Сюжетно игровая программа что это такое
Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурного сервиса и туризма», протокол № 3 от 03.03.2011 г.
Анемподистова С.О. Сценарно-режиссерские основы игровых программ в социально-культурном сервисе и туризме. Методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности 100103.65 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм»/ С.О. Анемподистова.– СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 24 с.
Методические указания содержат материалы, контрольные вопросы и задания, предназначенные для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Сценарно-режиссерские основы игровых программ в социально-культурном сервисе и туризме». Данные указания позволят студентам освоить отдельные темы курса и приобрести практические умения разработки сценария игровых программ.
Предназначено для студентов специальности 100103.65 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм».
Автор: канд. пед. наук, доц. С.О. Анемподистова
Рецензент: Зав. кафедрой «Социально-культурный сервис и туризм» канд. ист. наук, доц., Р.Н. Черникова
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
1.Теоретический материал по ключевым темам курса ……….
1.1. Игровая программа как жанр………………………………
1.2. Технология игрового общения …………………………….
1.3. Композиционное построение игровых программ……….
1.4. Методика подготовки игровой программы………………..
2. Творческие задания для выполнения самостоятельной работы ……………………………………………………………
2.1. Составление картотеки игр……………………………….
2.2. Разработка сценария игровой программы……………….
2.3. Общие требования к оформлению заданий…………….
3. Вопросы к зачету ……………………….
4. Краткий словарь профессиональных терминов……………
Введение
Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение студентами читаемых на кафедре курсов без потери качества усвоения знаний, в связи с этим большое значение приобретает организация самостоятельной работы студента.
Настоящие методические указания разработаны с целью практической помощи студентам заочного отделения в организации их самостоятельной работы по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы игровых программ в социально-культурном сервисе и туризме».
Основная цель курса – овладение совокупностью знаний и навыков создания сценария и постановки театрализованных игровых программ как специфического продукта в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Предложенные теоретические материалы по ключевым темам курса и контрольные вопросы способствуют более глубокому осмыслению знаний, а задания – формированию творческого отношения к полученным знаниям, приобретению профессиональных умений работы режиссера анимационных игровых программ и развитию индивидуального творческого мышления.
Кроме того, в помощь студентам в данном пособии приведен краткий словарь терминов, в котором предельно доступно излагаются основные профессиональные понятия драматургии и режиссуры.
1. Теоретический материал по ключевым темам курса
1.1. Игровая программа как жанр
Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре.
Игра является действенным инструментом углубления общения, сотрудничества, социального диалога.
В процессе игры происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреативных потребностей человека. Посредством направленного использования игры могут решаться задачи воспитания и распространения культурных ценностей.
Во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное неравенство, в ходе которого происходит мощная мобилизация физических, волевых и душевных сил.
В зависимости от степени использования метода театрализации и видов композиционных разработок игровых ситуаций различают следующие виды игровых программ.
1. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть:
- турнир;
- КВН;
- всевозможные интеллектуальные игры и др.
2. Сюжетно- игровая (театрализованная) программа требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Новый год», «Литературные салоны 19 века» и т.п.
3. Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
4. Спортивно-игровая программа:
- спортивное состязание;
- подвижные игры;
- турнир и др.
5. Игра по станциям
Для осуществления игры по станциям требуются несколько ведущих и команды. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут, по которому пройдут команды. На каждой станции участникам предлагается задание, в зависимости от успешного его выполнения команда может набрать определенное количество баллов.
6. Ролевые игры
Основная концептуальная идея ролевых игр состоит в том, что ролевая игра решает коммуникативные задачи и дает возможность имитации предметно-практических действий. В процессе ролевой игры происходит овладение субъектом ролевым поведением (социальная адаптация) и самореализация в рамках ролевых предписаний (индивидуализация).
7. Игры-драматизации (разыгрывание сценок, исполнение ролей).
Игра занимает важное место в жизни туристов. В практике туристских предприятий широко используются игры: ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, литературные, интеллектуальные, познавательные, музыкальные, сюжетные и др.
