Новости
26.07.2021
Удобно педагогам – интересно детям!
Уже более трёх лет в детских садах Краснодарского края активно внедряется программа «Мозаика» и программно‑методический комплекс «Мозаичный ПАРК» . В чём их преимущества и почему педагоги с энтузиазмом включаются в работу по новой программе? На эти и другие вопросы отвечают заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Русское слово», кандидат биологических наук Елена Каралашвили и старший методист Центра дошкольного образования издательства «Русское слово» Любовь Павлова . Что представляет собой программа «Мозаика» и ПМК «Мозаичный ПАРК»? Е.К.: «Мозаика» – это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. Как и все новые программы, разработанные с учётом требований ФГОС ДО, «Мозаика» помогает педагогам детских садов обеспечить разностороннее развитие личности и способностей каждого ребёнка от 2 до 7 лет. Более 30 дошкольных организаций Краснодарского края выбрали для реализации эту программу и комплекс «Мозаичный ПАРК», став в 2017 году апробационными площадками. Сегодня уже можно говорить об итогах и результатах. Чем же привлекает педагогов программа «Мозаика»? Отсутствием жёстко регламентированных форм организации детей, гибким режимом, построением образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с необходимым психолого-педагогическим сопровождением, возможностью объединить педагогов, детей и их родителей в единое содружество. Л.П.: Полное методическое обеспечение программы представлено в комплексе «Мозаичный ПАРК» . Он включает всё необходимое для детского сада: пособия для руководителей, воспитателей, методистов, психологов, музыкальных руководителей; игры, книги и развивающие тетради для детей разного возраста, а также оборудование для создания развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги признают, что яркие, многофункциональные и безопасные игрушки очень нравятся детям, а разнообразие методической литературы, написанной ведущими учёными, педагогами, психологами, позволяет легко подготовить и провести практически любое мероприятие. В числе авторов пособий – Ксения Белая , Елена Смирнова , Елена Арнаутова , Татьяна Волосовец и другие специалисты. Как педагоги, остановившие свой выбор на ПМК «Мозаичный ПАРК», планируют образовательную деятельность? Е.К.: Подходы, заложенные в программе «Мозаика», существенно отличаются от традиционных и при этом отвечают современным требованиям дошкольного образования. Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на неделю, они же определяют проектирование предметно-развивающей среды и выбор содержания деятельности. Педагоги отмечают, что такое планирование очень удобно. При этом, по желанию воспитателей, можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день.
Важная особенность данного планирования – минимизация бумажной составляющей, что позволяет воспитателю высвободить больше времени для непосредственного общения, взаимодействия с детьми и их родителями. Помогают в этом «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» наряду с «Журналами взаимодействия с родителями» и «Журналами педагогической диагностики» из серии «Педагогический портфель воспитателя» . Ещё одна серия пособий, облегчающих процесс планирования образовательной деятельности в детском саду, – «Картотека воспитателя» . Каждое из них представляет собой 40 карточек с готовыми тематическими сценариями для занятий с дошкольниками, методические рекомендации по их проведению и дополнительные материалы. Авторы-разработчики данной серии стремились упорядочить новые и уже имеющиеся в практике работы формы организации образовательного процесса: прогулки, беседы, тематические недели и дни, опыты и эксперименты, образовательные проекты и др. Рекомендуемые темы бесед, игры, художественные произведения для детей, консультации для родителей – всё это широко используется воспитателями в ежедневной работе. В картотеках можно даже найти подсказки для оформления развивающей предметно-пространственной среды. Как создается развивающая среда в детских садах с помощью ПМК «Мозаичный ПАРК» ? Л.