Международный бакалавриат (IB)
IB — еще один вариант поступления в зарубежный вуз. Все о международном бакалавриате: программа обучения и школы IB в России и за границей.
Международный бакалавриат (International baccalaureate, IB) дает студентам уникальную возможность поступить практически в любой вуз мира. Специальные программы разработаны для детей от 3 до 19 лет и включают все ступени начального и среднего образования. Диплом IB полезен не только студентам, решившим поступать в зарубежный вуз. Обучение на международном бакалавриате заставляет учащихся обсуждать глобальные мировые проблемы, учиться самостоятельно, критически мыслить и творчески подходить к решению задач.
Считается, что начало системе международного бакалавриата положила французский педагог Мари-Тереза Моретт (Marie-Thérèse Maurette). В работе 1948 года «Образовательные методики для мира» («Educational Techniques for Peace. Do They Exist?») она писала о трех техниках, которые позже лягут в основу системы IB: принцип международной культуры (детей учат позиционировать себя как граждан мира, не акцентируя внимание на их родине), принцип мировой истории (преподавание истории в контексте всего человечества, а не отдельной страны) и принцип полного двуязычия (обучение на двух языках сразу — английском и французском) [1] . В середине 1960-х годов группа учителей из Международной школы в Женеве (International School of Geneva) создали International Schools Examinations Syndicate, который стал предшественником International Baccalaureate Organization (OBI), а затем и International Baccalaureate (IB). Первый штаб IBO был официально открыт в Женеве в 1968 году. Основной целью организации было создание общего для всех стран учебного плана, позволяющего студентам поступать в любые образовательные учреждения мира. Позже эта программа была переименована в Diploma Programme . В 1994 году была создана Middle Years Programme , а в 1996 — Primary Years Programme . Финальным проектом IB стала Career–related Programme , предложенная в 2012 году [2] .
Достоинства международного бакалавриата
- Зарубежные университеты. Студенты с дипломом IB могут поступить напрямую во многие вузы мира. Среди них престижные университеты Лиги плюща, MIT, Оксфорд, Сорбонна, Берлинский университет Гумбольдта и многие другие. Никаких дополнительных курсов, как другим абитуриентам, выпускникам школы IB проходить не нужно.
- Методика преподавания. Программы обучения международного бакалавриата помогают учащимся начать учиться самостоятельно, развить критическое мышление и исследовательские навыки. Помимо этого, преподавание в большинстве школ хотя бы частично ведется на английском, а значит к концу обучения дети будут свободно владеть иностранным языком.
- Интересное обучение. Ученики IB охотно взаимодействуют с учителем и одноклассниками, с нетерпением ждут начала урока и активно в нем участвуют. Учащиеся программы имеют возможность заниматься в различных секциях и внеклассных мероприятиях. Студенты также говорят о том, что учителя относятся к ним очень внимательно, а одноклассники помогают почувствовать себя частью семьи [3] .
- Качество образования. Согласно исследованиям, проведенным IB, учащиеся программ международного бакалавриата демонстрируют лучшую академическую успеваемость [4] и более развитое критическое мышление [5] , чем ученики других общеобразовательных школ. Выпускники Дипломных и Профессиональных программ более успешны в учреждениях высшего образования, чем учащиеся других школ: они чаще поступают в элитные университеты [6] и заканчивают вузы с отличием [7] .
- Объективность оценивания. Чтобы оценивать работы студентов максимально объективно, программа IB ввела систему двухэтапной проверки. Работы учеников проверяют не только преподаватели в школах, но и внешние экзаменаторы, которые используют специальные руководства для оценивания, разработанные IB.
- Стипендии на обучение (scholarships). Международные вузы часто предоставляют специальные стипендии и гранты, а также скидки для выпускников программ IB.
- Языковые экзамены (examination courses). Пройденные в школах IB курсы английского языка учитываются при поступлении вместо IELTS/TOEFL. Другой язык на уровне углубленного изучения (HL) также может быть принят комиссией вуза в качестве замены языковому сертификату ;
- Кредиты (credit). Некоторые вузы при поступлении могут засчитать студенту все кредиты в соответствии с пройденными в школе IB программами .