Важное значение игровой деятельности в туризме состоит в активном приобщении туристов посредством игры к участию в творческом процессе, а также в снятии психологического напряжения, раскрепощении скрытых резервных сил и выявлении интеллектуальных возможностей личности.
Сюжетно-игровая программа.
Сюжетно-игровая программа – набор игр, чередующихся в определённой последовательности, объединённых игровым сюжетным ходом, которые ведут персонажи, для развития действия и сюжета.
Для создания и проведения такого вида программы необходимо:
· Определить место проведения сюжетно-игровой программы (в каких условиях, где будет проводиться программа);
· Определить тему программы (о чём будет программа, выбор персонажей, литературно-художественного произведения);
· Подобрать игры, соответствующие теме программы (индивидуальные, массовые, подвижные, спокойные, интеллектуальные игры);
· Составить сценарий (раскрыть содержание программы, согласно основным законам драматургии);
· Подобрать ведущего и исполнителей (персонажей программы), согласно их темпераметру, личных качеств, а главное, умеющих свободно держаться перед зрителем, общаться с аудиторией, владеющих организаторскими способностями;
· Подобрать и продумать образ персонажей (костюмы, реквизит).
После подготовительного этапа необходимо переходить к основному этапу, это – репетиции. Здесь нужно:
· Познакомить с замыслом сценария;
· Репетиция сценария в мизансценах.
И завершает работу над игровой программой – заключительный этап. В этом этапе педагог выполняет роль режиссёра:
· Выстраивает каждый эпизод программы;
· Подбирает выразительные средства, которые помогут выбрать правильный темпо-ритм каждого эпизода (песня, танец, музыка, слово)4
· Проверяет правильный выбор мизансцены;
· Проигрывает с ведущим, персонажами все игровые ситуации:
– как правильно выбирать играющих: жеребьёвка, на малую аудиторию;
– по времени года: кто родился зимой, весной, летом, осенью;
– считалка, загадка, выбор сотоварища, пословицы и поговорки…;
– определить: какие могут быть результаты игры.
Сюжетно-игровая программа всегда будет интересной, если:
· Многочисленность центров игрового действия;
· Костюмы игроков и персонажей (ведущего), реквизит – яркие и красочные;
· Стремительность развивающего действия (увеличивается постепенно темп игрового действия);
· Наличие символической атрибутики (поиск ключа, сбор баранок на ярмарке…).
Этот вид (форма) игровой программы интересен для детей младшего и среднего школьного возраста.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Cюжетно- игровая программа «СОЛНЦЕВОРОТ»
Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, – это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребёнка, пробуждения национального чувств. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.
Просмотр содержимого документа
«Cюжетно- игровая программа «СОЛНЦЕВОРОТ»»
I.Cюжетно- игровая программа
«СОЛНЦЕВОРОТ»
Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, – это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребёнка, пробуждения национального чувств. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений. Древние языческие праздники наших предков славян были теснейшим образом связаны с земледельческим циклом, природными явлениями, сменой времён года, трудовым опытом. После крещения Руси в X веке в народную жизнь вошли праздники христианские – почитание святых святынь и особо важных событий, приуроченных к тому или иному календарному дню. Произошло слияние многовековых языческих обрядов с канонами Православной церкви. Предлагаемый вашему вниманию сценарий знакомит детей с понятиями: народный, православный, светский календарь, даёт представление о взаимосвязи аграрного календаря, основанного на народных обычаях, поверьях, поговорках, приметах, и православных святцах. Мы проводим это мероприятие в начале учебного года, оно служит стартом для «путешествия» по календарю в течение всего учебного года.
- Знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности циклом осенних народных и православных праздников, их историей традициями, обрядами.
- Создание условий для выбора нравственного ориентира путем погружения в традиционную культуру русского народа, воспитания чувства гордости за русские обычаи и традиции.
- Актуализация интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Формирование навыков общения, публичного выступления, умений по изготовлению игровой тряпичной куклы.