П.: Очевидно, что развивающая предметно‑пространственная среда – важный источник познания окружающего мира. Она обеспечивает возможности общения, совместную деятельность детей и взрослых. В её создании нашим педагогам помогают методические пособия «Развивающая предметно‑пространственная среда в детском саду» и «Игры и игрушки вашего ребёнка» . Педагоги творчески подходят к этому интересному и непростому делу и с удовольствием делятся опытом с коллегами. Например, придумывают дидактические игры, разработанные на основе оборудования ПМК «Мозаичный ПАРК». Конструкторы, мозаики и пазлы, множество игрушек из дерева, настольные игры, наборы для сюжетно-ролевых игр, оборудование для двигательной активности – всё это открывает широкие возможности для речевого, познавательного, эмоционального и физического развития. Большинство педагогов отмечают, что дети, которые посещают группы, где реализуется программа «Мозаика», самостоятельны, общительны, активны. Расскажите, какие развивающие издания для детей входят в «Мозаичный ПАРК». Е.К.: Издания ПМК «Мозаичный ПАРК» охватывают все возрастные группы дошкольников. Воспитанники младших групп с удовольствием занимаются с книгами-пазлами серии «Мозаика развития» , книжками‑игрушками «Отгадай, поиграй!» , ребята постарше мастерят фигурки животных, автомобили и поезда, используя серию «Сделай сам из бумаги» . Старшим дошкольникам и будущим первоклассникам интересны и полезны рабочие тетради «Готовимся к школе!» , кроссворды, тетради для работы в паре «Играем и рисуем вместе!» , энциклопедии, а также развивающие тетради «Я люблю свою семью» , «Я люблю свою страну» и «Я люблю свою планету» . Для всех возрастных групп изданы хрестоматии со сказками, стихами, рассказами, загадками, песенками и потешками, а также раскраски . Какие ещё проекты реализуются Центром дошкольного образования издательства «Русское слово»? Е.К.: В этом году мы открыли новую апробационную площадку, которая затрагивает ещё одну актуальную задачу дошкольного образования – организацию работы с самыми маленькими дошкольниками (от рождения до трёх лет). Я говорю о площадке по внедрению программы для детей раннего возраста «Первые шаги» . Сегодня участниками этого проекта являются 46 детских садов Краснодарского края. Работа идёт, и мы открыты для взаимодействия. Мы очень рады активности педагогов из Краснодарского края: они участвуют в семинарах, совещаниях, конкурсах, готовы делится опытом с коллегами. Что посоветуете руководителям и педагогам детских садов, желающим присоединиться к вашей программе? Л.П.: Всех, кто интересуется продукцией ПМК «Мозаичный ПАРК», мы приглашаем на вебинары. Они бесплатны и проводятся ежемесячно. Прошедшие вебинары доступны в записи на официальном сайте издательства «Русское слово» ( http://русское-слово.рф/ ). Также мы приглашаем детские сады к участию во Всероссийских конкурсах среди педагогов, которые мы проводим два раза в год. На сайте можно посмотреть широкий ассортимент наших изданий и оборудования. И, разумеется, специалисты Центра готовы к профессиональному общению и оказанию необходимой методической и организационной поддержки педагогам и руководителям ДОО. Мы с радостью ждём новых участников в нашей дружной команде!
Центр дошкольного образования издательства «Русское слово» Тел.: +7 (499) 689-02-65 (доб. 560), +7 (963) 718-03-42 е-mail: [email protected]
ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
«Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК» – современный инструментарий в системе дошкольного образования»
Современное дошкольное образование – это корабль, который отчалил от берега, погрузив на борт все самое лучшее из традиционности, и, гонимый ветром под названием ФГОС, плывет по волнам нового содержания, новых подходов к проектированию и организации образовательной деятельности, новых форм взаимодействия педагогов с детьми, с родителями, с социальными партнерами. Чтобы умело править этим кораблем, педагогу мало одной любви к детям и к своей профессии. От него ждут умения работать в команде, владеть ситуацией, грамотно ориентироваться в потоке информации, иметь хорошую теоретическую подготовку, умело выстраивать образовательный процесс, наполняя жизнь ребенка интересными событиями.
Педагоги дошкольных образовательных организаций Гагаринского района являются активными участниками всех происходящих изменений в образовательной сфере.
