Программа защитное вождение что это
По статистике подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вызвано опасными или неправильными действиями участников дорожного движения. И здесь очень многое зависит от мастерства водителя: его умения управлять автомобилем в нестандартных ситуациях, а еще лучше – уметь избегать их.
Учебно-методический комплекс «Защитное вождение» представляет собой готовый продукт, включающий дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации рабочих по курсу целевого назначения водителей любых категорий; рекомендации по проведению контроля знаний и умений слушателей, оценивающие степень сформированности практических навыков, закрепления опыта защитного вождения с точки зрения психологической готовности к безопасному управлению автомобилем; профессиограмму водителя, раскрывающую специфику профессионального труда и требований, предъявляемых к специалисту; дидактические материалы для сопровождения обучения водителей и самообучения; презентационные материалы; интерактивный макет; тренажер-имитатор; автоматизированную обучающую систему.
Обоснованием необходимости ежегодного обучения (повышения профессионального мастерства) водителей является не только требование системы автомобильного транспорта, но и нормативные требования по охране труда, а также предъявляемые повышенные требования безопасности к профессии водителя.
- повысить ценность собственной жизни обучающихся;
- улучшить способность к прогнозированию поведения окружающих участников дорожного движения;
- снизить вероятность попадания в дорожно-транспортные происшествия сотрудников, управляющих транспортными средствами;
- мотивировать водителя к применению защитного стиля поведения;
- показать преимущества, которые дает защитное вождение и возможные потери в случае дорожно-транспортного происшествия;
- углубить знания правил дорожного движения и ознакомить водителей с их актуальным состоянием.
Данные материалы представлены в различных формах, выбор которых зависит от содержания и целей тестирования, что придает процессу контроля структурную целостность и определенность, процедурную организованность.
Сборник лекций по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации рабочих по курсу целевого назначения «Защитное вождение» является учебным пособием для обучения рабочих по профессии «Водитель». В нем содержится систематизированная информация, дополняющая учебный материал, предусмотренный программой.
С целью улучшения восприятия и усвоения изучаемого материала к сборнику лекций разработана презентация.
Интерактивный макет – это метод ситуационного моделирования управления транспортными средствами в штатных и нештатных ситуациях. Данный макет используется как средство наглядной демонстрации с помощью вспомогательного технического средства обучения при проведении как теоретических, так и практических занятиях с водителями автотранспортных средств различных категорий.
Интерактивный макет позволяет спроецировать реальную ситуацию, возникшую на дороге, что помогает обучающимся сопоставить теоретический материал с тем, как такая ситуация выглядит на самом деле.
Применение интерактивного макета и метода ситуационного моделирования обеспечивает формирование готовности участников дорожного движения к прогнозированию появления предаварийных ситуаций, выявлению условий их появления, а также предупреждению аварийных ситуаций, надежность личности в случае возникновения транспортного происшествия и в послеаварийный период. Водитель становится способным выходить из аварийной ситуации с сохранением собственной жизни и наименьшими потерями.
Цель тренажера – научить водителя предугадывать возможные варианты событий в зависимости от дорожной ситуации для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Перед пользователем ставится задача доехать до пункта назначения без дорожно-транспортных происшествий. При работе на тренажере отображается карта города, маршрут и точки на карте, где может произойти опасная дорожная ситуация. В каждой ситуации обучающемуся выдается задание и краткое разъяснение в виде компьютерной анимации обзора из кабины и текстового описания.
Каждая дорожная ситуация анимирована и разбита на реперные точки, в которых обучающийся должен принять одно из предоставленных решений за определенное время и с минимальным количеством попыток. Каждое решение ведет к последствиям. При работе на тренажере пользователю предлагается описание и визуализация (3D-анимация) дорожной ситуации.
Подробно о защитном вождении
В начале 2000 года, в отличии от Европы и США в России Защитное вождение отсутствовало как понятие и как продукт российских учебных центров. Началось все с потребности иностранных компаний, так как в компаниях есть глобальная политика по безопасности, при использовании корпоративного транспорта, которая определяет правила безопасного использования автотранспорта компании и требования которые предъявляются к сотрудникам компании при управлении автомобиля, предоставленным компанией. Одно из требований такой политики компании является периодическое прохождение тренинга по безопасности вождения. Целью данного тренинга является улучшение навыков безопасного вождения и снижения рисков при вождении. Однако в тот период в России не существовало таких учебных центров по преподаванию Защитного вождения. Мало кто понимал, что это такое и зачем опытному водителю дополнительное обучение вождению автомобиля. Интересно что название: «Защитное вождение» – это дословный перевод с английского языка американского курса «Defensive driving». До сих пор это словосочетание в России используется для названия тренингов по Безопасному вождению корпоративного транспорта.
-
У менеджеров отдела безопасности иностранных компаний, работающих в России было два пути:
- 1) приглашать специалистов из других стран;
- 2) нанимать местных инструкторов в учебных центрах.
