...

Инвариантные модули программы воспитания что это

Как описать инвариантные модули в новой рабочей программе воспитания

Рабочая программа воспитания – новая обязательная часть ООП. На каждый уровень образования надо составить отдельную программу. Все три документа должны быть связаны единой целью и задачами. Прежде чем составлять программу, изучите примерную программу воспитания (Программа Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Еще руководствуйтесь Методическими рекомендациями РАО (Методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). В этих документах подробно описан процесс подготовки рабочих программ воспитания, указан примерный объем и содержание их разделов. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» – самая объемная часть рабочей программы воспитания. Он отвечает на вопрос: «Как образовательная организация достигнет цели и выполнит задачи программы?» Основа этого раздела – инвариантные и вариативные модули. Располагайте их в программах в порядке значимости для вашей школы. Вся деятельность, которую вы описываете в модулях, должна быть направлена на достижение результатов освоения ООП. Чтобы наполнить модули, определите единую цель и задачи на уровни образования. Не забудьте про сложившиеся традиции в образовательной организации.

Выберите структуру, по которой будете описывать модули

Предлагаем оптимальную структуру описания модуля. Ее удобно использовать для всех модулей – и инвариантных, и вариативных. Посмотрите структуру на схеме 1 справа. Виды и формы деятельности. Перечислите виды деятельности. Посмотрите описание различных видов внеурочной деятельности школьников на схеме 2. Перечислите формы внеурочной деятельности на разных уровнях образования. Когда будете указывать формы, учитывайте возрастные особенности школьников. Например, игра как форма организации деятельности учеников является ведущей на уровне НОО и в 5-м классе. Посмотрите ниже примеры форм внеурочной деятельности.

ПРИМЕР. Формы внеурочной деятельности

Игра. Кружок. Студия. Секция. Клуб. Объединение. Факультатив. Научное общество. Конференция. Слет. Соревнование. Турнир. Встреча. Концерт. Спектакль. Практика. Экскурсия. Культпоход. Туристический поход. Субботник. Десант. Содержание деятельности. Пропишите к каждому виду деятельности конкретное содержание. То есть наполните мероприятиями содержание каждого модуля. Это могут быть традиционные мероприятия. Также в содержании модулей опишите способы и приемы, которые реализуют воспитательный потенциал. Разведите содержание по уровням образования. Если вы еще не определились, какие изменения включить в воспитательную работу школы, используйте всероссийские, региональные проекты, мероприятия, конкурсы, которые сейчас реализуют. Например, в реализации модуля «Классное руководство» всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» предлагает ряд мероприятий для школьников. Для модулей «Самоуправление» или «Профориентация» общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» может стать основой зарождения уклада школьной жизни и класса. Еще можно активизировать и привлечь внимание школьников к всероссийскому конкурсу «Большая перемена». Целевые приоритеты. Опишите воспитательный потенциал каждого мероприятия с учетом целей и задач воспитания школы. Целевые приоритеты, которые укажете в модулях, должны отражать конечный результат вашей работы. По своей сути – это стратегия деятельности образовательной организации. Посмотрите целевые приоритеты для инвариантных модулей на схеме 3. Три аспекта, которые должны учесть педагоги, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса; подобрать воспитывающее содержание урока; использовать активные формы работы

Ориентируйтесь на направления работы классруков в модуле «Классное руководство»

В модуле «Классное руководство» представьте систему взаимодействия классного руководителя с участниками образовательных отношений. Так, классный руководитель выступает в роли воспитателя, тьютора, куратора, педагога, психолога. В процессе работы педагога развивается институт наставничества между классным руководителем и учеником. В содержании деятельности классного руководителя обратите внимание на работу с учениками по формированию портфолио достижений ребенка. Пропишите целевые приоритеты в модуле с учетом взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений. В содержании модуля «Классное руководство» опишите способы, как реализуется воспитательный потенциал классного руководства, и приемы, которые помогут классному руководителю в работе. Посмотрите тематические блоки и содержание модуля на схеме 4. Задача модуля «Школьный урок» – придать уроку воспитывающее наполнение, реализовать на уроке цели, которые сформулировали в программе воспитания. Привлеките к работе над этим модулем педагогов школы. Проведите педсовет. Организуйте и проведите педсовет «Воспитательные компоненты школьного урока». На нем педагогам и предложите заполнить карту «Модуль «Школьный урок». Возьмите готовую карту. Еще проанализируйте разные уроки и определите воспитательную компоненту в цели, содержании и результате уроков. Объясните, что педагоги должны учесть три аспекта, чтобы выполнить воспитательную задачу: создать атмосферу доверия и интереса, подобрать воспитывающее содержание урока и использовать активные формы работы. Эти же аспекты учтите при описании видов и форм деятельности в модуле «Школьный урок». Выдайте педагогам памятку, которая расскажет им, как реализовать воспитательный потенциал урока. Например, в подборе содержания урока акцентировать внимание на личностях, которые достигли определенных результатов в области технических, гуманитарных наук, в области управления и менеджмента. Главным воспитательным результатом урока должно стать осознание ответственного отношения к учебному труду со стороны детей. Каждый школьник должен понимать, зачем он учится и для чего. Внесите изменения в ООП. В целевом разделе, в части планируемых результатов освоения ООП, в личностные результаты пропишите: «в соответствии с ФГОС освоение основной образовательной программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования завершается достижением следующих результатов: личностных, включающих воспитание у обучающихся ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, здоровью, человеку». Рабочая программа воспитания заменила программу духовно-нравственного развития для уровня НОО и программы воспитания и социализации для уровней ООО и СОО

