Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
Математику по Петерсон до недавнего времени преподавали во многих школах, но в 2014 году эти учебники исключили из официальной школьной программы. Разбираемся, почему так вышло, чем система отличается от традиционной методики, какие у неё есть плюсы и правда ли она такая сложная, что детям-гуманитариям лучше даже не начинать по ней учиться.
Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?
Людмила Георгиевна Петерсон — педагог-методист, доктор педагогических наук. Родилась в 1950 году, а с 1975 года под руководством ведущих советских математиков, таких как Наум Виленкин и Георгий Дорофеев, разрабатывала курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для детей трёх лет, последние — для учеников девятого класса. В 1990-е годы методику стали широко использовать в детских садах и школах.
В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Тут нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети усваивают, решают задания, пишут контрольную и идут дальше.
Им сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы.
Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть.
Как это работает?
В традиционной школе умножение проходят так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что это можно записать проще, вводит новый знак, понятие множителей, объясняет правила.
В системе Петерсон появляется другое задание. «В школе 856 учеников. К празднику каждому решили купить книгу по цене 120 рублей. Сколько стоит покупка?» Ученики пробуют написать 120+120+120… но быстро понимают, что так не получится, нужно придумать, как по-другому записать выражение, в котором много одинаковых слагаемых. Они ищут свои способы и в итоге постепенно приходят к идее множителей.
Работает принцип «не школьник для математики, а математика для школьника». То есть ребёнок не только и не столько осваивает школьную программу, сколько развивает мышление.
С мышлением понятно, а как у таких детей с классической математикой?
По данным центра «Школа 2000…», который готовит учителей к работе по методике Петерсон, дети на выпускных экзаменах показывают высокие результаты. У четвероклассников показатели успешности — от 82 до 100%, то есть почти все пишут итоговую контрольную на 4-5. ЕГЭ не ниже среднего балла сдают от 71 до 85% школьников.
Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон. Например, в национальной сборной России по математике таких больше половины.
Может быть, эта система для одарённых детей? А если у моего ребёнка средние способности?
Программу Петерсон действительно часто используют в специализированных математических школах или классах, но автор методики уверена, что она подходит всем. А детям, которые не показывают исключительные способности к математике, такие развивающие занятия даже полезнее: те, кого считали отстающими, зачастую выравниваются и становятся сильными.
Читайте также:
Почему кружковая математика гораздо круче и интереснее школьной (да, сейчас объясним, что это)
То есть ученикам предлагают задания вплоть до максимально сложных, но спрашивают с них по минимально допустимому уровню. Таким образом, каждый ученик берёт столько нагрузки и знаний, сколько может осилить, но обязательный минимум выполняют все.
За что эту систему ругают?
В первую очередь из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя. Ведь такие уроки — это не монолог учителя, а дискуссия. Просто объяснять тему и давать задания из учебника не получится: нужно вести за собой детей, организовывать работу в группах, грамотно строить диалог. Если учитель этого не умеет — ничего не выйдет.
Бывает, учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. И случается сбой — дети не понимают, не тянут программу, делают домашние задания в слезах до глубокой ночи (хотя по задумке автора ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15-20 минут). Родители не в меньшем шоке, чем дети, ведь система построена для них непривычно, задания сформулированы непонятно, помочь они зачастую просто не могут.
К тому же темы идут не линейно, а по принципу слоёного пирога. То есть одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях. Так что если ребёнок заболел или, например, прослушал объяснение, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится.
В отдельных случаях родителям приходится «усиливать» такие уроки традиционными занятиями, потому что дети при знании сложных и интересных вещей — алгоритмов, теории множеств — могут иметь проблемы с банальным устным счётом.
А что говорят те, кому она нравится?
Как правило, если методика соблюдена, детям не сложно — их это увлекает. Часто домашнее задание по математике дети делают как самое интересное и приятное.
Бывает, что учителя в пятом классе не понимают, что делать с детьми после начальной школы по Петерсон — они уже всё знают
Система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на зазубривание, поэтому дети могут взглянуть на математику глубже, оценить её красоту. Большинство школьников все 11 классов как бы занимаются нотной грамотой, но при этом даже не слышат, как «звучит» математика. А эти дети слышат.
Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, что пригодится в жизни даже гуманитариям. А математически одарённые дети участвуют в олимпиадах, без репетиторов поступают в физико-математические школы и технические вузы.
И, наконец, то самое, ради чего всё затевалось: если в традиционной системе ученик забывает алгоритм решения — он проваливает задание. Те, кто занимается по Петерсон, умеют создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно. Это касается не только математики.
Где учат по этой системе?
С учебниками авторства Людмилы Петерсон работают как специализированные, так и самые обыкновенные государственные школы и детские сады. Правда, в 2014 году комплект книг для начальной школы не попал в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки. Главный (и очень странный) аргумент — содержание учебника не способствует формированию патриотизма.