Недостатки и особенности международного бакалавриата
- Диплом IB принимают далеко не все университеты постсоветского пространства. Например, в России его признают только МГУ им. Ломоносова, РЭУ им. Плеханова и МГИМО. Поступление в остальные вузы все еще проходит на основании аттестата о среднем образовании и результатов ЕГЭ.
- Расположение. Несмотря на растущее количество школ IB, в России их существует всего около 50. Большинство расположено в Москве и Санкт-Петербурге.
- Большие нагрузки. Обучение на программах международного бакалавриата очень сложное и интенсивное. Учащихся ждут жесткие дедлайны, высокие требования и большое количество самостоятельной работы.
- Параллельное образование. Из всех стран ближнего зарубежья, диплом IB приравнивают к аттестату о среднем образовании только Молдова, Грузия и Казахстан. Студенты остальных стран обязаны сдавать выпускные экзамены, принятые в их стране.
- Стоимость обучения. Программами IB на постсоветском пространстве занимаются в основном частные школы, но и обучение в государственных учреждениях будет стоить немало. Цена может составлять от 2 800 USD в год до 3 000 USD в месяц.
Подписывайтесь на наш YouTube-канал!
Скоро новые выпуски про Британию, Германию, Францию и другие страны.
A-Level и International Baccalaureate (IB): в чем сходства и различия программ
Учиться в престижном университете за рубежом – мечта для многих амбициозных студентов из России. Но не в каждом случае можно поступить в такой ВУЗ сразу по окончании российской школы. По нашему опыту, самый оптимальный вариант для большинства российских абитуриентов, которые планируют поступать, к примеру, в университеты США или Великобритании – окончить старшие классы школы в этих странах.
Качественную подготовку к поступлению и обучению в ведущих университетах мира обеспечивают программы A-Level и International Baccalaureate (IB). Постараемся разобраться, что представляют собой A-Level и IB, в чем разница между двумя программами и что необходимо российскому студенту для поступления.
Изучить системы образования разных стран самостоятельно – задача не из легких. Сэкономьте свое время: запишитесь на бесплатную консультацию с нашим опытным специалистом и узнайте, как подготовиться к поступлению и какую программу следует выбрать в вашем конкретном случае.
Что такое A-Level?
A-Level – это серия экзаменов, которую школьники в Великобритании сдают по завершении программы средней школы перед поступлением в ВУЗ. Впервые экзамен A-Level был введен в 1951 году, а на сегодняшний день программу предлагают школы и за пределами Соединенного Королевства.
Подготовке к экзаменам A-Level посвящается последние 2 года учебы в средней школе. Студент выбирает до 5 профильных предметов (чаще 3 или 4) на основании того, какую специальность планирует изучать в университете.
Студенты A-Level могут параллельно работать над исследовательским проектом (Extended Project), по результатам которого пишут развернутое эссе, а также занимаются спортом и творчеством. Это важная часть учебного процесса: достижения в спорте, творчестве или общественной деятельности учитываются при поступлении в университет и могут стать определяющим фактором для приемной комиссии.
Наши студенты отмечают о программе A-Level, что это самый настоящий трамплин к зачислению в топовые университеты Великобритании или других стран.
Что такое IB (International Baccalaureate)?
По сравнению с программой A-Level, IB представлена более широко в школах по всему миру. Сегодня программу IB предлагают школы в 150 странах мира. Система Международного бакалавриата задумывалась как ответ на растущую потребность в универсальной системе квалификации, позволяющей студентам из разных стран поступать в университеты по всему миру.
Международная программа IB берет начало в Швейцарии в 1968 году и направлена на всестороннее развитие студентов вне зависимо от их национальности и культурного опыта.
Студент выбирает 6 предметов для изучения, по одному из 6-ти групп дисциплин (родной язык и литература, иностранные языки и литература, человек и общество, естественные науки, математика, и дополнительные предметы по выбору, такие как, к примеру, музыка или дизайн). 3 из них изучаются на стандартном, и еще 3 – на продвинутом уровне.
Как правило, математика, естественные науки, родной и иностранные языки являются обязательными и еще 2 предмета студент выбирает в соответствии со своей будущей специальностью. Также важными составляющими International Baccalaureate программы являются такие дисциплины как Теория Познания и CAS (Сreativity, action and service) – творчество, спорт и общественная деятельность.
