Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “b”
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “B” (далее – Примерная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165) (далее – Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).
Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.
Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Базовый цикл включает учебные предметы:
“Основы законодательства в сфере дорожного движения”;
“Психофизиологические основы деятельности водителя”;
“Основы управления транспортными средствами”;
“Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии”.
Специальный цикл включает учебные предметы:
“Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории “B” как объектов управления”;
“Основы управления транспортными средствами категории “B”;
“Вождение транспортных средств категории “B” (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)”.
Профессиональный цикл включает учебные предметы:
“Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом”;
“Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом”.
Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).
Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц, не достигших 18 лет.
Программа подготовки водителей категории В
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа подготовки водителей категории В (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Водительское удостоверение:
- Бланк заявления на замену водительского удостоверения
- Водительское удостоверение документ удостоверяющий личность
- Водительское удостоверение международного образца
- Выдача водительского удостоверения
- Госпошлина за замену водительского удостоверения
- Показать все
- Водительское удостоверение:
- Бланк заявления на замену водительского удостоверения
- Водительское удостоверение документ удостоверяющий личность
- Водительское удостоверение международного образца
- Выдача водительского удостоверения
- Госпошлина за замену водительского удостоверения
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 25 “Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами” Федерального закона “О безопасности дорожного движения” “Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний в их системном единстве следует, что для допуска к сдаче экзаменов на получение права управления составами транспортных средств, тягачом у которых являются транспортные средства категории “B”, гражданину необходимо успешно завершить обучение по программе подготовки водителей транспортных средств категории “E” для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категории “B”.”
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получить водительское удостоверение?
(“Электронный журнал “Азбука права”, 2023) При выборе автошколы обратите внимание на соответствие ее основным требованиям к образовательным организациям, осуществляющим подготовку водителей ТС, в частности уточните наличие у автошколы лицензии на образовательную деятельность в указанной сфере и программы подготовки водителей интересующей вас категории ТС; оснащенность техническими средствами обучения, аппаратно-программными комплексами тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, тренажерами первоначального обучения навыкам вождения, учебными ТС для практического вождения, наличие закрытых площадок для первоначального обучения вождению площадью не менее 0,24 га (в собственности или аренде) и квалифицированных преподавательских кадров (п. 1 Приказа Минпросвещения России от 08.11.2021 N 808).
“Уголовная ответственность руководителей предприятий: правовой анализ и практические советы”
(выпуск 5)
(Гетманов А.С.)
(“Редакция “Российской газеты”, 2019) Так, к Л. обратился Х. с целью обучения в автошколе на право управления транспортным средством категории “В”. Л., используя свои полномочия вопреки законным интересам автошколы, достоверно зная порядок оказания услуг, из корыстных побуждений, в целях извлечения выгоды для себя, без заключения соответствующего договора принял от Х. денежные средства в размере 25 тыс. руб., которые не оприходовал через кассу учреждения, а распорядился ими по своему усмотрению. При этом Л. обеспечил обучение Х. в автошколе по программе подготовки водителей транспортных средств категории “В” и получение им соответствующего свидетельства об окончании учреждения. Указанные действия Л. повлекли за собой причинение существенного вреда законным интересам автошколы в виде имущественного вреда на сумму 25 тыс. руб. Следствием выявлено пять подобных эпизодов преступной деятельности Л., которые в совокупности нанесли автошколе имущественный ущерб в размере 110 тыс. руб.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 N 808
(ред. от 26.09.2022)
“Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2022 N 67672) Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “A” (далее – Примерная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021, N 49, ст. 8153) (далее – Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) (далее – Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, N 52, ст. 8305), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59784).
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N АКПИ20-58
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “B” разработана в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ и утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (далее – Примерная программа).
Правовые ресурсы
- “Горячие” документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Программа подготовки водителей авто категории B
Организовать обучение в автошколе на основе приобретенных учебников не получится. Придется потратить время и составить обязательные для образовательного процесса документы: учебный план, программы и др.
Они понадобятся для получения лицензии. Эти документы обязательно запросят у вас при проверках деятельности вашей организации Придумывать из головы не нужно. При составлении следуйте действующему законодательству, в частности Приказу Минобрнауки от 26.12.2013 № 1408 (изменения и дополнения были утверждены 19.10.2017).
Программа подготовки водителей транспортных средств категории B состоит из:
- учебного плана;
- рабочих программ по каждой дисциплине (необходимо учесть как теорию, так и практику);
- списка учебно-методических материалов: часть должна быть в наличии в автошколе;
- прописанных результатов освоения программы, системы их оценки и условий ее реализации.
Структура учебного плана
По форме документ – это перечень преподаваемых при обучении в автошколе водителей ТС категории B учебных предметов. Дисциплины собраны в группы – так называемые циклы: базовый, профессиональный и специальный. В учебном плане предусматривается квалификационный экзамен.
Важный нюанс работы с Приказами Минобрнауки при составлении регламентирующих образовательную деятельность документов. Сказано, что организация разрабатывает, выбирает и т. д. самостоятельно, – значит в этой части вам предоставляется свобода деятельности. Такое указание отсутствует – вы не можете изменить даже букву в рекомендациях. Если конкретно, вам не дано изменить названия циклов. В учебном плане автошколы, как и в Приказе № 1408, также должно стоять: базовый цикл, специальный и профессиональный.
В составленном для обучения в автошколе документе также указывается количество часов, выделяемых для освоения дисциплин. Согласно нормативной программе подготовки, учебные предметы базового цикла знакомят курсантов автошкол с основами:
- управления ТС;
- законодательных нормативов в части дорожного движения;
- психофизиологии находящегося за рулем авто гражданина;
- первой помощи при ДТП.
Освоение дисциплин двух оставшихся циклов, специального и профессионального, предполагает, что курсант при обучении в автошколе:
- освоил управление авто категории B;
- разбирается в вождении ТС и с механической, и с автоматической трансмиссией;
- изучил устройство авто и особенности их технического обслуживания;
- изучил основы перевозок, пассажирских и грузовых.
Документационное обеспечение деятельности автошколы – необходимая составляющая ее нормальной работы. Но она бессмысленна без практической составляющей, в частности подготовки учебных автомобилей согласно нормативным требованиям. На каждую машину необходимо установить дублирующие педали, СЗСУ, знак У. Уделяйте комплексное внимание своей автошколе, тогда успех вашей деятельности обеспечен.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/6163137/
https://www.consultant.ru/law/podborki/programma_podgotovki_voditelej_kategorii_v/