(дети уходят со сцены, звучит музыка – вступление к песне «Осень в гости к нам идет» муз. и сл. Е. Гомоновой. Не сцену выходит девочка – Осень и с ней три осенних месяц) Осень: Здравствуйте, гости мои дорогие! Как я рада видеть вас! А знаете, как называются мои месяцы? ( Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.) А вы знаете, как эти месяцы в старину назывались? Сейчас они сами вам все о себе расскажут. Сентябрь: Старые месяцесловы и святцы называли меня рюинь – от желтизны осенней листвы, ревун – из-за рева ветра, хмурень – из-за дождей и непогоды. Ведущий: 14 сентября (по старому календарю – 1 сентября) празднуется Семеонов день – день памяти святого Симеона Столпника. Чуть больше 300 лет назад этот день на Руси считался большим праздником — с него отсчитывалось начало нового года. В этот день, заканчивая лето (сезон) поэтому этот праздник получил в народе название Симеона – Летопроводца. Сентябрь: В те времена весь день был праздник и веселье. Приглашали друг друга в гости и до утренних петухов встречали новое лето. И с этого дня начинались осенние хороводы, игрища. Ведущий: И мы вас приглашаем поиграть в игру. ( Ведущий приглашает всех выйти в центр кабинета и образовать круг, проводится хороводная игра «Как у деда Симеона». См. приложение №1) Сентябрь: А еще в сентябре созревают овощи и некоторые лесные плоды, вы о них узнаете, если мои загадки отгадаете: (Сентябрь проводит конкурс – «Загадки», см. приложение №2) Октябрь; К вам приближается октябрь. Но светел день лесной. И осень улыбается Небес голубизной, Притихшими озерами, Что стелют синь свою, И розовыми зорями, В березовом краю! В народе меня называют листопадником, свадебником. А как вы думаете почему? (Варианты ответов детей: облетают листья с деревьев, собран урожай и начинается пора свадеб) Молодцы, правильно угадали! Ведущий: Одним из самых почитаемых народных календарных праздников в октябре можно назвать 14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы., в народе названный – Покров. (на экране листок календаря с датой праздника Покрова) Существует много преданий об истории этого праздника. О некоторых из них ребята подготовили интересные сообщения. (на сцену выходят 4 чтеца. По ходу их рассказа, на экране идет презентация о празднике Покрова Пресвятой Богородицы) 1чтец: История праздника Покров начинается с X века. Более 1000лет назад святой Андрей молился в храме и увидел под сводами церкви облако, а на нём Богородицу; она сняла с головы платок (по старому – покров) и распростёрла его надо всеми молящимися. После этого виденье исчезло, а праздник остался. 2чтец: А вот другое сказание о празднике. В стародавние времена Богородица странствовала по земле. Случилось ей зайти в одну деревню, где жили недобрые, немилосердные люди. 3чтец: Стала проситься Богородица на ночлег, и везде отвечали ей одно: «Мы не пускаем странников!». Услышал жестокосердые слова святой Илья-пророк, проезжавший в это время над деревней в своей небесной колеснице, не снёс обиды. Нанесённой Богородице. 4чтец: И полетели с неба молнии, огненные стрел, посыпался град величиной с человеческую голову, полил дождь, грозивший затопить поля и дома. Пожалела людей Богородица – ведь она-то о милосердии не забыла! Развернула платок и накрыла им деревню. Спасла обидчиков. Поразились они такому чуда и стали с той поры добрыми и гостеприимными. Октябрь: Спасибо, ребята. Думаю, после вашего рассказа всем есть о чём задуматься.
- Хороводная игра «У дяди Симеона»
- Осенние загадки
- Игра на смекалку «Да или нет»
- Схема-инструкция изготовления игровой тряпичной куклы
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/9843609/
https://studopedia.ru/19_318888_syuzhetno-igrovaya-programma.html
https://multiurok.ru/files/ciuzhetno-igrovaia-programma-solntsevorot.html