...

Школьная программа патерсон что это

Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы

Математику по Петерсон до недавнего времени преподавали во многих школах, но в 2014 году эти учебники исключили из официальной школьной программы. Разбираемся, почему так вышло, чем система отличается от традиционной методики, какие у неё есть плюсы и правда ли она такая сложная, что детям-гуманитариям лучше даже не начинать по ней учиться.

Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?

Людмила Георгиевна Петерсон — педагог-методист, доктор педагогических наук. Родилась в 1950 году, а с 1975 года под руководством ведущих советских математиков, таких как Наум Виленкин и Георгий Дорофеев, разрабатывала курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для детей трёх лет, последние — для учеников девятого класса. В 1990-е годы методику стали широко использовать в детских садах и школах.

В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Тут нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети усваивают, решают задания, пишут контрольную и идут дальше.

Им сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы.

Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть.

Как это работает?

В традиционной школе умножение проходят так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что это можно записать проще, вводит новый знак, понятие множителей, объясняет правила.

В системе Петерсон появляется другое задание. «В школе 856 учеников. К празднику каждому решили купить книгу по цене 120 рублей. Сколько стоит покупка?» Ученики пробуют написать 120+120+120… но быстро понимают, что так не получится, нужно придумать, как по-другому записать выражение, в котором много одинаковых слагаемых. Они ищут свои способы и в итоге постепенно приходят к идее множителей.

Работает принцип «не школьник для математики, а математика для школьника». То есть ребёнок не только и не столько осваивает школьную программу, сколько развивает мышление.

С мышлением понятно, а как у таких детей с классической математикой?

По данным центра «Школа 2000…», который готовит учителей к работе по методике Петерсон, дети на выпускных экзаменах показывают высокие результаты. У четвероклассников показатели успешности — от 82 до 100%, то есть почти все пишут итоговую контрольную на 4-5. ЕГЭ не ниже среднего балла сдают от 71 до 85% школьников.

Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон. Например, в национальной сборной России по математике таких больше половины.

Может быть, эта система для одарённых детей? А если у моего ребёнка средние способности?

Программу Петерсон действительно часто используют в специализированных математических школах или классах, но автор методики уверена, что она подходит всем. А детям, которые не показывают исключительные способности к математике, такие развивающие занятия даже полезнее: те, кого считали отстающими, зачастую выравниваются и становятся сильными.

Читайте также:

Почему кружковая математика гораздо круче и интереснее школьной (да, сейчас объясним, что это)

То есть ученикам предлагают задания вплоть до максимально сложных, но спрашивают с них по минимально допустимому уровню. Таким образом, каждый ученик берёт столько нагрузки и знаний, сколько может осилить, но обязательный минимум выполняют все.

За что эту систему ругают?

В первую очередь из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя. Ведь такие уроки — это не монолог учителя, а дискуссия. Просто объяснять тему и давать задания из учебника не получится: нужно вести за собой детей, организовывать работу в группах, грамотно строить диалог. Если учитель этого не умеет — ничего не выйдет.

Бывает, учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. И случается сбой — дети не понимают, не тянут программу, делают домашние задания в слезах до глубокой ночи (хотя по задумке автора ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15-20 минут). Родители не в меньшем шоке, чем дети, ведь система построена для них непривычно, задания сформулированы непонятно, помочь они зачастую просто не могут.

К тому же темы идут не линейно, а по принципу слоёного пирога. То есть одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях. Так что если ребёнок заболел или, например, прослушал объяснение, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится.

В отдельных случаях родителям приходится «усиливать» такие уроки традиционными занятиями, потому что дети при знании сложных и интересных вещей — алгоритмов, теории множеств — могут иметь проблемы с банальным устным счётом.

А что говорят те, кому она нравится?

Как правило, если методика соблюдена, детям не сложно — их это увлекает. Часто домашнее задание по математике дети делают как самое интересное и приятное.

Бывает, что учителя в пятом классе не понимают, что делать с детьми после начальной школы по Петерсон — они уже всё знают

Система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на зазубривание, поэтому дети могут взглянуть на математику глубже, оценить её красоту. Большинство школьников все 11 классов как бы занимаются нотной грамотой, но при этом даже не слышат, как «звучит» математика. А эти дети слышат.

Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, что пригодится в жизни даже гуманитариям. А математически одарённые дети участвуют в олимпиадах, без репетиторов поступают в физико-математические школы и технические вузы.

И, наконец, то самое, ради чего всё затевалось: если в традиционной системе ученик забывает алгоритм решения — он проваливает задание. Те, кто занимается по Петерсон, умеют создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно. Это касается не только математики.

Где учат по этой системе?

С учебниками авторства Людмилы Петерсон работают как специализированные, так и самые обыкновенные государственные школы и детские сады. Правда, в 2014 году комплект книг для начальной школы не попал в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки. Главный (и очень странный) аргумент — содержание учебника не способствует формированию патриотизма.