В чем различия A-Level и International Baccalaureate?
Чтобы понять, какая программа подойдет именно вам, необходимо сравнить их между собой.
Истоки: A-Levels – национальная программа британских школ, разработанная в Великобритании, а IB – международная программа, зародившаяся в Швейцарии.
Количество предметов: студенты A-Levels углубленно изучают 3-4 предмета, а на IB – 6 предметов (3 на углубленном и 3 на стандартном уровне). Таким образом, A-Level больше подходит ребятам, которые заранее определились с выбором специальности и знают, какие предметы им нужны. Тем, кто еще не уверен насчет будущего направления, IB дает более широкие возможности для выбора.
Методика: A-Level предполагает глубокое изучение предметов, сосредотачиваясь только на 3-4 дисциплинах, в то время как в IB программа обучения – это целостный подход, междисциплинарное развитие. Курс A-Level состоит из лекций, курсовых работ и экзаменов, а IB включает дополнительные модули и больший объем исследовательской работы.
Система оценок: оценки на экзамене A-Level выставляются в буквенном выражении, и самый высший бал – A* (звездочка означает отличие), а за экзамен IB студенты получают оценки в баллах, и самый высший балл равен 45.
Сходство программ IB и A-Level
Неслучайно результаты обеих экзаменационных серий принимают университеты разных стран: у этих систем много общего.
- Обучение на обеих программах отличается высоким качеством и грамотным балансом теории, практики и самостоятельной работы. Какую бы из них вы ни выбрали, подготовка к поступлению и обучению в университете будет максимально эффективной.
- И программа A-Level, и программа IB – это 2 последних года среднего образования для студентов 16-18 лет.
- Диплом об окончании любой из этих программ одинаково котируется практически в любом университете мира, то есть вам открыт путь в лучшие ВУЗы Великобритании, США, Канады и других стран.
- Несмотря на то, что для студентов IB занятия спортом, творчеством и общественной деятельностью являются обязательной частью программы, а для студентов A-Level – нет, обе системы предлагают широкие возможности для внеклассной деятельности. Студенты обычно занимаются разными видами спорта, творчества, работают над собственными проектами и участвуют в волонтерских программах.
- Каждая из программ завершается сдачей экзаменов по выбранным предметам, и на основе результатов проходит поступление в университеты.
Мнение родителей
Принято считать, что студенту, который твердо решил, какое направление он будет изучать в университете, лучше идти на программу A-Level. Это мнение разделяет большинство родителей наших студентов: они отмечают, что профильные предметы изучаются детально на действительно продвинутом уровне.
Например, для нашего студента, который видел свое будущее в точных науках и мечтал изучать математику в университете, очевидным был выбор заканчивать школу именно по программе A-Level.
У системы IB также немало поклонников. Особенно она актуальна для тех ребят, которые хотели бы попробовать сразу несколько дисциплин и в ходе обучения окончательно определиться с будущей специальностью.
Родители ценят систему IB за то, что она развивает ребенка в разных областях, оставляя минимум свободного времени, ведь помимо академических предметов студенты обязательно занимаются спортом, общественной деятельностью и пробуют свои силы в разных видах творчества.
Если выбор программы вызывает трудности, самым верным решением будет обратиться к профессионалу. За нашими плечами многолетний опыт зачисления российских школьников в зарубежные школы на программы A-Level и IB, поэтому на основе ваших индивидуальных особенностей мы сможем подобрать наиболее подходящий вариант.
Узнать, какая программа мне подходит
Как поступить?
К поступающим на программу A-Level или IB школы, как правило, предъявляют следующие требования:
- Заполненную форму регистрации и копию паспорта;
- Аттестат о среднем образовании или справку об окончании 10 классов;
- Отчет об успеваемости (со средним баллом от 4.0);
- Сертификат по английскому (балл IELTS от 5.5 или TOEFL от 71);
- Мотивационное и рекомендательные письма.
Начинать подготовку к поступлению в зарубежную школу мы рекомендуем как можно раньше, ведь обучение в зарубежной школе во многом отличается от обучения в России. Мы поддержим вас на каждом этапе вашего обучения за рубежом:
- Подберем подходящие школы на основе ваших предпочтений, бюджета, планов на будущее;
- Подготовим пакет документов и направим заявку в школу, внимательно соблюдая требования и дедлайны;
- Возьмем на себя весь процесс оформления студенческой визы;
- Останемся на связи в течение всего обучения в школе, помогая в решении возникающих вопросов.