Но оба варианта имели больше минусов чем плюсов. В первом варианте преподавание было на английском языке и было довольно эффективно для англоговорящих сотрудников. Но в случае проведения тренинга для русско-говорящих сотрудников появлялись минусы:
1) Переводчики не обладали достаточным уровнем понимания и терминологии Защитного вождения, поэтому тренинг довольно сильно искажался и увеличивался во времени.
2) Тренинг по безопасности вождения мог с большей вероятностью не восприниматься серьезно, ввиду того, что наши водители не считали мнение иностранного тренера авторитетным, полагая что в России нужно ездить не так как им обьясняет тренер из, например Великобритании.
Компании, которые пошли по второму пути обнаружили, что единственные тренинги для опытных водителей в России в начале 2000-х проводят на автодромах специалисты по контр-аварийной подготовке, в большинстве своем выходцы из автоспорта. Долгое время в США и Европе считалось, что автогонщики лучше всех знают как водить автомобиль и способны этому научить. Многие исследования по влиянию на обычных водителей тренингов полигонной подготовки, скоростного вождения, управления скольжениями доказали обратное. Но в России этот миф еще жив. Хотя по данным международных исследований подобные тренинги имеют существенные недостатки и возможные опасные последствия в виде завышенной самооценки у участников тренинга и как следствие рискованному поведению на дорогах общего пользования.
В результате растущего спроса на тренинги по Защитному вождению начали появляться частные компании, которые взяли за основу методологию американских тренинговых компаний, например Smith System Training, как наиболее простую в адаптации и применении для проведения тренингов Защитного вождения. И на сегодняшний момент многие тренинговые компании в России применяют эту методологию. В отличии от Европейского направления Продвинутого вождения, в Американском методе на тренинге показывают видео ролики с сильным эмоциональным воздействием – как правило сюжеты со смертельными исходами и последующим переживаниями близких погибшего в ДТП. Дают материал в большей степени виде инструктажа с рекомендациями и приемами, которые тренируют на практике с тренером в автомобиле по дорогам общего пользования. Приемы довольно просты и однозначны. Делаешь так- будет хорошо, а не делаешь – будет как на теории в видео показали.
Читайте также:
Зачем нужно учиться
защитному вождению
Приемы Защитного вождения сотрудники довольно быстро выучили и с готовностью демонстрируют на очередном обязательном тренинге на практике тренеру, а на теории соглашаются или просто терпят, так как пользоваться служебным автомобилем гораздо выгодней, чем личным. Отзывы о таком варианте тренинга в большинстве своем будут положительными, так как нового ни чего не узнали, но видео новое посмотреть принесли, отвлекли от рутины, дали возможность высказать свое мнение о наших дорогах и окружающих нас водителях, в общем интересно и приятно провели день тренинга, который еще и оплачивается как полноценный рабочий день. Как сказала мне одна менеджер отдела охраны труда и безопасности компании, что ей нужен тренинг, который развлечет ее «офисный планктон» и может кто-то из них задумается о безопасности вождения.
Таким образом тренинг Защитного вождения, стал продуктом интересным в большей степени для руководства компаний. Продукт, на создание которого даже не требует серьезных усилий по оригинальной разработке материала и значительных финансовых затрат, но при это с каждым годом резко растущим на него спросом.
И как у любого продукта на рынке есть потребитель. Например, если у компании есть такая потребность в тренинге, проведением которого закроется на два года вопрос по требованиям политики по безопасности, то в таком формате водитель будет придатком или даже инструментом, с помощью которого компания получит сертификаты о успешно проведенном тренинге, а провайдер обучения вознаграждение за проведение своего «уникального» тренинга.
По моему убеждению тренинг Защитного вождения должен быть сфокусирован на водителя, как на конечного потребителя продукта. Целью которого – за короткий срок помочь улучшить и в дальнейшем самостоятельно развивать способность водить автомобиль безопасно. И развить понимание водителя как управлять современным автомобилем эффективно, экономично а главное безопасно.
В тренинге важно найти индивидуальный подход для каждого участника как на теории так и на практике, иначе тренинг быстро может превратиться в формальное доведение информации со слайдов – инструктаж по технике безопасности.
Предлагая участникам использовать системный подход в совершенствовании своего вождения. Это улучшает способность водить автомобиль: осознанно принимая решения; не только распознать риски но и управлять рисками. Например метод практического обучения «Вождение с комментариями» должен быть многоуровневым. Если тренировать только первый уровень – говорить вслух распознанные опасности, то это не имеет смысла без развития этого метода на следующие уровни управления рисками вождения.
Улучшая способность к самоанализу и оценки своего вождения мы помогаем сделать вождение ответственным перед самим собой, а не только перед компанией.
Помогаем осознать и почувствовать как снизить уровень усталости, при этом улучшить физический контроль автомобиля в реальных дорожных условиях. Как сделать поездку своих родных и близких и не только пассажиров комфортной с объективной точки зрения.