Несмотря на многочисленные просьбы и обращения родителей, книги в перечень пока не вернули. Тем не менее, по закону образовательные учреждения имеют право открыто их использовать в качестве дополнительных пособий. Многие школы так и делают. Но если в классе эта программа не предусмотрена, а учиться по ней очень хочется, можно заниматься с ребёнком самостоятельно — все книги и рабочие тетради распространены и доступны. Правда, стоит потратить время на то, чтобы понять, как учить — почитать методички и рекомендации.
Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar, Sapunkele)
Математика, Л.Г.Петерсон – отзывы
Доброго времени суток, дорогие родители Пару дней назад чисто случайно увидела на сайте Irecommend отзывы об учебниках Л.Г.Петерсон и решила высказаться, так как сама прекрасно помню эти учебники, сама же по ним училась в школе с 1 по 6 класс включительно.
Я- промежуточное звено, не технарь, но и не чистый гуманитарий. Такие тоже бывают и из них получаются классные бухгалтера как минимум, а еще превосходные инженеры, логисты. продолжать можно долго.
Сначала когда узнала, что у ребёнка в начальных классах будет математик Петерсон немного расстроилась, так как слышала много гневных отзывов от знакомых, дети которых занимаются по этой программе. Переживала, что ребёнку будет тяжело и не понятно, не потянет и запутается.
О себе: учился в 80х по советcкому учебнику, собрал коллекцию дипломов олимпиад, в том числе по математике, в том числе областного уровня, красный диплом вуза по специальности “математик” + 16 летний опыт организации олимпиад по информатике областного уровня для одаренных детей.
Программа настоящий дибилизм. Учимся с 1 класса по ней, дошли до 4, теперь каждый вечер ребенок со слезами делает эту гребаную математику! Я каждый вечер роюсь в интернете чтоб найти правильное решение этих дибильных задач. Кто то получил за это премию! Вымогательство денег у родителей.
у меня двое детей. сейчас 10 класс и 6ой. По учебникам Петерсон занимаюсь дополнительно с каждым начиная с садика. Со старшим сыном после 9го класса зпкончив Петерсон продолжили заниматься по сканави Группа В.
Учебник и рабочая тетрадь даже в 4 издании содержат задач с ошибками. Рабочая тетрадь 3 класс 3 часть Урок 6. Решение задач (cтр. 11-12). Правильный ответ, согласно мнению составителей – девочка прошла 700 км за 4 часа пешком. Понятно, что ошибка из-за неверных единиц измереия.
В данном учебнике нет теоретического материала. Вся работа по обучению математике перекладывается на плечи родителей, которые должны сначала сдать деньги на это “творение”, а потом каждый вечер объяснять задачки и примеры, в том числе повышенной сложности для любого класса – 1го, 2го, 3го.
Здравствуйте, дорогие друзья. Совершенно случайно я наткнулась на отзывы об этой книжке, и просто не могла пройти мимо и не защитить прекрасную программу! Знаю о ней не по наслышке, ибо сама училась по этим учебникам, они не сильно изменились с того времени (лет 7 прошло).
Мы отучились по Петерсону 1 класс. Не скажу что было очень трудно. В общем сын тянет программу. Но она непривычная для меня, и многие родители, кто сталкивался с ней, меня поддержат. Во-первых, очень многое здесь представлено в визуальном (графическом) выражении.
Дорогие друзья! Решила написать свой отзыв, поразившись агрессивности и категоричности многих участников беседы. Поделюсь моим опытом: занимаемся по пособиям и учебникам Петерсон с 4-ех лет. Лично я не встречала учебника, более дружелюбного и понятного детям.
Третий год в нашем классе дети учат математику по учебникам автором которых является Петерсон. В городе сегодня только 3 школы осталось, кто не отменил данную программу, нам видимо не повезло.
Есть мнение, что детям весело заниматься по программе Петерсон. Яркие тетради, они же учебники. Читаешь условие, тут же, в отведенных линеечках или окошках, пишешь ответ. Такое впечатление, что авторы протестуют не только против советских методов обучения, прививается неуважение к печатной книге.
Учебник отличный. Те, кто кричит про сложность, видимо, желают, чтобы математика в головы детей вкладывалась сама. У меня ребёнок далеко не математический гений. С удовольствием, без истерик делает задания. Упражнения интересные, разноплановые, жаль в наше время таких не было.
Добрый вечер Это было в начале 2000- х годов. Родителям дали список литературы, кот. нужно было приобрести. И еще к этим учебникам всякие прописи, тетради, канцелярию и прочий бред. Вышло тогда дороговато, но по нашим сегодняшним временам даже дешево.
Ребенок не успевает усвоить пройденный материал. И без родителей не может решить. плюс ко всему этому учитель не может нормально объяснить тему и закрепить. не рекомендую эти учебники вообще использовать в обучении. Заниматься по ним очень сложно, постоянное перескакивание с темы на тему.
При подготовке материала использовались источники:
https://mel.fm/ucheba/shkola/3192685-peterson_math
https://irecommend.ru/content/matematika-piterson