать друг, коллега, руководитель на работе, которые уже имеют опыт в данной сфере. Также это может быть еще не знакомый тебе человек.

Его можно найти на профильных курсах и мероприятиях, в профессиональном сообществе, на специальных сайтах для поиска наставника или по рекомендациям друзей.

Для хорошего ментора бывает недостаточно профессиональных знаний, поскольку нужно их еще и доступно передать другому. А здесь уже речь о навыках общения.

— Ты можешь очень четко понимать свою экспертизу, но плохо рассказать об этом. Или, наоборот, убить любую мотивацию человека, просто не так дав отклик, — объясняет основатель платформы Менторы в тылу Артур Федоренко.

А еще у Вікна есть Telegram-канал. Подпишись, чтобы не пропустить самое интересное!

Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании

Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.

12 показов
13K открытий
Илона Абаншина

Исполнительный директор отдела регионального развития в Учи.ру, сооснователь менторской программы в МГУ им. М. В. Ломоносова

Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.

Программа менторинга помогает менти (‎наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.

Кто такой ментор

У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.

Кому нужен ментор

На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.

Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:

  • сотруднику, который получил повышение или новую роль;
  • новичку;
  • опытному сотруднику, которому кажется, что он ‎засиделся на одном месте среди одних и тех же задач;
  • тому, кто хочет развиваться в смежных профессиях или сменить сферу деятельности;
  • тому, кто хочет стать ментором или уже стал.

Кому нужен менти

Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.

Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.

Когда менторство не работает

Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:

  • мотивация менти и его готовность заниматься собственным развитием;
  • «‎химия» между ментором и менти.

Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.

Внедрение программы менторства

Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.

Шаг 1. Определение границ

Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.

Для начала определились с концепцией и организационными моментами:

  • какие цели ставим, каковы будут условия для менторов и менти;
  • на каких областях знаний сосредоточимся и как будем собирать экспертизу;
  • какую периодичность встреч будем рекомендовать;
  • как будет выглядеть «‎витрина» менторов и кто будет заниматься подбором пар;
  • как мы будем дополнительно вознаграждать менторов.

Установили единый процесс работы для всех пар.

В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.

Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.

Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.

Анастасия Лесникова, Менеджер по обучению и развитию Учи.ру
Шаг 2. Подготовка методических материалов

Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:

  • Брошюра для менторов напоминает о целях и задачах, помогает подготовиться к установочной и регулярным встречам с менти, проводить менторские сессии с коллегами.
  • Брошюра для менти объясняет, зачем нужно менторство и как формулировать запрос.
  • Дневник наставничества помогает обеим сторонам структурировать заметки и идеи, возникающие в ходе работы.

Шаг 3. Анонсирование

Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.

Шаг 4. Сбор запросов

Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.

Шаг 5. Тренерская сессия с менторами

Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.

Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.

Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.

Шаг 6. Поддержка сообщества

Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.

Результаты

За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.

На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «‎в полях».

Сергей Уржумов, Специалист направления регионального развития

Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.

Алсу Минахметова, Менеджер проектов

Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.

Кто такой ментор и зачем он нужен

Две женщины сидят за столом и смотрят на экран ноутбука

Создавая собственную компанию, Марк Цукерберг начал общаться с более опытными руководителями IT-компаний Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом. Они могли со стороны оценить действия Марка и стали для него менторами. Кто такие менторы, зачем они нужны и где их искать, знают опытные бизнес-наставники.

Кто такой ментор и чем он полезен

К помощи менторов, у которых огромный багаж знаний, в свое время прибегали известные личности, например Александр Македонский и Марк Цукерберг. Кто же такой ментор и чем он может быть полезен?

Кого называют ментором

Стать джедаем Люку Скайуокеру из «Звездных войн» помог симпатичный, но взбалмошный мастер Йода. Он делился с юным падаваном собственными мыслями и выводами, подталкивая подопечного к познанию самого себя.

Наставника, который участвует в таком неформальном процессе обучения, называют ментором. Его подопечный ― это протеже, или менти (mentee).

Первые менторы известны с античных времен. К примеру, философ Сократ был наставником Платона, а Александр Македонский регулярно советовался с Аристотелем. Термин «ментор» стали использовать намного позже, но заимствован он из античных мифов. Так звали знаменитого наставника Телемаха — сына Одиссея. Герой попросил Ментора приглядеть за ребенком и обучить его всему.

Такой вид наставничества и партнерства, при котором человек делится с подопечным опытом решения определенных проблем, называют менторством. Оно подразумевает длительную совместную работу ментора и его протеже или цикл коротких встреч, направленных на решение одной конкретной задачи. Работа и обмен знаниями происходят через обсуждение определенных вопросов, которые в данный момент пытается решить подопечный.

Женщина стоит у доски и рассказывает что-то аудитории

Зачем нужен ментор

Бизнес-наставник Олег Гущин подразумевает под термином «ментор» специалиста, который готов поделиться знаниями с менее опытным коллегой. По мнению бизнес-тренера Николая Сапсана, такой человек отличается:

  • широкой картиной мира;
  • жизненным опытом;
  • хорошо развитой интуицией.

У него можно попросить совета, поскольку ментор компетентен и обладает глубокими познаниями в нужной области.

Некоторые люди считают, что в помощи более опытного наставника нуждаются только школьники и студенты. Такое мнение продиктовано ошибочным представлением о менторе как об обычном учителе. Оно далеко от истины.