Уже на первой консультации у вас появится более четкое видение пути к зачислению в школу мечты. Ждем вас в нашем офисе в центре Санкт-Петербурга или онлайн – просто заполните короткую форму и запишитесь на личную беседу с нашим экспертом по среднему образованию:
Получить индивидуальную консультацию
Программа международного бакалавриата что это
Почему именно Международный бакалавриат?
Для меня ответ кроется в вопросе. С самого начала своего существования организация IB активно продвигает свою «международность». Именно интернациональный характер дипломной программы оказал значительное влияние на мой выбор. В настоящий момент диплом IB DP можно назвать одним из самых универсальных – он котируется для поступления в университеты многих стран мира. Сейчас ребята из моего выпуска учатся во всех уголках мира: от Johns Hopkins University в США и University of Amsterdam в Нидерландах до IE University в Испании и University of Oxford в Великобритании. Я, как и многие, решила остаться в Великобритании, но это осознанное решение было принято после тщательного изучения всех предлагаемых возможностей, которые при обучении на IB не ограничиваются одной страной или континентом. Помимо разнообразия вариантов для высшего образования, для меня интернациональность дипломной программы в полной мере проявилась в разносторонности характеров и культурных принадлежностей моих друзей, знакомых и одноклассников, в окружении которых я училась в St. Clare’s Oxford – школе-пансионе в английском городе Оксфорд. Для того, чтобы прочувствовать ту самую «международность» в заграничной IB школе, мне было достаточно нескольких недель. На время первого года обучения моей соседкой по комнате была очаровательная и очень аккуратная девочка немка — теперь я могу утверждать, что все представления о педантичности немцев — сущая правда. На каникулах в Москве я рассказывала родителям о том, как каждый из моих новых друзей приехал в школу из разных городов и стран – Мануэла из Рио, Шарлот из Женевы, Нейт из Гонконга. Благодаря международному характеру дипломной программы, я обрела много друзей, в окружении которых мне никогда не бывало скучно, а два года на программе пролетели очень быстро.
Структура обучения
Дипломная программа длится два года. В ее основе лежит выбор шести предметов — три для изучения на базовом уровне сложности (Standard Level) и три на углубленном (Higher Level). В то же время каждый предмет должен входить в одну из следующих групп:
Изучение родного или первого языка (Language A): в эту категорию входит английский как родной язык, а также уроки литературы на русском, немецком, французском, итальянском и потенциально любом языке мира.
Изучение второго языка (Language B): иностранцы чаще всего берут английский, но также можно изучать основные европейские языки.
Гуманитарные науки (Humanities): сюда входят такие предметы, как экономика, бизнес, история, психология.
Естественные науки (Sciences): биология, химия, физика, экология (environmental systems and societies).
Математика (Maths): предлагается на разных уровнях сложности.
Искусство (Arts): театр, изобразительное искусство, музыка. Вместо этих предметов можно выбрать либо еще один язык, либо дополнительную гуманитарную/естественную науку.
Конечно, никто не ждет от 16-летних школьников детального образовательного плана на десять лет вперед, но от выбора предметов, особенно для углубленного уровня изучения, зависит то, какие факультеты и университеты будут готовы рассматривать вашу кандидатуру. Выпускные экзамены сдаются по всем предметам и имеют наибольший вес для определения финальной оценки. Итоговая оценка по дипломной программе складывается из 45 возможных баллов, но наиболее важными для поступления на определенную специальность в университет являются оценки по Higher Level предметам. В начале второго года одна из моих подруг, изучающая биологию на базовом уровне, поняла, что хочет поступать на биохимический факультет. К сожалению, дорога в лучшие английские университеты для нее была уже закрыта: ведь в большинстве случаев изучение предмета на уровне высшего учебного заведения требует изучения того же предмета, или серии релевантных предметов (например, для медицины это химия и биология), на углубленном уровне и в школе. На момент поступления на Международный бакалавриат я четко понимала, что меня интересуют исключительно гуманитарные направления. Как следствие, на IB я взяла историю, английский для носителей и французский как второй язык на углубленном уровне, а также математику, экологию и русскую литературу на базовом. Примерное понимание интересующих областей помогло мне избежать проблем с поступлением — на данный момент я учусь на факультете истории и французского языка.
