Учебно-производственная документация, ее характеристика
В состав учебно-производственной документации по производственному обучению профессии входят: программа производственного обучения и Перечень учебно-производственных работ (УПР), технологические и инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы по профессии (операционные и комплексные), план производственной деятельности ученической группы на месяц, техническая документация (правила эксплуатации оборудования), ряд других документов.
Рабочая программа производственного обучения разрабатывается на основе регионального компонента Государственного образовательного стандарта по профессии и примерной программы производственного обучения, утверждается программа руководителем учебного заведения. Производственное обучение учащихся является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности. Производственное обучение, как и было указано, организуется в соответствии с государственным образовательным стандартом в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и включает следующие этапы:
- производственное обучение в учебных мастерских для получения первичных профессиональных умений и навыков;
- производственное обучение;
- практику предвыпускную для овладения первоначальным профессиональным опытом.
Программа производственного обучения раскрывает дидактически обоснованное содержание и последовательность процесса овладения учащимися всеми видами профессиональной деятельности в соответствии с Государственными требованиями для данной профессии на всех этапах производственного обучения. Программа производственного обучения предусматривает обеспечение:
- готовности выпускника к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационной характеристикой;
- последовательное расширение круга формируемых умений и навыков и их усложнение по мере перехода от одного этапа производственного обучения к другому;
- неразрывную связь производственного обучения с теоретическим.
При разработке программы производственного обучения необходимо реализовать следующие основные требования:
- отбор содержания производственного обучения на основе анализа профессиональной деятельности будущего специалиста, выявление основных умений и навыков, необходимых для овладения и подбора соответствующих им видов работ;
- возрастание уровня требований к профессиональной подготовке специалиста по этапам и видам практики;
-учет знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения, а также умений и навыков, приобретенных на практических занятиях;
– соответствие содержания производственного обучения состоянию и развитию науки, техники и технологии производства.
Структура рабочей программы производственного обучения профессии и содержание ее раздело
Рабочая программа производственного обучения содержит следующее:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- 1. Титульныйлист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- наименование профессии;
- место и год издания.
На оборотной стороне титульного листа указывается дата рассмотрения и утверждения, сведения об авторе и рецензентах.
Методические особенности планирования производственного обучения в ПТУЗ
Под планированием производственного обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях.
Основой производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях является участие учащихся в производительном труде. Вместе с тем программа производственного обучения не раскрывает, какие конкретно, в какой последовательности, сколько учебно-производственных работ должен выполнить учащийся, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Эта задача перевода требований учебной программы на язык конкретной учебно-производственной деятельности учащихся решается путем правильно организованного планирования производственного обучения. Большую роль играет правильно организованное планирование производственного обучения для установления связей производственного обучения со специальными предметами.
Учитывая все это, основными задачами планирования производственного обучения являются:
обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программ;
обеспечение правильного подбора учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределения их между учебными группами, полной и равномерной загрузки учащихся, рационального использования учебно-материального оснащения учебного заведения;
создание условий для рациональной организации и своевременного материально-технического оснащения производственного обучения;
определение объема и сроков выпуска продукции, изготавливаемой учащимися в процессе производственного обучения, обеспечение целесообразного и экономного использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на производственное обучение;
планирование (перспективное и текущее) работы мастера производственного обучения.
Планирование производственного обучения – задача производственно-педагогическая. Это требует от организаторов производственного обучения – заместителя директора учебного заведения по учебно-производственной работе, старшего мастера и мастеров производственного обучения глубоких знаний производственно-технических возможностей процесса производственного обучения, владения психолого-педагогическими основами производительного труда учащихся на различных периодах производственного обучения.
В процессе производственного обучения в тесной взаимосвязи решаются учебные и производственные задачи, хотя между ними могут быть определенные противоречия. Специфика и искусство планирования учебно-производственного процесса заключается в том, чтобы обе эти задачи решались в единстве, дополняли друг друга.
