Региональная политика студентамХ / Региональные программы развития регионов
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.
Региональные программы – представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные.
Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».
Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..
Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности – областной; по функциональной ориентации – экологической; по масштабности проблемы – узкоспециализированной; по продолжительности – среднесрочной и т.д.
Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.
Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.
Основные задачи региональных программ:
- выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
- формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
- сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
- максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
- развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
- охрана окружающей среды;
- преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
- формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
- духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
- Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
- Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды.
- Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.
- Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные анализ социально- экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
- Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
- Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
- Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
- Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
- Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
- Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.
Программно-целевой подход в региональном управлении. Виды региональных программ
Программно-целевой подход в региональном управлении – это метод обеспечения социально-экономического развития региональной территории, реализуемый посредством аккумулирования необходимых ресурсов для достижения социально значимых целей в поставленные сроки на основе разработанных и принятых целевых программ развития.
Значение и содержание программно-целевого подхода в региональном управлении
Зарубежная и отечественная практика публичного управления позволяет охарактеризовать программно-целевой подход в качестве наиболее эффективного для решения задач развития территорий как местных, так и федеральных.
Использование программно-целевого подхода для регулирования развития региональной территории позволяет учесть специфику, проблемы, ресурсы региональной территории и на основе этого разработать программы, направленные на достижение социально значимых результатов в конкретные сроки.
Итак, в качестве главного инструмента программно-целевого подхода используются целевые программы. Разработка реализация целевой программы позволяет повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов, аккумулировать их для решения понятной конкретной срочной цели и соответствующих задач, обеспечивающих социально-экономическое развитие региональной территории.
Порядок разработки и содержание программ в региональном управлении
Программно-целевой подход реализуется посредством разработки и осуществления специальных региональных программ. Разработка конкретной целевой программы – это сложный многоплановый процесс, который направлен на исследование ситуации в регионе, установление проблемы социально-экономического развития и определение ресурсов, которыми региональная территория для решения такой проблемы располагает.
Последовательность действий при разработке региональной программы включает в себя следующие стадии:
- Исследование состояния региональной территории. Это предполагает изучение специфики природных, географических, экологических, производственных, инновационных, инвестиционных и иных экономических, а также других условий, определяющих уровень развития и благосостояния населения региональной территории и перечень и объем ресурсов, которые могут быть направлены на решение социально значимой задачи;
- Установление соотношения со стратегией социально-экономического развития федеральной и региональной территории. Изучение главных векторов развития федеральной и региональной территории, закрепленные в соответствующих концепциях и стратегиях развития или иных программных документах, в совокупности с исследование фактического состояния региональной территории позволяет получить представление относительно приоритетных на конкретный период времени задач управления, решение которых позволит обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное социально-экономическое развитие региональной территории.
- Если на уровне региона концепция развития еще не разработана, то прежде чем приступить к разработке реализации конкретных целевых программ, необходимо выработать общую концепцию развития региона в долгосрочной перспективе;
- Установление проблемы и разработка программы для ее преодоления.
«Программно-целевой подход в региональном управлении. Виды региональных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Здесь необходимо подчеркнуть, что для обеспечения социально-экономического развития региональной территории разрабатываются и реализуются разнообразные целевые программы в разных сферах публичного управления. При этом разработка программ реализуется по единому алгоритму: устанавливаются проблема, ресурсы для решения проблемы; разрабатывается перечень мероприятий; определяются ответственные за их реализацию субъекты; программа утверждается. После утверждения программы происходит ее непосредственная реализация, когда ответственные субъекты в оговоренные в программе сроки посредством использования установленного объема и перечня ресурсов реализуют программные мероприятия для решения поставленной проблемы.
Важно подчеркнуть, что эффективное осуществление целевой программы требует постоянного мониторинга эффективности ее реализации, реализации отдельных мероприятий и отдельных этапов программы, их корректировки в случае изменения внешней и внутренней среды или установления неэффективности предусмотренных программой мероприятий. Потому необходимо для реализации программно-целевого метода выстроить систему контроля эффективности осуществления программных мероприятий, программы в целом. Такой контроль необходим как для корректировки действующей программы, так и для учета положительных и отрицательных сторон конкретной программы при разработке и реализации будущих программ социально-экономического развития региональной территории.
Виды региональных программ
Региональная территория, являясь частью федеральной территории, одновременно объединяет муниципальные территории. Иными словами, управление региональным развитием предполагает усилия на всех уровнях публичного управления – от федерального до муниципального.
Федеративное устройство государства, а также сложное административно-территориальное его деление предполагает, что эффективность развития любой территории обеспечивается совместными усилиями всех уровней публичного управления, при этом отдельные вопросы отнесены исключительно к ведению конкретного уровня публичного управления.
Отсюда, к числу видов региональных программ развития можно отнести:
- федеральную программу, которая в том числе реализуется на региональной территории;
- непосредственно региональную программу. Такие программы самостоятельно разрабатываются и реализуются органами регионального управления или выступают в качестве подпрограммы федеральной целевой программы.
Кроме того, на территории регионов реализуются разнообразные муниципальные программы, в реализации которых органы публичного управления региона могут участвовать.
По содержанию программы, реализуемые на региональной территории, могут быть разделены на:
- отраслевые или функциональные, которые реализуются по конкретному направлению публичного управления;
- комплексные.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/1719767/
https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/programmno-celevoy_podhod_v_regionalnom_upravlenii_vidy_regionalnyh_programm/