Про плюсы программы и их связь с особенностями взаимодействия между учителем и учеником
Помимо явных преимуществ, связанных с интернациональностью IB, основную ценность обучения на программе я осознала после получения диплома и поступления в университет. Два года обучения помогли мне выработать ключевые навыки, которые сейчас значительно облегчают мою студенческую и повседневную жизнь — организованность и тайм-менеджмент. Отработке заданий или новому материалу приходилось посвящать много внеклассного времени, такая загруженность позволила мне научиться грамотно распределять время, чередуя виды деятельности. Тем не менее я считаю, что с точки зрения выбора предметов система IB поддерживает баланс между индивидуальным и комплексным подходами. Во время обучения я не «распылялась» на ненужные мне предметы, но при этом поддерживала и развивала кругозор, изучая предметы из разных групп.
Динамика взаимодействия между учителем и учеником на IB сильно отличается от российского стиля преподавания. За исключением основных дедлайнов (расписания пробных экзаменов, сроков для сдачи исследовательских работ), преподаватели практически не «бегали» за учениками, не напоминали о выполнении и сдаче домашних заданий. Это не значит, что они не следили на за нашей успеваемостью — ровно напротив. Такой подход давал ученикам понять, что каждый самостоятельно несет ответственность за собственный академический прогресс. Преподаватель играет роль наставника, помогает с материалом и готовит к экзаменам.
Наиболее примечательный пример — мой преподаватель по экологии. Каждый урок начинался с коллективного изучения новой темы всем классом (в моей IB школе средний размер класса был 12 человек), во время которого преподаватель не объяснял материал в формате чтения лекции, а поощрял постановку вопросов учениками. Поначалу воспринимать информацию в таком формате было сложно, но спустя несколько месяцев я научилась распределять материал на тот, что смогу проанализировать самостоятельно или с классом и тот, по которому у меня есть вопросы к преподавателю. Учась в университете, я осознала ценность навыка постановки правильных вопросов. На моем факультете один из самых популярных форматов (онлайн) лекций — это ничто иное, как вопрос-ответ.
Вне зависимости от выбранного «уклона», каждому студенту IB DP также предстоит написание развернутого эссе, развивающего навыки исследовательской деятельности. Комбинируя такую работу с историческими эссе, литературным анализом по английскому и сочинениями по русской литературе, мне удалось получить существенную базу по методам конспектирования материала и тщательного планирования. Тем, кто интересуется гуманитарным образованием будет приятно узнать, что знакомство с основами академического письма на школьном уровне впоследствии помогло понять и использовать новые техники, которые я начала изучать уже как студент исторического факультета.
Про сложности
Вышеперечисленные преимущества, которые я вынесла из программы, не казались преимуществами с самого начала.
Процесс приспособления к новой образовательной программе был труден не из-за языкового барьера или сложности материала, а с точки зрения новизны стиля преподавания и ожиданий учителей. Например, до поступления на IB я никогда не писала эссе по истории – несложно догадаться, что мои первые попытки не увенчались головокружительным успехом. Та же самая ситуация произошла и с первыми сочинениями по русской литературе, формат которых сильно отличался от тех, которые обычно пишут в российской школе.
Преподаватели IB уделяют особенное внимание пониманию, нежели зазубриванию. Но даже на понимание уходит много внеклассного времени, так что стоит быть готовым к тому, что так или иначе успех в обучении на программе заключается еще в трудолюбии и в составлении подходящего графика внеклассного обучения. Тем не менее, такие сложности нужно воспринимать как выход из зоны комфорта. После завершения обучения на IB DP стало очевидно, что именно их преодоление мне очень помогло.
При подготовке материала использовались источники:
https://www.unipage.net/ru/international_baccalaureate
https://travelsmartclub.com/publications/a-level-i-international-baccalaureate-ib-v-chem-skhodstva-i-razlichiya-programm
https://education.forbes.ru/authors/ib-dp-osobennosty-obrazovatelnogo-puty