...

Модульная программа дополнительного образования что это

Методические рекомендации “Разработка модульных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ”

При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться модульная технология построения программ (ФЗ № 273, ст.13, п.3; Порядок № 196, п.10).

Под модулем устойчиво понимается относительно самостоятельная часть какой-либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо.

Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Модульность, как и разноуровневость, позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов, как того требует п. 7 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Общая характеристика модульных программ

Модульность позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Особенность модульной программы в том, что учащийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Содержание модульной программы структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых зависит от дидактических целей, уровневой дифференциации учащихся, самостоятельного выбора учащегося.

Определение образовательного модуля

Образовательный модуль – это структурный элемент программы, направленный на формирование одной компетенции или группы компетенций учащегося. Образовательный модуль имеет «входные требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить учащемуся освоение заявленной компетенции (группы компетенций).

Рекомендуется начинать каждый модуль:

1) с входного контроля знаний и умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной работе;

2) с выдачи индивидуального задания, основанного на результатах входного контроля.

Образовательный модуль может иметь междисциплинарное содержание, состоять из разделов различных программ, объединенных для решения образовательной задачи модуля. Кроме того, один модуль возможно встраивать в содержание нескольких программ, если это является необходимым условием достижения целей данных программ. Например, модуль «Элементы хореографии» (объемом 10 часов) может быть частью таких программ как «Современный эстрадный танец» (72 часа), «Народный танец» (144 часа), «Танцы народов мира» (216 часов) и т.д.

По модульной технологии построения программ может быть разработана как вся программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый), учебный год.

Схемы построения модульной программы:

– линейная схема включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата;

– нелинейная схема: составляющие модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана. Вариант нелинейной последовательности модулей в программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана (Порядок №196, п.7);

– комбинированная схема, сочетающая линейную и нелинейную схемы.

Программа может включать базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные: (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.; модули, выстроенные по содержанию образования).

Объем модулей

Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов, не более 1/3 всего объема программы.

Продолжительность обучения по модульной программе возможно установить в пределах «от __ час и до ___ час», в зависимости от количества модулей.

Особенности оформления структурных элементов модульной программы.

Структура модульной программы оформляется в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Некоторые структурные элементы модульной программы обладают особенностями, которые необходимо учитывать при разработке ДООП.

Раздел «Содержание программы» включает учебный план и содержание учебно-тематического плана. Учебный план должен быть разделен на модули.

– описание образовательных модулей программы.

По каждому модулю должны быть указаны:

а) наименование модуля. Важно обратить внимание на то, что каждый модуль должен иметь наименование. Наименование модуля не должно дублировать наименование ДООП;

б) образовательная задача модуля, которая будет поставлена перед учащимися. Данная задача ставится по отношению к учащемуся и требует разрешения какой-либо открытой (не имеющей одного известного решения) проблемной ситуации, характерной для того типа практики, которой посвящена программа. Образовательная задача в модуле, как правило, одна, а учебных задач несколько;

в) учебные задачи (подзадачи) модуля, которые будут поставлены перед учащимися. Учебные задачи являются отражением последовательности пути достижения поставленной образовательной задачи, но не должны представлять из себя инструкцию по решению образовательной задачи. Так, учебные задачи могут быть посвящены конструированию какого-либо понятия; построению какой-либо модели, карты, схемы и т.д. г) Предполагаемые тематические рабочие группы учащихся и форматы их работы.

Разделы «Планируемые результаты», «Формы аттестации», «Оценочные материалы» оформляются для каждого модуля.

Персонифицированное финансирование.

В условиях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и соблюдения ее принципов, основным требованиям к разработчикам программы является использование модульного подхода.

На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, ознакомительный). Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов.

На первом этапе внедрения системы ПФДО рекомендуется использовать программы стартового (ознакомительного) уровня с модулями, укладывающимися в 2 календарных цикла: сентябрь – декабрь, январь – май.

В связи с этим наиболее оптимальными являются следующие варианты программ:

– 3 модуля по 48 часов, если программа содержит 144 часа;

– 3 модуля по 72 часа, если программа содержит 216 часов.