Планирование производственного обучения включает следующие основные элементы:
педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ учащихся; разработку на этой основе перечней таких работ;
планирование учебно-производственной деятельности группы на определенный отрезок времени;
планирование производственного обучения при нефронтальной организации учебного процесса.
Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственного труда учащихся. Нормирование в этом смысле является составной частью планирования, основой для количественных расчетов производственных планов. В этой связи вопросы планирования производственного обучения и нормирования учебно-производственных работ рассматриваются во взаимосвязи.
Программа производственного обучения что это такое
Программа производственного обучения – это документ, определяющий содержание производственного обучения по определенной профессии и специальности, круг умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Программа производственного обучения разрабатывается на основе Государственного стандарта начального профессионального обучения (НПО), применительно к соответствующей профессии и специальности.
Программа производственного обучения разрабатывается на блочно-модульной основе и включает, как правило, профессиональные и специальные блоки, отражающие федеральные и региональные компоненты содержания обучения.
Любая образовательная программа имеет:
а) Пояснительную записку, в которой определены основные цели, структурная модель изучения данного предмета, минимальный объем знаний и умений. Даны методические указания по организации учебного процесса;
б) Сводный учебный план, в котором все содержание дисциплины разбито на разделы и подразделы с указанием количества часов на их изучение по всем курсам;
в) Перечень знаний и умений формируемых у учащихся;
г) Тематический план для каждого курса, в котором указываются подразделы и логическая последовательность тем, а также количество часов на их изучение.
Сводный учебный план и тематический могут быть совмещены;
д) Для всех классов в соответствии с тематическим планом приведено краткое содержание каждой темы, в котором перечислены основные изучаемые понятия, приведен примерный перечень практических работ и упражнений, обозначены рекомендуемые программой объекты труда.
Согласно государственному образовательному стандарту программы могут быть трех уровней:
1) федеральные (типовые);
2) региональные (примерные);
Программы 2 и 3 уровней разрабатываются с учетом федеральных, но могут иметь свои регионально-местные особенности, для реализации которых разрешается изменение 10-30 процентов базового федерального минимума.
Региональные программы разрабатываются под руководством Главного управления образования администрации региона (области).
Местные программы разрабатываются педагогами образовательных учреждений. Существует два варианта корректировки учебных программ:
Фрагмент рабочей программы
Тема 11. Оштукатуривание колонн и пилястр
Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.
Ознакомление с приемами подготовки к работе и уходу за инструментами, приспособлениями и инвентарем.
Провешивание колонн и устройства марок и маяков. Крепление шаблонов для кольцевых маяков.
Оштукатуривание четырехгранных колонн (пилонов). Навешивание правил по отвесу и оштукатуривание по очереди всех граней колонны. Заделка повреждений после снятия правил. Отделка углов.
Оштукатуривание круглых колонн постоянного сечения и сужающихся. Разравнивание раствора рейкой – шаблоном по кольцевым маякам. Навешивание правил и протягивание раствора шаблонами с профилем части окружности.
Оштукатуривание пилястр. Навешивание реек и вытягивание пилястр шаблонами. Оштукатуривание сильно выступающих пилястр по навешенным правилам. Натирка лузговых и усеночных углов.
Проверка качества выполнения работ в соответствии с требованиями СНиП.
2. Провешивание колонн и пилястр.
3. Устройство маяков на колоннах и пилястрах.
4. Технологический процесс оштукатуривания гладких четырёхгранных колонн.
5. Оштукатуривание круглых гладких колонн и многогранных.
6. Особенности оштукатуривания ниш.
7. Требования к качеству работ при оштукатуривании колонн, пилястр и ниш.
8. Применяемые инструменты и приспособления
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/9276457/page:4/
https://studbooks.net/1852413/pedagogika/metodicheskie_osobennosti_planirovaniya_proizvodstvennogo_obucheniya_ptuz
https://studbooks.net/2026253/pedagogika/rabochaya_programma_proizvodstvennogo_obucheniya