...

Комплексно целевая программа что это

37. Структура целевой комплексной программы и характеристика его разделов.

Программа – это комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам исполнения и объему затрат, решающих наиболее важную проблему. В соответствии с распоряжением РФ от 04 июня 2001 г. Утвержден типовой макет программ.

Типовой макет предполагает включение в программу следующих разделов: 1. Анализ исходного состояния предприятия и выделение наиболее важных проблем, требующих программной разработки; 2. Цель, задача, сроки и этапы реализации программы; 3. Система программных показателей или сама программа; 4. Механизм реализации программы; 5. Ресурсное обеспечение программы, включая финанс., материальные и трудовые ресурсы; 6. оценка эффективности и последствий реализации программы; 7. организация управления программы и контроль за ходом реализации программы.

Программно – целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме “цели – пути – способы – средства”. Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, – не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

Первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.

Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование “древа целей “. Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, “деревом целей “, составом исполнителей и содержанием программы. Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы, т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления.

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

В мировой практике менеджмента и маркетинга программно-целевое планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Однако в настоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменном планировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования в области менеджмента. В результате руководители организаций не имеют достаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегают долгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования в частности.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.

Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы: 1. Разработка общих целей. 2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет). 3. Определение путей и средств их достижения. 4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.

Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов: 1. Социально-экономические программы – предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения. 2. Научно-технические программы – направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики. 3. Производственно-экономические программы – предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств. 4. Территориальные программы – направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах. 5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера. 6. Организационно-хозяйственные программы – направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности: 1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация. 2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели. 3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения. 4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. 5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой, общей цели. Известны федеральные и региональные, научно-технические , социально – экономические, экологические целевые комплексные программы.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

  • “ЦЕЛАЯ ССУДА”
  • ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Смотреть что такое “ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА” в других словарях:

  • Целевая программа, целевая комплексная программа (ЦКП) — [goal related program] ключевое понятие программно целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно технических, экономических, социальных… … Экономико-математический словарь
  • ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА — система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно технического, научно технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общественной проблемы … Энциклопедический словарь экономики и права
  • целевая комплексная программа — совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно технологического, научно технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой, общей цели. Известны… … Словарь экономических терминов
  • КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА — (см. ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА) … Энциклопедический словарь экономики и права
  • целевая программа — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] целевая программа целевая комплексная программа ЦКП Ключевое понятие программно целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение… … Справочник технического переводчика
  • Комплексная народнохозяйственная программа — [integrated national economy program] ключевое понятие программно целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития народного хозяйства страны. Программы можно условно… … Экономико-математический словарь
  • комплексная народнохозяйственная программа — Ключевое понятие программно целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития народного хозяйства страны. Программы можно условно разделить на два больших класса целевые и … Справочник технического переводчика
  • КОМПЛЕКСНАЯ — ПРОГРАММА, целевая комплексная программа система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены… … Экономический словарь
  • ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНАЯ — (см. ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА) … Энциклопедический словарь экономики и права
  • ПРОГРАММА — совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение определенной цели, решение проблемы. См. т.ж. ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА … Энциклопедический словарь экономики и права

Проект: «Создание комплексно- целевой программы управления качеством образования с учётом требований ФГОС».
проект

Проект: «Создание комплексно- целевой программы управления качеством образования с учётом требований ФГОС».

Выполнила Матвеева Е.В.

1.Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС

– Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, межличностные отношения, формирование ценностей, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в мире. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, уважение к своему народу и Родине. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

– Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, отстаивать своё мнение. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

– Предметные: освоение предмета, получение новых знаний, применение знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/1474240/page:33/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/20160
https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2022/08/19/proekt-sozdanie-kompleksno-tselevoy-programmy

Добавить комментарий