Разработчикам при составлении и оформлении модульных программ необходимо учесть соответствие критериям, по которым будут оцениваться программы при внешней экспертизе перед включением в реестр образовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг в системе ПФДО. В связи с этим, разрабатывая программу, необходимо следовать утвержденным в учреждении Методическим рекомендациям по написанию (составлению) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (приказ директора МБУ ДО ЦРТДЮ № 215 о/д от 09.10.2019 г.).

Особенности структуры модульных программ

Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.

Оценить 3047 0

Содержимое разработки

Выступление на педсовете

методист Леушкина Н.Е.

ОСОБЕННОСТИ СТУКТУРЫ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В дополнительном образовании обучение строится так, чтобы изучаемый предмет или дисциплина становится средством формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть во внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Условием эффективности освоения любой образовательной программы является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает, предложив ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.

Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.

Модуль– самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, которая является методическим руководством по изучению этого модуля и контролем за его освоением.

Образовательный модуль – это:

Законченный блок информации;

Целевая программа действий;

Рекомендации (советы) педагога по освоению модуля.

Модульность, как и разноуровневость, позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.

Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов, как того требует п.7 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

В условиях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и соблюдения ее принципов, основным требованиям к разработчикам программы является использование модульного подхода. Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание образовательной программы.

Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности.

Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом текущий контроль, позволяющий обучающемуся вместе с педагогом осуществлять управление обучением.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и обучающегося.

На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, ознакомительный). Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов.

На первом этапе внедрения системы ПФДО рекомендуется использовать программы стартового (ознакомительного) уровня с модулями, укладывающимися в 2 календарных цикла: сентябрь – декабрь, январь- май. В связи с этим наиболее оптимальным является вариант программы, включающей 3 модуля по 36 часов. Допускаются и другие варианты структурирования, учитывающие условия и возможности образовательного учреждения и запрос со стороны детей и родителей.

Разработчикам при составлении и оформлении модульных программ необходимо учесть соответствие критериям, по которым будут оцениваться программы при внешней экспертизе перед включением в реестр образовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг в системе ПФДО:

Актуальность, новизна и преимущества программы (разноуровневость, модульный подход, сетевая форма, дистанционная форма) в сравнении с ранее созданными программами этой направленности;

Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности цели и задачам программы;

Эффективность критериев оценки результативности образовательной деятельности, методов контроля и управления образовательным процессом;

Ресурсное обеспечение программы: материально-техническое, информационно-методическое, организационное.

Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся стимулирующие звенья.

Критериальной основной программы, а также системой оценки качества ее освоения обучающимися являются планируемые результаты. Система планируемых результатов дает представление о том, какими действиями, преломленными через специфику содержания программы, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Для модульной программы важна комплексность и вариативность результатов. В связи с чем в структуре планируемых результатов модульной программы необходимо выделить два уровня их описания:

1. Планируемые результаты, описывающие ведущие целевые установки всей программы (личностные, метапредметные). Этот блок результатов характеризует основной, сущностный вклад программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование познавательных потребностей обучающихся.

2. Планируемые результаты по отдельным модулям программы ориентируют педагога в том, какой уровень освоения учебного материала и степень сформированности соответствующих умений и навыков ожидаются от обучающихся в конкретной образовательной области. Данный уровень предполагает разработку различных вариантов результатов, их дифференциацию по содержанию и организации в зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся. Результаты целесообразно определять в виде набора знаний, умений и навыков, которые должны быть у обучающихся по окончанию изучения каждого модуля.

Образовательные модули программы проектируются на едином методическом основании, но при этом могут относиться к разным уровням сложности: стартовому, базовому и продвинутому.

Для модулей стартового уровня характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению дисциплины, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы по дисциплине. Образовательный потенциал модуля данного уровня способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы. Результаты проектной деятельности представляются на уровне образовательной организации.

Модули базового уровня предполагают расширение и углубление знаний по выбранной обучающимися дисциплине. Значительное место отводится теоретической и практической подготовке к выполнению самостоятельных работ по изучаемой дисциплине. Результаты деятельности представляются на уровне образовательного учреждения, на региональных мероприятиях, публикуются в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах.

