6 Структура и содержание рабочей программы дисциплины
6.1 Рабочая программа должна определять роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки, отрасли техники или технологии; объем и содержание компетенций (умений и навыков, опыта деятельности), которыми должны овладеть студенты, и инструментария по оценке достижения поставленных целей обучения. Особое внимание следует уделять созданию условий для использования студентами рабочих программ дисциплин на самостоятельных учебных занятиях.
6.2 Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:
– четкое определение места и роли данной дисциплины в формировании компетенций или их элементов, указанных в ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
– установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины; своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер деятельности человека, связанных с данной учебной дисциплиной;
– последовательная реализация внутри- и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана специальности (направления подготовки);
– оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;
– улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы с учебной литературой;
– активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;
– учет региональных особенностей рынка труда.
Особый акцент следует сделать на применение в курсе современных информационных технологий.
6.3 Структурными элементами рабочей программы являются:
- титульный лист;
- лист согласования рабочей программы;
- 6.3.1 Титульный лист является первой страницей рабочей программы дисциплины и содержит основные реквизиты:
- факультет (институт);
- кафедра;
- название дисциплины;
- направление подготовки (специальность);
- профиль подготовки (для бакалаврских программ, реализуемых по профилям);
- наименование магистерской программы (для магистерских программ);
- специализация (для специальностей, реализуемых по специализациям);
- квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, специалист);
- форма обучения.
6.3.2 Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) основной части рабочей программы с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
6.4 В целом структура основной части рабочей программы должна содержать следующие разделы:
- цели и задачи освоения дисциплины;
- место дисциплины в структуре ООП ВПО;
- требования к результатам освоения содержания дисциплины;
- а) содержание разделов дисциплины; б) распределение часов; в) темы, выносимые на лекции; г) лабораторные работы; д) практические занятия (семинары);
- образовательные технологии;
- интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях;
- оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
- порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок.
- учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля):
а) основная литература;
б) дополнительная литература;
в) периодические издания;
г) программное обеспечение и интернет-ресурсы;
д) методические указания по видам занятий.
6.5 Для конкретной дисциплины в разделе «Содержание и структура дисциплины» не обязательно наличие всех подразделов, так как с учетом требований ФГОС ВПО и ПрООП ВПО при изучении дисциплины могут быть предусмотрены не все виды работ.
6.6 Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии должны быть общепринятыми в научной литературе.
6.7 Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.
Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Слово «программа» сейчас звучит везде, ему дают разные определения… А какие вообще могут быть программы?
Программа – это ёмкое, многоаспектное русское слово. В системе образования, в Законе «Об образовании» слово программа также употребляется для характеристики различных документов.
В системе образования существуют две программы, определяющие уровни образования: общеобразовательная и профессиональная.
К общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
При этом, в соответствии с Законом, каждый уровень имеет Основную образовательную программу: ООП начального, ООП основного и ООП среднего (полного) общего образования.
Что из себя представляет ООП? Именно стандарт определяет структуру основной образовательной программы.
Например, ФГОС начального образования определяет структуру ООП так: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися ООП, учебный план начального образования, программа формирования УУД, программы отдельных учебных предметов, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, система оценки достижения планируемых результатов.
Иначе говоря, основная образовательная программа образовательного учреждения – это все направления деятельности школы.
Мы же будем говорить о программах по учебным предметам.
Законом предусматривается, что образовательное учреждение имеет рабочие программы по учебным предметам. Часто в этом случае эксплуатируется красивое название – авторская программа.
Закон не предусматривает и не имеет толкования авторских программ. В Законе есть рабочая программа, значит, учитель в школе должен иметь свою рабочую программу. Любую? Нет! С утверждением ФГОСа начального образования стандарт жёстко определил структуру программ по учебным предметам.
Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Зачем она нужна? Учитель всегда работал и работает по программе.
Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.
Теперь же Стандарт, как уже говорилось, определил структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам.
Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.
Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ – программу по учебному предмету.
То, что на рынке учебной литературы появилось много рабочих программ, придуманных и составленных произвольно – это уже известно. Однако пользы для учителя от них мало.
Школа имеет право самостоятельно выбирать себе учебники. Но в соответствии с ФГОС надо составить рабочую программу, её нужно включить в основную образовательную программу школы, и программа по учебному предмету должна иметь жёстко установленную структуру.
А в чём тогда разница между рабочей, авторской и примерной программами?
Разница между авторской и рабочей уже понятна. Авторская не узаконена, пишется произвольно автором, может быть никак не связана со Стандартом.
Рабочая программа имеет установленную структуру и жёстко связана с разделами Стандарта, особенно с требованиями к результатам освоения ООП.
Примерные программы по учебным предметам готовятся по заказу Министерства образования и являются составной частью примерной основной образовательной программы и публикуются на сайте Министерства. Именно они могут быть положены в основу рабочих программ.
То есть директор школы или учитель свои разделы добавлять не может?
Программа по учебному предмету, курсу должна содержать определённые разделы, но это не значит, что нельзя добавлять что-то своё. У меня может быть рабочая программа по предмету, в которую наряду с остальным я ещё включу контрольные работы или планируемые результаты, которых надо достигнуть. Нужно показать (и самому учителю знать!), каких личностных, метапредметных и предметных результатов нужно добиваться, какое содержание вкладывается сюда и какие виды учебной деятельности будут применяться. Вот поэтому сейчас издательство в меру своего понимания начинает делать в помощь учителю рабочие программы, структура которых точно соответствует ФГОСу.