Есть способы без страшных видеороликов на теории, управляемых скольжений, объездов «внезапных» оранжевых конусов и скоростных змеек на полигоне показать, понять и почувствовать безопасный контроль скорости автомобиля на дорогах общего пользования и получать вместе с вашими пассажирами от этого контроля удовольствие.
В современном понимании Защитное вождение имеет многоуровневый подход в обучении основанный на матрице обучения водителей (GDE Matrix). Улучшение навыков не только управления автомобилем-первого уровня Матрицы но и остальных трёх уровней вождения которые включают в себя:2-й уровень взаимодействия с другими участниками движения, контроль риска конфликтных ситуаций, развитие способов коммуникации. 3-й уровень связан со знаниями и рисками планирования как ежедневных так и дальних.4-й уровень Матрицы это стремления, цели в жизни, мотивационная сфера, жизненная позиция, установки и их влияние на принятие решений при вождении автомобиля. Каждый из 4-х уровней оказывает друг на друга влияние. Целью тренинга Защитного вождения должна быть улучшения и развитие понимания своей роли в вождении и ответственность за решения водителя на каждом из 4-х уровней Матрицы.
Защитное вождение
Обучаем защитному вождению для развития навыков безопасного управления. Курс подходит для водителей легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Наш тренинг одобрен и утвержден крупными нефтяными концернами и иностранными компаниями, работающими на территории России.
Мы учим использовать системный подход в совершенствовании своего вождения. Это улучшает способность водить автомобиль – осознанно принимать решения, не только распознать риски, но и управлять ими.
Улучшая способность к самоанализу и оценке своего вождения, мы помогаем сделать вождение более ответственным перед самим собой, а не только перед компанией-работодателем. Обладание такими навыками позволяет осознать и прочувствовать как снизить уровень усталости, улучшить физический контроль автомобиля в реальных дорожных условиях, сделать поездку своих родных и близких комфортной с объективной точки зрения.
Программы обучения
Тренинг с Российской сертификацией
Языки обучения
- Русский
- Английский
Подробнее про обучение
Защитное вождение предназначено для водителей, имеющих опыт вождения. На тренинге мы применяем педагогические методы обучения взрослых людей. На курсе обучение теории идёт интерактивно, вовлекая каждого участника в процесс обучения, применяются медиа-файлы и раздаточные материалы. Обучение делится на теоретическую и практическую часть.
Есть способы, без страшных видеороликов на теории, управляемых скольжений, объездов «внезапных» оранжевых конусов и скоростных змеек, на полигоне показать, понять и почувствовать безопасный контроль скорости автомобиля на дорогах общего пользования и получать вместе с вашими пассажирами от этого контроля удовольствие.
Обучение по матрице обучения GDE Matrix
В современном понимании защитное вождение это многоуровневый подход в обучении основанный на матрице обучения водителей (GDE Matrix).
- уровень — улучшение навыков не только управления автомобилем
- уровень – взаимодействие с другими участниками движения, контроль риска конфликтных ситуаций, развитие способов коммуникации
- уровень связан со знаниями и рисками планирования как ежедневных так и дальних.
- уровень матрицы это стремления, цели в жизни, мотивационная сфера, жизненная позиция, установки и их влияние на принятие решений при вождении автомобиля
Каждый из 4-х уровней оказывает друг на друга влияние. Цель – улучшить и развить понимание своей роли в вождении и ответственность за решения на каждом из 4-х уровней.
Программа курcа Защитного вождения
- Общие положения о безопасности вождения автомобиля
- Обучение приёмам наблюдения
- Развитие приемов коммуникации
- Задачи и ситуации, принятие решений
- Защитное зимнее и летнее вождение
- Контроль поведения – отработка приемов
- Отработка распознавания опасности в различных ситуациях
- Контроль окружающего пространства
- Приемы контролирования положения автомобиля и выбора скорости
- Вождение в условиях ограниченой видимости
- Обеспечение безопасности пассажиров и груза
- Системы активной и пассивной безопасности современного автомобиля и взаимодействие с ними
Отзывы
Стоимость
Цена курса зависит от количества участников и места проведения тренинга. Минимальная стоимость – от 5500 рублей за человека.
Корпоративные обучения рассчитываются индивидуально.
Обучение водителей возможно в любом регионе России.
О защитном вождении
Началось все с потребности иностранных компаний. На западе приняты программы по безопасности при использовании корпоративного транспорта, которые определяют правила безопасного использования автотранспорта компании и требования, которые предъявляются к сотрудникам компании при управлении автомобилем. Читать далее
Спецпредложение
При заказе курса для сотрудников, директора обучим бесплатно!
Видео о защитном вождении
Мы не только обучаем, но и снимаем обучающие видео для наших клиентов.
При обучению защитному вождению наши инструкторы используют современную цифровую систему обучения. подробнее
При подготовке материала использовались источники:
http://ukhtakos.ru/safety/
https://www.a-driver.ru/defensive-driving/zashitnoe-vozhdenie/
https://www.a-driver.ru/defensive-driving/