Модули продвинутого уровня определяют формирование достаточно глубоких специализированных знаний у обучающихся, уверенное овладение методами и практическими приемами деятельности по дисциплине. Существенную роль приобретает ориентирование обучающихся на профессиональную деятельность. Результаты деятельности представляются на мероприятиях различных уровней.

Достоинство модульной программы заключается в том, что разные уровни ее прохождения и модульное содержание позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов предоставляет возможность обучающимся самостоятельно выбирать пути освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для них интересен. В зависимости от категории обучающихся, их образовательных потребностей и исходного уровня знаний и умений определяется набор модулей, представляющий собой образовательный маршрут для той или иной целевой группы. Фактически каждой категории обучающихся соответствует свой маршрут изучения модульной программы.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001.

Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технологии / Биология в школе. 1994. – №5.

Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 1990. – № 1. – С. 55-60.

Технология модульного обучения в дополнительном образовании

Модульная технология применима только для тех дополнительных образовательных программ, которые построены по модульному принципу, где все содержание программы разделено на учебные модули.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий учащемуся вместе с педагогом осуществлять управление обучением.

Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям воспитанников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология модульного обучения в дополнительном образовании»

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.

Зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

В современной педагогике эта технология определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули.

Модуль – самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством освоения этого модуля и контролем за его освоением.

Модульная технология применима только для тех дополнительных образовательных программ, которые построены по модульному принципу, где все содержание программы разделено на учебные модули.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий учащемуся вместе с педагогом осуществлять управление обучением.

Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям воспитанников.

Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и воспитанника.

Модульная технология обучения – модель совместной деятельности педагога и воспитанника по планированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением для них комфортных условий.

Модульное обучение преобразует образовательный процесс так, что воспитанник самостоятельно (полностью или частично) обучается по индивидуальной программе, обеспечивает индивидуализацию обучения:

  • по содержанию обучения (каждый выбирает наиболее понравившийся ему модуль);
  • по темпу освоения (каждый обучающийся осваивает модуль в своем темпе);
  • по уровню самостоятельности (например, владеет техникой и осваивает полностью самостоятельно, не прибегая к помощи педагога).
  • сущность состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем;
  • ведущими принципами модульного обучения являются принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы;
  • модульная технология состоит из модульной программы и модульного занятия;
  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью;
  • учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях;
  • меняется форма общения обучающегося и педагога. Учитель выступает консультантом, помощником в решении поставленных целей.
  • формулировка темы занятия;
  • определение и формулировка цели занятия и конечных результатов обучения;
  • деление учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составление модуля данного занятия;
  • подготовка необходимого количества копий текста занятия.
  • каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объёме и что должен уметь после изучения модуля;
  • каждый может самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои возможности;
  • учебный процесс сконцентрирован на обучающихся, а не на педагоге.
  • возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
  • своевременная идентификация проблем в обучении, выполнение творческой работы, заключающейся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании им возможной помощи.
  • учащиеся должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
  • учащиеся должны выполнять большой объём самостоятельной работы;
  • учащиеся сами несут ответственность за своё обучение.
  • необходимость изменения привычного образа мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником учащегося в достижении поставленных целей;
  • необходимость изменения структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целенаправленной и результативной работы каждого учащегося;
  • большая трудоёмкость конструирования модулей, их материалоёмкость;
  • необходимость высокой педагогической и методической квалификаций, наличия специальных учебных пособий.
  1. Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы. М., 2003.
  2. Ксезонова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: уч.-методич. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.
  3. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод. пособие, Краснодар 2001.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001.
  7. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технологии / Биология в школе. 1994. – №5.
  8. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 1990. – № 1. – С. 55-60.

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-razrabotka-modulnyh-dopolnitelnyh-obsheobrazovatelnyh-obsherazvivayushih-programm-5086134.html
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/396601-osobennosti-struktury-modulnyh-programm
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/tekhnologiia_modulnogo_obucheniia_v_dopolnitelnom_obrazovanii

Добавить комментарий