Драматургия культурно досуговых программ Понятие драматургии и виды культурно досуговых программ
произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.
Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и
балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются
спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и
общее – действие, жизнь в движении.
Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на
наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно
прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных
вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа.
Рассказ ведется через призму настоящего времени – зритель становится
Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда
оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие
и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического
конфликта нет и не может быть драматургии.
В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя
свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным,
вызывает те или иные чувства. Прекрасно сказал об этом А.С. Пушкин:
«Смех, жалость и ужас – три струны нашего воображения, потрясаемые
драматическим волшебством». Эта особенность драматургии
также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, вызвать чувство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма.
Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической
разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в
нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия
Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие
не безликое, а преломленное через конкретные образы, через
поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и
стремлений Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых
программ обусловлена самой природой учреждения культуры.
Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и
сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где
есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении
культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии
внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В
процесс этого общения включаются духовные ценности.
Это во многом побудило и театр искать прямые контакты с аудиторией.
Много этой проблемой занимался Г.А. Товстоногов, рассматривая
контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека
в зале. В этом контакте – сама овеществленная поэзия. Нужно
учесть также, что изменяющийся характер контакта в значительной
степени определяет сущность и роль театра в обществе.
Мы накопили огромный опыт определения тональности зрительного
зала и наших с ним отношений. Но это эмпирический опыт,
если можно так сказать – на руку, на глаз, на свет. Так пробовали воду
до изобретения термометра.
Только теперь мы подходим к научному исследованию характера
Теория информации, изучение массовых связей кинематографа,
телевидения, наконец, спорта, который все более культивирует эстетическое
начало, – все это позволяет взглянуть и на характер контактов
театра по-новому, и, как это на первый взгляд ни странно, благодаря
научно-технической революции не «по-домашнему», а по-
человечески! Возвышается знание, знахарство уничтожается.
Теперь только понимаю всю справедливость слов К.С. Станиславского:
«Вслед за изучением сценических чувств должно прийти и
изучение чувств зрителя – изучение зрительского зала». «Должно
прийти» – он думал о будущем, в его время еще не было научного
инструментария для такого изучения103.
Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с
учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения
в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности
учреждений культуры, которые трансформировались сегодня
в новые названия. Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время
«авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой
деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения
таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности
(культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме
массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления
(домашний досуг или учреждение культуры)»104.
Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности
развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы,
предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и
домашнем досуге.
В данном контексте «культурно-досуговая программа» – это результат
рассмотрения и использования традиционной, своеобразной
продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла,
обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников
Стремление к яркому художественному оформлению реальных
событий жизни и труда человека, подчеркивающему их смысл и значение,
акцентирующему гуманистическое звучание, всегда было присуще
творческим исканиям специалистов учреждений культуры. В
регионе, на каждом предприятии, в каждом трудовом коллективе, в
каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет
определить проблему культурно-досуговой программы.
В современных условиях вектор социальной направленности
противоречив, ибо он совпадает со всеми направлениями развития_
Драматургия – это сюжетно-образная концепция культурно-
досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер
и т.д. Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового
действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание
и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал
для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе ее литературного
материала создаем идейно-насыщенный, созвучный современности,
органичный в исполнении актеров и отвечающий сегодняшним
жизненным проблемам спектакль, то в культурно-
досуговой программе это происходит с помощью выразительных
средств на основе самой жизни, реального и фактического материала,
105 См.- Станиславский К. С. Собр соч.: В 8 т. – Т. 5. – С. 461-462.
реальных героев, которыми является и аудитория. Конечно, сферы
применения здесь различны: в одном случае – пьеса, где спектакль
строится с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором,
в другом – конкретная исходная реальная ситуация. В одном
случае мы идем как бы от пьесы к жизни, а в другом наоборот – от
жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но
своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция
спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в
культурно-досуговой программе – исходным, общественно-значимым
событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.
10.2. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства.
Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.
Виды таких программ:
1.Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
2. Историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
3.Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
4.Фольклорная программа (обрядовые праздники
Основные этапы разработкии проведения программы досугового мероприятия
Iii.Определение ИДЕИ, учитывая ЦА
Iv.Проработка схемы будущего мероприятия, которое включает основные блоки, эпизоды и сюжетную линию, связывающую их.
V.Подбор и исследование материала (художественного или документального)
Vi.Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и ДР)
Vii.Написание сценария. Развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей разработки в замысле.
Viii.Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)
B.Составление сметы расходов
C.Распределение обязанностей среди членов постановочной группы
D.подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов
E.Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
Выразительные средства.
1) Художественно выразительные средства:
К ним относяться все виды искусства: проза, драма, цирк, музыка, хореография….
2) Технические выразительные средства – Свет, звук, Лазерное шоу, пиротехника
Выбор художественных и технических средствисходит от замысла.
1.Художественный образ – это особый способ передачи каких-то понятий, эмоций и идей, путем прямого воздействия на эмоциональную сферу человека средствами художественной выразительности, которые имеют иносказательный характер.
2.Основные средства создания ХО (Х. Выразительности): Метафора , Аллегория , Гипербола , Персонификация, Символ , Гротеск
11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
Определение педагогической культурологии– это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в СКД, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.
Предметпедагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
Предметом является общекультурное развитие личности.
Роль: пед.культ-я изучает методы, средства, формы развития культуры личности в различных сферах и на различных этапах
Сферы формирования культуры личности (по Аниарскому):
A.Хоминизация(овладение индивидом основами человеческого поведения)
B.Социализация– включение человека в общество посредством формирования у него культуры: социального общения, познания, профессионально-трудовой деятельности, выполнение гражданских, нравственных, общественных и семейных обязанностей
C.Инкультурация– формирование у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры
D.Индивидуализация– самореализация своего творческого потенциала.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/7639617/
https://studfile.net/preview/3192417/page:10/