Программа мозжечковой стимуляции что это
Мы уже писали о множестве проблем, с которыми сталкиваются родители детей, испытывающих трудности в школе. Кто-то из ребят рассеян и непоседлив, кто-то драчлив или, наоборот, излишне робок, кто-то не может наладить контакты с учителями и сверстниками, а кому-то непросто освоить учебную программу. Для таких детей и их родителей мы разработали целый ряд программ и упражнений, дающих возможность выправить ситуацию, помочь в преодолении возникающих сложностей.
Мы постоянно работаем над расширением и совершенствованием нашего арсенала и сегодня рады сообщить, что на вооружении наших специалистов появились новые методики, позволяющие эффективно и надежно решать проблемы, мешающие нормальному развитию вашего ребенка, успешному его обучению и общению. Речь идет о таких методиках, как Bal-A-Vis-X (Балансировочно-аудиальные-визуальные упражнения) и Balametrics. Это весьма близкие и очень похожие системы упражнений, но у каждой из них есть своя специфика. О Balametrics мы расскажем в этой статье, а о том, что такое Bal-A-Vis-X, вы можете прочитать здесь.
Методика Balametrics – или как ее еще называют Learning Breakthrough Program – была разработана в США. Ее автором стал доктор педагогических наук Фрэнк Белгау. Работая в школе с детьми, многие из которых страдали от различных расстройств, мешавших нормальному освоению необходимых навыков (в частности, чтения), он заметил, что те из ребят, кто на переменках играл в игры, требующие большой координации и баланса, были более успешны в учебе.
Будучи профессиональным психологом, доктор Белгау знал, что в мозгу человека за координацию и равновесие отвечает мозжечок. Поэтому он предположил, что высокая академическая успеваемость связана с работой этого органа.
Мозжечок человека – чрезвычайно важный и загадочный орган. Известно, например, что он содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы мозга. Зачем же понадобилось природе размещать больше половины объема мозга в этом небольшом его участке?
Ученые очень долго не могли понять этой загадки, тем более, что они считали, будто функции мозжечка ограничены лишь поддержанием равновесия, управлением движения глаз и общей координацией движений. Но исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, заставили специалистов пересмотреть роль мозжечка.
Мозжечок связан со всеми структурами нервной системы человека. Червь мозжечка участвует в регуляции эмоций и внимания, он же связан с вестибулярной системой мозга, которая отвечает за равновесие и координацию движений тела.
ПОЛУШАРИЯ МОЗЖЕЧКА АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТ МОЗЖЕЧКА К ЛОБНЫМ ДОЛЯМ ПОМОГАЕТ ИНТЕГРИРОВАТЬ СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ, СВЯЗЫВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, ЯЗЫКОВУЮ СПОСОБНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ДРУГ С ДРУГОМ.
Таким образом становится ясно, что мозжечок отвечает за процессы обучения – в самом широком смысле этого слова, буквально всему. От его работы зависит в том числе и нормальное интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие ребенка.
Это понимание и стало основой методики Balametrics доктора Белгау, которая также называется Программой мозжечковой стимуляции. Им был разработан комплекс специальных упражнений с балансировочной доской, разновесными мешочками, мячами на веревках и другим несложным оборудованием. В ходе упражнений дети должны балансировать на доске и одновременно поворачивать тело вправо-влево, перекидывать мешочки из руки в руку, отбивать и ловить мяч, стараться попасть мячом в цель и т.п. Это способствует мощной стимуляции мозжечкового отдела головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизирует моторные и речевые центры. В результате у ребенка развивается координация, общая моторика, нормализуется формирование эмоционально-волевой сферы, происходит заметная коррекция поведения, речи.
По мнению большинства специалистов, методика мозжечковой стимуляции Ф.Белгау имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.
ЭТА МЕТОДИКА ДОКАЗАЛА СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ, КАК:
— ребенок поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
— ребенок быстро возбуждается и утомляется, испытывает трудности в самоконтроле;
— ребенок часто отвлекается на посторонние раздражители, испытывает трудности в концентрации внимания;
— у ребенка него плохая память;
— у ребенка поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
— у ребенка сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
— у ребенка отставание в развитии моторики, моторная неловкость;
— у ребенка нарушение координации (неуклюжесть, раскоординированность).
ЗАНЯТИЯ С НАШИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО МЕТОДИКЕ BALAMETRICS ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ:
— лучше концентрировать и удерживать внимание,
— легче переносить школьные нагрузки и стать более работоспособным,
— радикально улучшить все виды памяти (зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, двигательной),
— развить интеллектуальные и логические способности и способности к планированию и контролю своей деятельности,
— улучшить зрительно-моторную координацию, скорость реакции, ловкость;
— развить пространственное восприятие и воображение.
Достижения во всех этих сферах положительно скажутся на общем развитии и эмоциональном самочувствии ребенка. Он станет ощущать себя более гармонично, его эмоционально-волевая сфера будет более сбалансирована. Нормализуется поведение, повысится самооценка, что позволит заложить надежные основы полноценной, разносторонне развитой личности.
ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОСТАВЛЕН ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДИАГНОЗОВ:
— синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
— минимальная мозговая дисфункция (ММД);
— задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
— задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
— дислексия и дисграфия;
— аутизм и расстройства аутистического спектра;
рекомендуем вам обратиться за консультацией и подумать над тем, чтобы отправить своего ребенка на занятия по методике Balametrics.
