...

Программа спт что это

Социально-психологическое тестирование

За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции.

Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.

Вторая тревожная тенденция – подростковый суицид. Огромный медийный эффект имела тема так называемых «групп смерти». Это паблики ВКонтакте, в которых подростки следовали за своими кураторами, что в процессе этой игры приводило их к самоповреждению, либо даже к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют интерес к теме суицида. Этот феномен диагностирует суицидальную наклонность у многих подростков. Дети не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят себя среди социальных возможностей.

Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.

Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится в соответствии с пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», Приказом министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования» (далее Порядок) и приказом Министерства образования от 10.09.2020№ 307-11-05 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в 2020/21 учебном году».

Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура проведения социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.

Единая методика социально-психологического тестирования.

Проведение социально-психологического тестирования рекомендовано с использованием единой методики социально-психологического тестирования (далее ЕМ СПТ). Данная методика применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 до 18 лет включительно (или обучающихся в 7-11 классах общеобразовательных организаций и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования) .

Целью тестирования является выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наличии наркотической или иной зависимости респондента.

К организации проведения социально-психологического тестирования в субъекте Российской Федерации и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ.

Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Принципы построения и проведения методики.

Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.

Принцип единообразия проведения.

С целью получения достоверных сопоставимых результатов, процедура проведения ЕМ СПТ должна соответствовать единому стандарту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для проведения социально-психологического тестирования «Отношение к вредным привычкам»

Анкета для проведения социально-психологического тестирования “Отношение к наркотикам”.

Информационное согласие родителей на социально-психологическое тестирование на наркотики

Социально-психологическое психологическое тестирование.

Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.

В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что .

приказ 574 от 26.09.17г о проведении социально-психологического тестирования

приказ о социально-психологическом тестировании.

ПРИКАЗ.О проведении социально-психологического тестирования
Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Презентация для родителей и классных руководителей на тему “Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных вещест.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ&raquo.

Статья для родителей по Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ)

Уважаемые родители! Данная статья адресована вам, с целью прояснить и проинформировать об наркотестировании.

Ежегодно по приказу Министерства образования и науки РФ в России в рамках Месячника психологического здоровья с 15 октября по 15 ноября проводится в школах анонимное (подчеркиваю ещё раз АНОНИМНОЕ) тестирование, направленное на измеряющую личностную склонность к потенциальному вовлечению школьников в потребление наркотиков. В то же время создатели методики ни в коем случае не пытались создать опросный инструмент для выявления наркоманов. Более того, авторы убеждены, что ставить точный диагноз о выявлении наркоманов посредством опросного тестирования невозможно и легкомысленно. Поэтому данный комплекс тестов всего лишь выявляет некоторые личностные характеристики, которые на основе предварительного научного анализа были выделены как наиболее характерные для детей, склонных быть подверженными этой пагубной привычке. Что же конкретно измеряют данные тесты?

Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:

1) некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;

2) особенности стратегий при решении жизненных проблем;

3) особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.

Первый блок тестов позволяет получить ответы на следующие вопросы:
– Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?
– Насколько он сам способен управлять своим поведением?
– Насколько он может контролировать свои эмоции?
– Склонен ли школьник к каким-либо зависимостям?
– Склонен ли школьник к рискованному поведению?
– Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?
– Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?
– Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?
– Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?
– Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?
Второй блок характеризует отношения с “мамой или другим близким человеком” (если ребенок не живет с матерью или матери нет) с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:
– принимать его таким, какой он есть;
– сопереживать и сочувствовать ему;
– быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.

Помимо этого, тест в целом дает понять, насколько между матерью и ребенком присутствует взаимопонимание.

Не нарушает ли методика законы этики в психологическом исследовании?

Законы этики психологического исследования, принятые как РПО (Российским психологическим обществом), так и АРА (American Psychological Association) предписывают соблюдать следующие базовые принципы: непричинения вреда, отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия вмешательства в частную жизнь, отсутствия обмана.

По всем данным пунктам данное тестирование может быть признано этичным:
1) во-первых, оно не приносит пагубные вредоносные последствия для его участников, потому что тестирование само по себе в чрезвычайно редких случаях “грешит” такими последствиями;
2) во-вторых, школьников и их родителей информируют об участии в исследовании;
3) в-третьих, исследование проводится 100% анонимно, даже в случае принятия решения о включении респондента в так называемую “группу риска” происходят дальнейшие проверки, уже медицинского характера, учитывающие все этические требования (например, от них просто можно отказаться);
4) в-четвертых, исследователи не обманывают респондентов, т.к. цели данного опроса не скрываются от аудитории: в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска и не более чем.

Сколько длится тестирование?

По времени само тестирование должно уложиться в академический час, причем, как правило, большинство опрашиваемых школьников справляются с заданиями теста значительно быстрее.

Возраст. Тестированию подлежат обучающиеся общеобразовательной организации в возрасте от 13 лет и старше. Тестирование проводится анонимно и при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, или информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

Образец информированного согласия

Информированное согласие родителей (законных представителей)

Я, нижеподписавшийся (аяся)_____________________________________________________________________________ ,

добровольно даю согласие на участие в социально-психологическом тестировании и на проведение медицинского профилактического осмотра, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Я получил(а) объяснения о цели тестирования, о его деятельности, а также информацию о возможных результатах тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования.

Я полностью удовлетворён(а) полученными сведениями.

Я согласен(на) выполнять инструкции, полученные от уполномоченного лица, проводящего тестирование.

«_____»________________ 2018г. Подпись_____________________________

Напоследок, если возникли вопросы по поводу данного тестирования, Вы можете обратиться непосредственно к школьному психологу.

Евдокия Кеулина

При подготовке материала использовались источники:
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/12/20/chto-takoe-sotsialno-psihologicheskoe-testirovanie
https://infourok.ru/statya-dlya-roditelej-po-edinoj-metodiki-socialno-psihologicheskogo-testirovaniya-em-spt-4682063.html

Добавить комментарий