Так, в 2014 г. два детских сада вошли в состав пилотных площадок по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; с 2013 по 2016 г. МБДОУ «Детский сад «Звездочка» являлся инновационной площадкой регионального уровня по вопросам развития взаимодействия младших дошкольников в различных видах деятельности; в 2016 г. МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» стал пилотной площадкой, апробирующей учебно-методический комплекс «Мате: плюс. Математика в детском саду», в 2017 г. 9 дошкольных учреждений приобрели статус пилотных площадок по апробации программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный ПАРК»; в 2018 г. три детских сада вошли в состав региональных инновационных пилотных площадок по повышению финансовой грамотности.
Переход на программу «Мозаика» мы начали с составления плана и дорожной карты по внедрению программы в образовательный процесс. Администрацией детского сада были внесены дополнения в локальные нормативные акты.
Педагоги изучали новую программу, обсуждали ее на педагогическом совете, знакомили родителей, анализировали развивающую предметно-пространственную среду, методическое обеспечение и т.д.
На данном этапе важная роль принадлежит методической службе ДОУ. Ведь ее задача – это не только поиск новых идей и трансляция лучшего опыта. Мы вооружаем педагога знаниями об особенностях и современных требованиях к содержанию дошкольного образования, чтобы он мог легко ориентироваться в широком спектре предлагаемых программ и технологий, умел выделять главное и рациональное в новых вариантах образования. А самое главное, чтобы, педагог, принимая что-то новое, понимал, как достичь результата…Методическая служба организует консультации и семинары, открытые показы и обсуждения достижений и проблем. На базе МБДОУ «Детский сад «Звездочка» создано районное методическое объединение педагогов-дошкольников по внедрению ПМК «Мозаичный парк». Заседания проходят 4 раза в год.
На базе МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» состоялось две гостевых встречи по обмену опытом «Воспитатели и воспитатели: или встречи без судей».
Сколько групп и каких возрастов будут работать по программе «Мозаика», решает педагогический коллектив. Это решение принимается исходя из кадрового потенциала, анализа опыта работы педагогов данного ДОУ. В наших дошкольных учреждениях выбраны различные группы: от группы раннего возраста до подготовительной группы. Таким образом, программа охватывает детей от 2 до 7 лет.
Содержание программы «Мозаика» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Реализация основных принципов стандарта дошкольного образования происходит через:
• смещение акцента с подготовки к школе на социализацию ребёнка;
• решение образовательных задач во время игр, познавательно-исследовательской и продуктивно-творческой деятельности детей;
• гибкое проектирование предметно-развивающей среды, создание ситуации выбора;
• формирование личностных качеств, необходимых для жизни в быстро меняющихся условиях;
• новые механизмы взаимодействия с родителями.
Особенности программы заключаются в следующем:
· основной составляющей моделью образовательного процесса является совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями. Совместная деятельность педагогов с детьми может быть самой разнообразной. Мы стараемся использовать что-то новое, интересное для детей и педагогов. В последнее время воспитатели часто используют квестовую технологию, клубные часы, тематические дни, всевозможные акции, проектную, театрализованную, исследовательскую деятельность.
· организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого-педагогического сопровождения.
· возможность организовать инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
· отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей
· обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка).
· гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.
· максимальная минимизация «бумажного» планирования (высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями).
· создание эмоционально комфортной образовательной среды: доброжелательное, уважительное отношение всех со всеми, конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов). Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование на все происходящие с ним изменения.
Актуальным для педагогов Гагаринского района является вопрос прохождения процедуры аттестации на получение первой и высшей квалификационной категории. Для подтверждения уровня своего профессионального мастерства необходимо собрать объемное портфолио. В этом нам также помогает издательство «Русское слово». Они предлагают курсы повышения квалификации с различными формами обучения: очная, очно-заочная, заочная с использованием электронного обучения.
Ежемесячно проводятся вебинары для детских садов, участвующих в апробации программы «Мозаика» и ПМК «Мозаичный ПАРК». Все прошедшие вебинары можно посмотреть в записи. Данная форма работы удобна для нас, т.к. позволяет еще лучше понять программу, получить методическую помощь, знакомиться с новинками литературы.