Обращаем ваше внимание на то, что консультация специалиста обязательна. Только таким образом можно максимально точно определить цели и задачи коррекционного воздействия, а также вполне учесть персональные особенности вашего ребенка. На основе этой информации будет разработана индивидуальная программа занятий.
Вам может быть интересно
Родителям
# ПолезноРодителям 11 мая 2023
Почему дети лгут и что делать?
Родителям
# ПолезноРодителям 11 мая 2023
Как общаться с подростком: советы психолога для родителей
Родителям
Программа мозжечковой стимуляции что это
Чаще всего родители приходят с жалобами, что ребенок плохо учится, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается дома, на уроках и внеучебных занятиях. Родителям кажется, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, и они связывают это с его физическим состоянием или индивидуальными особенностями. Причина таких особенностей — в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.
Мозжечок содержит в себе самое большое количество нервных клеток, нежели любая другая часть мозга. Помимо равновесия, координации движений и глаз, мозжечок отвечает за когнитивные и эмоциональные функции человека.
Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом.
Мозжечковая стимуляция — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координации.
Цель мозжечковой стимуляции — научить головной мозг правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, языковые механизмы, память и восприятие.
Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.
Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
Данная методика подходит для детей с 3-х лет с:
- нарушением внимания
- нарушением устной и письменной речи
- ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
- нарушениями аутистического спектра
- нарушениями осанки
- нарушениями работы вестибулярного аппарата
- проблемами с обучением
- нарушением координации движений и моторной неловкости
- дисграфией (нарушение письма)
- дислексией (расстройство, связанное с навыками чтения)
- диспраксией (расстройство моторной сферы)
- поведенческими расстройствами
- гиперактивностью
- головокружениями
- занятия полезны и здоровым детям, спортсменам
После прохождения курса, у ребенка развивается зрительно-моторная координация, ловкость, улучшается осознание схемы собственного тела, улучшается поведение, корректируется эмоционально-волевая сфера, уменьшается агрессивность и мышечное напряжение, улучшается внимание, письмо, все виды памяти, ускоряется коррекционная работа с логопедом-дефектологом, с психологом и др.
Польза для взрослых пациентов, также велика!
Внимание и память — это системы, которые тесно связаны. Если вы не можете сконцентрироваться, вам тяжело выполнить последовательно одну задачу и закончить ее, это не означает, что вы не организованы, это значит, что вы не справляетесь с потоком информации, которая обрушивается на Вас! Метод мозжечковой стимуляции способен изменить ситуацию в лучшую сторону. Важный элемент занятия — овладение многозадачностью, пациент не просто выполняет упражнения, но также справляется с когнитивной нагрузкой, которую дает инструктор во время занятия.
Также методика великолепно зарекомендовала себя при лечении пациентов с последствиями инсульта (нарушение координации и двигательных программ), после ЧМТ, с болезнью Паркинсона (паркинсонизмом), при вестибулярных проблемах и др.
В основу программы положены упражнения на балансирной доске доктора Бильгоу.
Программа подбирается индивидуально для каждого пациента, исходя из его возраста, способностей и возможностей.
В процессе физических упражнений под руководством инструктора пациент (ребенок/взрослый) учится осознавать границы своего тела и управлять своими движениями. Инструктор постепенно усложняет процесс тренировок, и в зависимости от целей каждого пациента, дополняет процесс тренировок различными заданиями:
- речевыми заданиями
- моторными
- интеллектуальными
Мозжечковая стимуляция совместно с занятиями с нейропсихологом или логопедом позволяет нормализовать функции мозжечка, развить межполушарные связи и увеличить пластичность мозга.
Для записи на курс необходима консультация невролога клиники, а также в ряде случаев нейропсихологическая/дефектологическая диагностика для определения актуального развития когнитивных функций и подбора индивидуальной программы занятий. План обследования определяет невролог на приеме.
Записаться на прием, процедуры, уточнить стоимость можно связавшись с нами любым удобным способом.
Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Принципы мозжечковой стимуляции
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Зачем детям мозжечковая стимуляция
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти,
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать),
- математические и логические способности,
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.
Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс
Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.
Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.
Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.
Показания для занятий
Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
- ЗРР разной степени тяжести.
- Проблема дисграфии или дислексии.
- ЗПР и ЗПРР.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Аутизм и другие состояния аутического спектра.
- Алалия.
- Логоневроз (заикание).
- Отставания в развитии моторики и координации.
- Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
- Поведенческие нарушения.
- Несобранность, повышенная отвлекаемость.
- Нарушения осанки.
- Проблемы с обучаемостью.
Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс
- улучшается моторно-зрительная координация;
- двигательные и интеллектуальные способности ребенка
- синхронизируются;
- улучшается концентрация внимания;
- развитие пространственного воображения;
- повышение уровня интеллекта.
Информация для родителей
- Занятия проводятся несколько раз в неделю.
- Длительность одного урока — около получаса.
- Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
- Специальной подготовки ребенка не требуется.
- Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
- Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.
Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.
Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 28.08.2023.
При подготовке материала использовались источники:
https://panda-med.ru/services/mozzhechkovaya-stimulyacziya.html