Особенности образовательного процесса в группе «Особый ребёнок» (дети со сложной структурой дефекта)
Состав воспитанников группы «Особый ребенок» неоднозначен, что затрудняет создания единой программы воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Публикация «Особенности образовательного процесса в группе „Особый ребёнок“ (дети со сложной структурой дефекта)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Организация деятельности специалистов группы «Особый ребенок» определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Приоритетным направлением в работе специалистов данной группы становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта.
Все пребывание ребенка в специальном ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность специалистов
в группе созданы необходимые условия: специальная развивающая среда, оборудование и игрушки имеют коррекционно-развивающую направленность. С детьми группы работаю педагоги компетентные в вопросах обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Задачи и образовательная программа, по которой работают специалисты группы реализуется через специальн0-организованные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты;
через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия
При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают: принципы специального обучения и воспитания;
результаты комплексного изучения детей; результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы; задачи и содержание основных разделов Программы.
Организация жизни и деятельности детей в группе «Особый ребенок»
определяется “Режимом дня», который имеет свои особенности.
Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения.
Основной формой организации занятий с детьми являются индивидуальные занятия. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с детьми параллельно. При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, учитываются максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Кабинет специалиста находится рядом с тем местом, где проводит занятие воспитатель. Это позволяет ребенку отдохнуть, а не тратить время на переходы из одного помещения в другое.
С детьми группы проводиться “коррекционный час”. Воспитатель проводит индивидуальные занятия или с малой группой детей по заданию учителя-дефектолога. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Содержание работы определяют специалисты, которые оставляют задание для индивидуальной работы в “Тетради преемственности”. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность “коррекционного часа”, воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям – подбираются графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 – 15 минут, затем дети меняются местами.
Публикации по теме:
Проектирование развивающей среды в ДОУ. «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее». В. А. Сухомлинский. Проблема проектирования.
Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно – развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.
Программа «Особый ребёнок» .
рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» (разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014/2015 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).
Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Обучение организуется с учётом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе.
На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
В основу уроков по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» положен комплексный подход , который предполагает:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;
- индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;
- последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилам безопасности жизнедеятельности;
В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:
- умения и навыки называть своё имя, говорить о себе от первого лица;
- способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представления о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;
- представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования;
- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложенные учебные предметы, одежда и т.д.);
- умение элементарно описывать своё самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
- желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
- устойчивый интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищённости. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребёнка.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
- основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;
- навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.
Важным аспектом формирования представлений о сохранении здоровья является обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения, в экстремальных ситуациях при возникновении пожара. Учащиеся знакомятся с различными общеупотребительными знаками пожарной безопасности, дорожного движения, предупреждающими и информационными знаками.
Результативность освоения учащимися содержания программы оценивается не столько по приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими приёмами элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обращения с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения с травмоопасными предметами, ядовитыми растениями и плодами и их выполнение.
На уроках учащиеся учатся применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
- невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
- предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
- навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.п.;
- алгоритм действия, который даётся учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т.п.);
- наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
- правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
- информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.
В процессе изучения тематических групп по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся должны:
- уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними);
- чётко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности;
- уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях;
- освоить модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
Тема раздела программы
Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы
Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы
При подготовке материала использовались источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obrazovatelnogo-procesa-v-grupe-osobyi-reb-nok-deti-so-slozhnoistrukturoi-defekta.html
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2023/08/22/programma-osobyy-rebyonok