Программа психологической коррекции личности что это
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы дня осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека [6].
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции [12].
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки [8].
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
— четко формулировать цели коррекционной работы;
— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
— отобрать методики и техники коррекционной работы;
— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10–15 мин в начале коррекционной программы до 1,5–2 ч на заключительном этапе);
— разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
— реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
— подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности [7].
Принципы
Психокоррекция опирается на законы развития и функционирования мозга. Высшие психические функции составляют основу психики человека. Внимание, память и мышление глубоко формируют способ взаимодействия с миром и собой. Нарушение работы этих функций ведёт к изменению поведения, реакций, личности. Восстановление работы психических функций возвращает личность в нормальное состояние. В основе лежит работа с психологическим механизмом, который, в свою очередь, лежит в основе психической функции. Психотерапия основывается на том, что травматичные события прошлого влияют на настоящее. Поиск и проживание этих событий ведут к улучшению состояния сейчас. Для психотерапии нет единых принципов объяснения работы психики. Каждое направление опирается на свою структуру психики и способ взаимодействия с миром. Обычно используются уровни личности, черт характера, установок, убеждений. В основе лежит работа с предполагаемым способом функционирования личности.
Методы
Психокоррекция пользуется как нейропсихологическими методами, так и методами когнитивной психотерапии. Психомоторная коррекция на основе работы с дыханием, самомассажем, использование глазодвигательной техники позволяют обеспечить соответствующий тонус нервной системы, стимулировать эмоциональные проявления. Для работы с психическими функциями используются методы нейропсихологической коррекции памяти и внимания через опосредование. Работа с эмоциями идёт посредством арт-терапевтических техник. Осмысление и анализ помогают осуществить методы когнитивной терапии. Психотерапия не имеет общих для всех методов воздействий. В основном используются методы беседы, включенного наблюдения, сократического диалога, телесные упражнения, внушения и самовнушения, анализа и рефлексии. Каждый метод может быть хорош на определённом этапе воздействия. Зачастую психотерапевт не контролирует процесс, в который погружает испытуемого.
Продолжительность
Психокоррекция – краткосрочный способ помощи, и в среднем занимает 2-3 месяца. Это связано со способностью нервной системы перестраиваться и формировать новые функциональные системы. Психотерапия в самом коротком варианте продолжается от полугода. В среднем психотерапия продолжается 1-1,5 года. Это связано со значительным временем для понимания себя в роли клиента и способностью раскрывать переживания на глубоком уровне.
Мишень воздействия
- Первый блок мозга – непроизвольная регуляция (подкорковые системы);
- Второй блок – взаимодействие с собой и миром (высшие психические функции);
- Третий блок – произвольная регуляция (корковые системы).
Одновременное воздействие позволяет восстанавливать нарушенные связи и создавать взамен новые по методу замещающего онтогенеза.
Психотерапия воздействует на проблему, отношение к проблеме, эмоции и состояние. В каждом направлении психотерапии свои мишени воздействия. В гештальте и телесной терапии – эмоции и их телесное проявление, в психоанализе – бессознательные комплексы, в когнитивной – иррациональные мысли и убеждения.
Результаты
Психокоррекция сравнима с ремонтом сломанного автомобиля. Все системы проверены, двигатель привели в порядок, можно снова ехать. При этом остаются нетронутыми мелкие несущественные особенности, вроде царапин на кузове. В психологическом смысле психокоррекция восстанавливает нормальную работу мозга и психических функций и тем самым позволяет решать адекватным способом возникающие трудности.
Психотерапия в аналогии с ремонтом автомобиля скорее помогает выбрать новые накидки на сиденья, отрегулировать приборы. Если отказали тормоза, то психотерапия не поможет остановиться без последствий. Но поможет понять, из-за чего они сломались. В психологическом смысле психотерапия позволяет улучшить качество жизни и отшлифовать некоторые модели реагирования и поведения.
Клиенты
Психокоррекция подходит здоровым людям, тем, кто находится в невротическом состоянии вне обострения, а также людям, перенесшим травмы головы, инсульты.
Психотерапия рассчитана на здоровых людей. Отдельные направления, например, когнитивно-поведенческая психотерапия, имеет протоколы для работы с невротическими состояниями (тревожные и депрессивные расстройства) и психотическими (шизофрения) вне фазы обострения.
Понятие и особенности психологической коррекции личности.
Понятие психологической помощи включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:
– психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
– психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.
Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те, или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так, например, в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.
Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии, до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных психотерапевтических систем, направленных на личностные изменения). Однако и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психопрофилактики, которые взаимно пересекаются.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий “психологическая коррекция” и “психотерапия”. Разница между понятиями “психотерапия” и “психокоррекция” состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.
Одной из главных особенностей психокоррекции является то, что в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту, а также то, что такая коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени психологического нарушения.
При подготовке материала использовались источники:
https://studbooks.net/903042/psihologiya/osnovnye_vidy_psihokorrektsionnyh_programm
https://www.b17.ru/article/psycorr/
https://www.b17.ru/blog/283295/