...

Культурно досуговая программа что это

Драматургия культурно досуговых программ Понятие драматургии и виды культурно досуговых программ

произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и

балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются

спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и

общее – действие, жизнь в движении.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на

наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно

прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных

вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа.

Рассказ ведется через призму настоящего времени – зритель становится

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда

оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие

и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического

конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя

свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным,

вызывает те или иные чувства. Прекрасно сказал об этом А.С. Пушкин:

«Смех, жалость и ужас – три струны нашего воображения, потрясаемые

драматическим волшебством». Эта особенность драматургии

также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, вызвать чувство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма.

Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической

разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в

нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие

не безликое, а преломленное через конкретные образы, через

поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и

стремлений Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых

программ обусловлена самой природой учреждения культуры.

Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и

сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где

есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении

культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии

внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В

процесс этого общения включаются духовные ценности.

Это во многом побудило и театр искать прямые контакты с аудиторией.

Много этой проблемой занимался Г.А. Товстоногов, рассматривая

контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека

в зале. В этом контакте – сама овеществленная поэзия. Нужно

учесть также, что изменяющийся характер контакта в значительной

степени определяет сущность и роль театра в обществе.

Мы накопили огромный опыт определения тональности зрительного

зала и наших с ним отношений. Но это эмпирический опыт,

если можно так сказать – на руку, на глаз, на свет. Так пробовали воду

до изобретения термометра.

Только теперь мы подходим к научному исследованию характера

Теория информации, изучение массовых связей кинематографа,

телевидения, наконец, спорта, который все более культивирует эстетическое

начало, – все это позволяет взглянуть и на характер контактов

театра по-новому, и, как это на первый взгляд ни странно, благодаря

научно-технической революции не «по-домашнему», а по-

человечески! Возвышается знание, знахарство уничтожается.

Теперь только понимаю всю справедливость слов К.С. Станиславского:

«Вслед за изучением сценических чувств должно прийти и

изучение чувств зрителя – изучение зрительского зала». «Должно

прийти» – он думал о будущем, в его время еще не было научного

инструментария для такого изучения103.

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с

учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения

в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности

учреждений культуры, которые трансформировались сегодня

в новые названия. Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время

«авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой

деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения

таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности

(культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме

массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления

(домашний досуг или учреждение культуры)»104.

Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности

развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы,

предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и

домашнем досуге.

В данном контексте «культурно-досуговая программа» – это результат

рассмотрения и использования традиционной, своеобразной

продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла,

обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников

Стремление к яркому художественному оформлению реальных

событий жизни и труда человека, подчеркивающему их смысл и значение,

акцентирующему гуманистическое звучание, всегда было присуще

творческим исканиям специалистов учреждений культуры. В

регионе, на каждом предприятии, в каждом трудовом коллективе, в

каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет

определить проблему культурно-досуговой программы.

В современных условиях вектор социальной направленности

противоречив, ибо он совпадает со всеми направлениями развития_

Драматургия – это сюжетно-образная концепция культурно-

досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер

и т.д. Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового

действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание

и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал

для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе ее литературного

материала создаем идейно-насыщенный, созвучный современности,

органичный в исполнении актеров и отвечающий сегодняшним

жизненным проблемам спектакль, то в культурно-

досуговой программе это происходит с помощью выразительных

средств на основе самой жизни, реального и фактического материала,

105 См.- Станиславский К. С. Собр соч.: В 8 т. – Т. 5. – С. 461-462.

реальных героев, которыми является и аудитория. Конечно, сферы

применения здесь различны: в одном случае – пьеса, где спектакль

строится с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором,

в другом – конкретная исходная реальная ситуация. В одном

случае мы идем как бы от пьесы к жизни, а в другом наоборот – от

жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но

своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция

спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в

культурно-досуговой программе – исходным, общественно-значимым

событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.

10.2. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства.

Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.

Виды таких программ:

1.Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)

2. Историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)

3.Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)

4.Фольклорная программа (обрядовые праздники

Основные этапы разработкии проведения программы досугового мероприятия

Iii.Определение ИДЕИ, учитывая ЦА

Iv.Проработка схемы будущего мероприятия, которое включает основные блоки, эпизоды и сюжетную линию, связывающую их.

V.Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Vi.Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и ДР)

Vii.Написание сценария. Развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей разработки в замысле.

Viii.Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

B.Составление сметы расходов

C.Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

D.подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

E.Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Выразительные средства.

1) Художественно выразительные средства:

К ним относяться все виды искусства: проза, драма, цирк, музыка, хореография….

2) Технические выразительные средства – Свет, звук, Лазерное шоу, пиротехника

Выбор художественных и технических средствисходит от замысла.

1.Художественный образ – это особый способ передачи каких-то понятий, эмоций и идей, путем прямого воздействия на эмоциональную сферу человека средствами художественной выразительности, которые имеют иносказательный характер.

2.Основные средства создания ХО (Х. Выразительности): Метафора , Аллегория , Гипербола , Персонификация, Символ , Гротеск

11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.

Определение педагогической культурологии– это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в СКД, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

Предметпедагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.

Предметом является общекультурное развитие личности.

Роль: пед.культ-я изучает методы, средства, формы развития культуры личности в различных сферах и на различных этапах

Сферы формирования культуры личности (по Аниарскому):

A.Хоминизация(овладение индивидом основами человеческого поведения)

B.Социализация– включение человека в общество посредством формирования у него культуры: социального общения, познания, профессионально-трудовой деятельности, выполнение гражданских, нравственных, общественных и семейных обязанностей

C.Инкультурация– формирование у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры

D.Индивидуализация– самореализация своего творческого потенциала.

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/7639617/
https://studfile.net/preview/3192417/page:10/

Добавить комментарий