Несмотря на многочисленные просьбы и обращения родителей, книги в перечень пока не вернули. Тем не менее, по закону образовательные учреждения имеют право открыто их использовать в качестве дополнительных пособий. Многие школы так и делают. Но если в классе эта программа не предусмотрена, а учиться по ней очень хочется, можно заниматься с ребёнком самостоятельно — все книги и рабочие тетради распространены и доступны. Правда, стоит потратить время на то, чтобы понять, как учить — почитать методички и рекомендации.

Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar, Sapunkele)

Математика, Л.Г.Петерсон – отзывы

Доброго времени суток, дорогие родители Пару дней назад чисто случайно увидела на сайте Irecommend отзывы об учебниках Л.Г.Петерсон и решила высказаться, так как сама прекрасно помню эти учебники, сама же по ним училась в школе с 1 по 6 класс включительно.

Я- промежуточное звено, не технарь, но и не чистый гуманитарий. Такие тоже бывают и из них получаются классные бухгалтера как минимум, а еще превосходные инженеры, логисты. продолжать можно долго.

Silla аватар

Сначала когда узнала, что у ребёнка в начальных классах будет математик Петерсон немного расстроилась, так как слышала много гневных отзывов от знакомых, дети которых занимаются по этой программе. Переживала, что ребёнку будет тяжело и не понятно, не потянет и запутается.

О себе: учился в 80х по советcкому учебнику, собрал коллекцию дипломов олимпиад, в том числе по математике, в том числе областного уровня, красный диплом вуза по специальности “математик” + 16 летний опыт организации олимпиад по информатике областного уровня для одаренных детей.

Программа настоящий дибилизм. Учимся с 1 класса по ней, дошли до 4, теперь каждый вечер ребенок со слезами делает эту гребаную математику! Я каждый вечер роюсь в интернете чтоб найти правильное решение этих дибильных задач. Кто то получил за это премию! Вымогательство денег у родителей.

Комаров Дмитрий аватар

у меня двое детей. сейчас 10 класс и 6ой. По учебникам Петерсон занимаюсь дополнительно с каждым начиная с садика. Со старшим сыном после 9го класса зпкончив Петерсон продолжили заниматься по сканави Группа В.

Учебник и рабочая тетрадь даже в 4 издании содержат задач с ошибками. Рабочая тетрадь 3 класс 3 часть Урок 6. Решение задач (cтр. 11-12). Правильный ответ, согласно мнению составителей – девочка прошла 700 км за 4 часа пешком. Понятно, что ошибка из-за неверных единиц измереия.

В данном учебнике нет теоретического материала. Вся работа по обучению математике перекладывается на плечи родителей, которые должны сначала сдать деньги на это “творение”, а потом каждый вечер объяснять задачки и примеры, в том числе повышенной сложности для любого класса – 1го, 2го, 3го.

Здравствуйте, дорогие друзья. Совершенно случайно я наткнулась на отзывы об этой книжке, и просто не могла пройти мимо и не защитить прекрасную программу! Знаю о ней не по наслышке, ибо сама училась по этим учебникам, они не сильно изменились с того времени (лет 7 прошло).

Мы отучились по Петерсону 1 класс. Не скажу что было очень трудно. В общем сын тянет программу. Но она непривычная для меня, и многие родители, кто сталкивался с ней, меня поддержат. Во-первых, очень многое здесь представлено в визуальном (графическом) выражении.

Дорогие друзья! Решила написать свой отзыв, поразившись агрессивности и категоричности многих участников беседы. Поделюсь моим опытом: занимаемся по пособиям и учебникам Петерсон с 4-ех лет. Лично я не встречала учебника, более дружелюбного и понятного детям.

Idealnaya аватар

Третий год в нашем классе дети учат математику по учебникам автором которых является Петерсон. В городе сегодня только 3 школы осталось, кто не отменил данную программу, нам видимо не повезло.

Strekoza аватар

Есть мнение, что детям весело заниматься по программе Петерсон. Яркие тетради, они же учебники. Читаешь условие, тут же, в отведенных линеечках или окошках, пишешь ответ. Такое впечатление, что авторы протестуют не только против советских методов обучения, прививается неуважение к печатной книге.

Учебник отличный. Те, кто кричит про сложность, видимо, желают, чтобы математика в головы детей вкладывалась сама. У меня ребёнок далеко не математический гений. С удовольствием, без истерик делает задания. Упражнения интересные, разноплановые, жаль в наше время таких не было.

DariaSkorpion аватар

Добрый вечер Это было в начале 2000- х годов. Родителям дали список литературы, кот. нужно было приобрести. И еще к этим учебникам всякие прописи, тетради, канцелярию и прочий бред. Вышло тогда дороговато, но по нашим сегодняшним временам даже дешево.

9563213 аватар

Ребенок не успевает усвоить пройденный материал. И без родителей не может решить. плюс ко всему этому учитель не может нормально объяснить тему и закрепить. не рекомендую эти учебники вообще использовать в обучении. Заниматься по ним очень сложно, постоянное перескакивание с темы на тему.

При подготовке материала использовались источники:
https://mel.fm/ucheba/shkola/3192685-peterson_math
https://irecommend.ru/content/matematika-piterson

Добавить комментарий