В Гагаринском районе очень развито конкурсное движение. Ежегодно педагоги принимают участие в огромном количестве конкурсов муниципального, регионального и федерального уровней.
Популярным стал конкурс муниципального уровня «Фестиваль педагогических проектов». В нем за 2 года приняло участие более 100 педагогов Гагаринского района.
Большое количество работников дошкольных организаций участвуют в конкурсах, проводимых СОИРО. Тематика заочных конкурсов педагогического мастерства разнообразна: методические разработки по ФГОС, духовно-нравственное воспитание дошкольников, ИКТ – технологии в ДОУ, проектная деятельность, социальная реклама и т.д.
Ежегодно среди участников конкурса «Воспитатель года» областного уровня есть представители Гагаринского района. В 2012 г. победителем данного конкурса стал воспитатель из МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина», в 2013 г. лауреатом стал педагог-психолог этого же детского сада.
Конечно же, наше внимание привлекли конкурсы проводимые центром дошкольного образования издательства «Русское слово».
Наши педагоги стали участниками двух конкурсов:
– «Лучшая презентация экспериментальной деятельности на сайте детского сада» среди дошкольных образовательных организаций – экспериментальных площадок издательства «Русское слово» по апробации ПМК «Мозаичный ПАРК», проходившем с 1 сентября по 20 декабря 2017 г.
Участвовали три детских сада: МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина», МБДОУ «Колокольчик» и МБДОУ «Крепыш». МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» награжден специальным призом «За креативный подход».
– «Лучшая разработка календарного планирования образовательной деятельности в группе детского сада по образовательной программе «Мозаика» среди дошкольных образовательных организаций – экспериментальных площадок издательства «Русское слово» по апробации ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», проходившем с 15 февраля по 30 апреля 2018 г. Участвовали уже 5 детских садов.
Победителями конкурса стали педагоги МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», лауреатом воспитатель МБДОУ «Детский сад «Лучик», специальным призом за креативный подход награждены воспитатели МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина».
Всю печатную продукцию и игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» мы приобретаем через интернет-магазин издательства. Библиотечный фонд наших детских садов заметно обогатился новыми книгами, а предметную среду пополнили игры и игрушки, активно используются рабочие тетради.
Опираясь на наш опыт, можно смело сказать что «МОЗАИКА» — это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. Педагогам «МОЗАИКА» предлагает широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка. Продукция ПМК «Мозаичный ПАРК» является оптимальным и практичным выбором руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций.
«Мозаика» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество.
” Мозаичный ПАРК” пилотная площадка
С нового учебного года на основании договора с ООО «Русское слово – учебник» МАДОУ «детский сад № 364 является пилотной площадкой, апробирующей программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный ПАРК».
Экспериментальная апробация и внедрение комплекса осуществляется в группе «Катерок». Педагог О.В. Панкратова заблаговременно подготовились к работе в новых условиях: посетила семинар, изучила программу «Мозайка», принимала участие в вебинарах, проводимых специалистами издательства «Русское слово».
Разработчик примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозайка» (в соответствии ФГОС): Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Авторы-составители: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. Рецензенты: Т.В. Волосовец – к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, В.И. Загвязинский, Н.Г. Милованова, С.Н.Фокеева.
Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО) «Мозаичный ПАРК» обеспечивает образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО).
В современной ситуации продукция ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» обладает значимыми научно-методическими преимуществами, является оптимальным и практичным выбором руководителей и специалистов ДОО.
ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» включает всё необходимое для детского сада:
• пособия, адресованные руководителям организаций, методистам, воспитателям, педагогам-специалистам: логопедам, дефектологам, психологам, музыкальным руководителям и родителям детей раннего и дошкольного возраста;
• игры, книги, развивающие тетради для детей разного возраста;
• оборудование для создания развивающей предметно-пространственной среды.
Продукция ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва).
При подготовке материала использовались источники:
https://xn—-dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/articles/236525/
https://infourok.ru/programmnometodicheskiy-kompleks-mozaichniy-park-sovremenniy-instrumentariy-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-3638515.html
https://364.tvoysadik.ru/?section_id=28