К помощи наставника-ментора может прибегнуть любой. Очевидная польза сотрудничества с таким человеком в том, что ментор:

  • делится знаниями с менти, помогая ему избежать типичных для начинающих ошибок и предупреждая о возможных трудностях;
  • видит ситуацию со стороны и оценивает ее объективно. Ментор поможет подобрать действенные инструменты и технологии, необходимые для выхода из сложившейся ситуации;
  • задает правильные вопросы, которые позволяют посмотреть на патовую ситуацию под новым углом и выбрать наиболее эффективную стратегию действий;
  • помогает менти развиваться и выходить на новый уровень сознания, мотивации.
  • делится полезными контактами, сводит с нужными людьми и дает рекомендации;
  • помогает добиваться поставленных целей конкретными действиями. Например, дает практические советы по оформлению юридической документации или рекламирует проекты протеже через свои каналы.

В ходе сотрудничества и общения ментор оказывает моральную поддержку, показывает возможные пути достижения цели, но никогда не мешает подопечному. Главное ― не делает ничего вместо него.

Мужчина протягивает руку по направлению к камере

Как выбрать ментора и извлечь пользу из общения с ним

Начинающим предпринимателям часто рекомендуют найти ментора. Как это сделать и как извлечь пользу из сотрудничества с ним?

Где искать менторов и как выбрать

Менторство приобретает все большую популярность. В связи с этим найти ментора не так сложно, как может показаться. Искать потенциального наставника можно:

  • среди представителей бизнеса и преподавателей бизнес-курсов;
  • в бизнес-инкубаторах;
  • в социальных сетях;
  • с помощью специальных сервисов (существуют базы менторов).

По мнению коуча Ирины Михайловой, ментором могут быть даже более опытные коллеги или представители руководства.

Группа людей в офисе обсуждает какой-то продукт

Важно помнить, большинство экспертов ― востребованные и занятые люди, у которых нет лишнего времени. Чтобы заполучить их в качестве менторов, необходимо заинтересовать собой, своим проектом или помощью, которую сможете оказать потенциальному наставнику.

Выбирая ментора, опытный эксперт Е. Г. Мазурова советует ориентироваться не только на его известность или достижения. Важно учитывать:

  • его компетентность и готовность делиться знаниями;
  • готовность инвестировать свое время в другого человека;
  • мотивацию быть ментором и оказывать помощь другому человеку;
  • опыт преодоления трудностей в интересующей менти сфере деятельности;
  • системный подход к работе, бизнесу;
  • соответствие личных ценностей ценностям протеже;
  • лидерские и коммуникативные качества;
  • умение конструктивно критиковать;
  • способность выстраивать рабочие отношения (с коллегами, подчиненными, подопечными).

По мнению инвестора и автора обучающих программ Максима Темченко, в поисках ментора необходимо помнить: важно не столько наличие наставника, сколько стремление человека перенять чужой опыт и получить наставления.

Как извлечь из менторства максимальную пользу

Общение с ментором ― это не университетская лекция, на которой преподаватель делится со студентами доступной ему информацией. Это двусторонний процесс. Чтобы сделать его максимально эффективным и извлечь из менторства всю возможную пользу, подопечному необходимо приложить немного усилий.

Для достижения желаемого результата менти, как отмечает специалист по бизнес-консультированию Юрий Веселов, необходимо:

  1. Задавать вопросы и просить о помощи. Главная задача ментора ― помогать и оказывать поддержку. Спрашивайте обо всем, что непонятно.
  2. Регулярно общаться с ментором. Если кажется, что получаете недостаточно информации, внимания или моральной поддержки, инициируйте контакт с ментором. Договоритесь о регулярных встречах в одно и то же время, ведите заметки и записывайте результаты каждой встречи. Это даст возможность не упустить ничего из сказанного, систематизировать важные идеи и выводы, а также в случае необходимости освежить в памяти ответы ментора.
  3. Не бояться критиковать ментора и спорить с ним. Не стоит принимать все сказанное ментором, как непреложную истину. Это только советы опытного человека. Если кажется, что они далеки от реальности, скажите об этом. Обоснованная критика поможет в работе.
  4. Давать обратную связь и просить ментора о том же. Обратная связь с более опытным наставником ― это важный шаг к развитию. Напоминайте об этом ментору и регулярно обменивайтесь мнениями о действиях, важных вопросах, озвученных идеях другого человека.
  5. Делиться амбициями, идеями и мыслями. Не бойтесь озвучивать свои идеи ментору. Его мнение и советы помогут выбрать действительно важные и перспективные.
  6. Брать ответственность за свою работу. Задача ментора ― поддерживать, отвечать на вопросы менти, формировать для него задачи. Однако он не обязан делать работу за протеже. Если, получив необходимую информацию, менти не работает над реализацией идеи, то это его личная проблема.
  7. Выступать инициатором своего развития. Личностный и профессиональный рост зависит только от протеже. В большинстве случаев менторы не дадут готовых решений, а только покажут короткий путь к достижению цели или нового уровня экспертности. Помните: никто не решит ваши проблемы, как бы этого ни хотелось.

Ментор ― источник практических знаний и мотивации. Такой человек поможет сфокусироваться на идее, поставить правильные цели и найти оптимальные инструменты для их достижения. Благодаря определенным знаниям и опыту ментор сэкономит силы и время, поможет избежать очевидных ошибок начинающему специалисту или бизнесмену, но ничего не будет делать вместо него. Работать над реализацией идеи придется самому.

  • Билл Гейтс
  • Марк Цукерберг
  • Стив Джобс

При подготовке материала использовались источники:
https://vikna.tv/ru/dlia-tebe/robota/vse-o-mentorah-kto-eto-takie-komu-nuzhny-i-chto-oni-delayut/
https://vc.ru/uchi.ru/261939-zachem-nuzhen-mentor-kak-im-stat-i-zapustit-programmu-mentorstva-v-kompanii
https://www.nur.kz/family/self-realization/1913823-kto-takoy-mentor-i-zachem-on-nuzhen/

Добавить комментарий