Если он представляет эту программу, нужна ли внешняя рецензия?
Закон этого не предусматривает. Учитель должен быть осторожен, когда покупает подготовленную издательством рабочую программу. Он должен помнить, что приказом министра определено, что должно быть в этой рабочей программе. И если он купил какую-то рабочую программу, в которой есть только три колонки тематического планирования, то это нельзя выдать за рабочую программу. То есть нужно обязательно посмотреть, соответствует ли структура и содержание программы ФГОСу, или нет. И если нет, ему придётся создавать свою программу и добавлять в неё всё, что требует стандарт. Поэтому издательство «Просвещение» с большим трудом, но делает рабочие программы, которые чётко отвечают федеральному стандарту. Надо сказать, что авторы сопротивляются, потому что они уже привыкли, что «я в своей программе расскажу о том, какой у меня новый, интересный курс, как я поступал, как я думал, когда создавал эту программу…» А ведь это учителю не надо! Фактически от пояснительной записки до тематического планирования – это государственный документ, а дальше уже начинаются особенности курса, которые и раскрываются в тематическом планировании.
Если учитель пишет рабочую программу, то она является частью основной образовательной программы учреждения, и соответствующую рецензию получает программа учреждения, а не отдельная рабочая программа?
Как правило, основная образовательная программа школы согласовывается с учредителем, а предметные программы смотрят предметники-методисты.
Что может рецензироваться в программе по учебному предмету? Структура определена ФГОСом, личностные, метапредметные и предметные результаты – в этой программе должны быть те, которые диктует стандарт. А если рецензируется содержание, то это странно, так как содержание – это отражение фундаментального ядра и фактически должно быть взято из примерных программ по учебным предметам. Структуру курса, который я выбрала, в общем-то, мне никто не может диктовать. Я в своей рабочей программе должна описать эту структуру, то есть рецензировать надо не программу, а учебник. А его уже отрецензировало Министерство, ведь учебник выбирается из федерального перечня, который утверждается Министерством. Рецензировать тематическое планирование вообще никто не должен, потому что это моё дело, как я его создаю. Вообще методы, приёмы обучения, распределение материала, скорость изучения – это всё моя методика, и её никто не рецензирует.
Всегда надо смотреть первоисточник. Сначала учителя должны прочитать ФГОС, выяснить, что в нём есть конкретно к учителю.
Если я как учитель несу ответственность за учебник, то выбор может быть только из федерального перечня.
Так определено Законом.
Раньше были результаты на конец классов, а сейчас есть этапы обучения!
Стандарт говорит, что есть планируемые результаты по всем предметам. В примерной основной образовательной программе, которая будет легализована Министерством, по всем предметам есть планируемые результаты, и на них учитель должен ориентироваться.
Правомерно ли руководство школы требует ссылаться на программы в печатном виде?
Не ваше дело, дорогая администрация! Вы можете только проверять пункты программы и стандарта. А где я её беру – создаю сам или покупаю -это ничем не ограничивается.
Должны ли быть в программе по предмету формы контроля?
Стандарт этого не предусматривает. Однако сама школа, в соответствии со ФГОС, как мы уже говорили, должна сделать школьную программу по системе оценивания. Методические объединения должны обсудить, какая система оценивания и контроля должна быть в школе.
Родители и проверяющие должны знать, что в школе есть самооценка, тестирование раз в две недели или что-то иное.
Поступают вопросы от учителей: нужно ли грифовать программы?
Я бы успокоила людей в том, что, к сожалению, они не одиноки! По всей видимости ни завуч, ни директор не знают о том, что уже более пяти лет Министерство образования не грифует программы, Министерство образования экспертирует только учебники. И Закон «Об образовании» предусматривает только экспертизу учебников. Поэтому программу с грифом можно найти только до 1995 года выпуска.
Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО
рабочая программа на темуРабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели). Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение Размер struktura_rabochey_programmy_po_uchebnomu_predmetu.docx
24.22 КБ Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы по учебному предмету,
курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели). Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) титульный лист
2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
3) общую характеристику учебного предмета, курса;
4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса на один учебный год ;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
9) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Структура рабочей программы (ФГОС ООО)
1. На титульном листе указывается:
наименование образовательного учреждения (полностью);
поля для согласования/утверждения программы;
название Программы (предмет, курс); адресность (класс или ступень обучения)
сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
год разработки рабочей программы
В тексте пояснительной записки следует указать:
– соответствие рабочей программы Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования
-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);
3. Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ (В.В.Воронкова) или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
6. Содержание учебного предмета, курса
В описании содержания указываются разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.
Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:
– наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
– перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
– направления проектной деятельности обучающихся,
– использование резерва учебного времени.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)
Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.
Структура календарно – тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)
В разделе указываются:
-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
– дополнительная литература для учителя и учащихся;
-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; ( возможен табличный вариант.)
В списке литературы описание каждого произведения должно приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. – М: Просвещение. 2006 г. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
(на уровень обучения)
В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам
-для базового уровня результатов «выпускник научится»,
-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Приложения к программе
– основные понятия курса; – темы проектов; – темы творческих работ; – методические рекомендации и др.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/9960304/page:3/
https://nsportal.ru/blog/shkola/inostrannye-yazyki/all/2015/10/21/chto-takoe-rabochaya-programma-i-zachem-ona-nuzhna
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/11/06/struktura-rabochey-programmy-po-uchebnomu-predmetu-kursu-0