Учитывайте комплексный характер внеурочки, когда пишете модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Не переносите в этот раздел содержание плана внеурочной деятельности. ФГОС выделяет пять направлений внеурочной деятельности, но чаще всего занятия носят комплексный характер. Отделить одно направление от другого сложно. Поэтому правильнее ориентировать программу сразу по нескольким таким направлениям с опорой на ведущую деятельность: познавательную, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческую, спортивно-оздоровительную, трудовую, игровую деятельность. Посмотрите примеры курсов внеурочной деятельности для разных видов деятельности на схеме 2 выше.

Выделите направления работы в модуле «Работа с родителями»

Опишите ведущие направления работы с родителями в части содержания модуля: эффективное общение педагогов с родителями, включение родителей в организации деятельности школьников, повышение родительских компетенций. Посмотрите в примере мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями. Еще пропишите в содержание модуля, какое участие родители принимают в управлении школой через управляющий совет, общешкольный родительский комитет, совет отцов. Например, совет отцов организует рейды в микрорайоне школы.

ПРИМЕР. Мероприятия, которые соответствуют направлениям работы с родителями

  1. Общение педагогов с родителями: индивидуальные консультации, беседы, школьная родительская конференция отцов.

Разбейте мероприятия в модуле «Самоуправление» по уровням

Мероприятия в модуле разделите на уровни развития ученического самоуправления: уровень школы, классов и индивидуальный. Развитие ученического самоуправления в начальной школе на уровне класса включает организацию совета класса под руководством классного руководителя. В 5-11-х классах классный руководитель становится тьютором. Посмотрите содержание мероприятий на разных уровнях развития ученического самоуправления на схеме 5.

Опишите мероприятия, которые организует ваша школа, в модуле «Профориентация»

  • практического знакомства ребенка с содержанием образовательной и профессиональной деятельности по тому или иному направлению;
  • информационной поддержки школьников;
  • активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе.

На схеме 6 смотрите варианты мероприятий по этим направлениям. Выберите мероприятия, которые реализует ваша школа, при необходимости добавьте другие и включите их в описание модуля. Не выносите в содержание модуля мероприятия, которые не реализуете в школе.

Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует:

  • работу с коллективом класса;
  • индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
  • работу с учителями, преподающими в данном классе;
  • работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Просмотр содержимого документа
«Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП»

Тема: Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП

Братанова Е.А.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует:

  • работу с коллективом класса;
  • индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
  • работу с учителями, преподающими в данном классе;
  • работу с родителями учащихся или их законными представителями.
  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности).
  • педагогическое мотивирование и сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, включение в деятельность детских объединений и клубов;
  • поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе.
  • сплочение коллектива класса через:
  • игры и тренинги на сплочение и командообразование;
  • однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
  • празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
  • внутриклассные вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты «наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
  • мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном движении и самоуправлении;
  • мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении.
  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, позволяющие педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
  • взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
  • помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности школьников;
  • подготовка предметных недель, внеклассных мероприятий, проведение конкурсов по предмету.
  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
  • поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы, демонстрировать ее проявление окружающим.
  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в творческих объединениях, секциях, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

При подготовке материала использовались источники:
https://work.vk.com/@manopro-kak-opisat-v-novoi-rabochei-programme-vospitaniya-invariantn
https://multiurok.ru/files/realizatsiia-invariantnykh-modulei-programmy-vospi.html

Добавить комментарий