Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие личностного и профессинального роста.
Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.
В концепции российского образования на период до 2020 года и в инициативе президента Д.В. Медведева «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений обозначено развитие учительского потенциала, как условия повышения качества общего образования. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.
Заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных потребностей и представлений о самореализации. Решение индивидуализации обучения мы видим в реализации индивидуальных образовательных программ всех участников образовательного процесса, поскольку педагог, не умеющий проектировать свою деятельность, не сможет научить этому ученика
Разработанная нами индивидуальная образовательная программа займет свое место не только в новых формах аттестации педагого в, но и поможет рефлексивно подойти к проблемам педагогической практики, проектируя свою деятельность на учебный год в рамках методической темы. Индивидуальная образовательная программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.
1 «Общие сведения о педагоге» – сертифицированные (документальные) достижения (информация об авторе, учебная нагрузка, цель проблемной образовательной деятельности в рамках методической темы школы)
2.«Индивидуальная образовательная программа педагога» – материалы, отражающие основные проблемные направления творческой активности, которые педагог планирует решить в течение года; виды деятельности, предполагаемые результаты и сроки исполнения. Имеет два направления: на себя и свою деятельность по отношению к заявленной проблеме и на деятельность на ученика.
3.«Приложения» – характеристики отношения педагога к различным видам деятельности (рецензии коллег, резюме, отзыв о работе педагога руководителем методического объединения ).
Мы хотим более подробно остановиться на принципах составления индивидуальной образовательной программы педагога, ее дальнейшем предъявлении и возможных путях решения проблем.
Идея разработки индивидуальной образовательной программы предложена методистом районного методического центра управления образованием Вычужаниной Н.И. Созданная творческая группа, развила идею, спроектировала этапы работы и выстроила шаги по реализации индивидуальной образовательной программы в 2007-2011 учебном гг.
Разработческий этап работы группы мы начали с обзора литературы по теме. Были изучены результаты исследований в области получения общего обязательного образования детьми и образования взрослых: личностно- ориентированное обучение (Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного образования»), уровневая дифференциация (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»), сочетание индивидуального и коллективного при преобразовании профессиональной деятельности педагогов (Слободчиков В.А., СластенинВ.А., ПодымоваЛ.С. «Педагогика: инновационная деятельность») , Подымова Л.С. «Подготовка учителя к инновационной деятельности»).
Одной из задач, стоящей перед группой, стало формирование общих представлений о целях и задачах ИОП, о ее структуре, о форме реализации, представлении на обсуждение полученных результатов.
ИОП педагога- это совокупность действий, которые реализуются в рамках стратегической программы школы и ее методической темы, по проблеме освоения педагогом компетентностей в процессе педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – целенаправленное развитие обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннее развитие его способностей, развитие компетентностей в процессе освоения государственного образовательного стандарта.
Ц ель введения ИОП:
-создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самоопределения и самообразования, профессионализации через проблематизацию и проектирование собственной деятельности ;
-позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.
Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до трех лет в зависимости от поставленных целей (конкретных и глобальной), желаемого результата и формы его предъявления: рефлексивный анализ деятельности или аттестация.
Мы считаем, что индивидуальная образовательная программа должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений педагога, поэтому цели ее написания будут следующие:
– развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога и предполагаемого результата).
-оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих профессиональных затрат и возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);
Таким образом, мы договорились, что в программе педагог обозначает:
-цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными и образовательными стандартами, успеваемостью воспитанников и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;
-профессиональные умения, которые необходимо приобрести педагогу в ходе реализации ИОП;
-средства для решения поставленных задач.
– планируемый результат целенаправленной деятельности педагога.
Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в направленной систематизации деятельности педагога, ориентированной на положительную динамику показателей профессионального роста и проблем практики.
Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».
1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.
2. Программирование профессионального развития, составление ИОП. При проектировании ИОП, педагог учитывает программу развития учреждения, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться у педагога и как повлияет это на результат образования у учащихся.
3. Реализация ИОП происходит в течение года и ориентирована на решение глобальной цели, направленной на педагога и решение проблем практики.
4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы, представление результатов – это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог, и то, как это повлияло это на решение заявленной проблемы. В процессе деятельности и реализации индивидуальных образовательных программ последние должны постоянно уточняться, корректироваться, конкретизироваться, переоформляться в соответствии с тем, как будет разворачиваться действительность и, насколько полно она отражена в ИОП . Рефлексивный анализ осуществляется педагогом постоянно и корректируется в ходе деятельности, а предъявляется 1 раз в год в творческой группе с целью мониторинга профессионального роста и возможного пересамоопределения, оформления образовательного заказа, прфессиональных потребностей и дефицитов.
Главное – научить педагога максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной траектории. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за эти риски ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.
Составление индивидуальной образовательной программы педагога
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Поэтому «Профессиональный стандарт» – это не что иное, как объективный измеритель квалификации современного педагога.
С учетом различного уровня квалификации педагогов Российской Федерации предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. И на сегодняшний день это является актуальным. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373,в Федеральном законе ” Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273 –ФЗ представлены требования, предъявляемые к квалификационным характеристикам педагогов, а также учтена необходимость непрерывности профессионального развития педагогов. Но как же в современных условиях построить работу образовательного учреждения так, чтобы каждый педагог школы двигался в двух важнейших направлениях – в соответствии с современными требованиям к профессии и в соответствии с непрерывностью образования?
Обратимся за ответом к классикам педагогики. К. Д. Ушинский в своей статье «О пользе педагогической литературы» подчеркивал, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно, по мнению известного педагога ,развить в учителе способность к творчеству и готовность к постоянному профессиональному развитию. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Это известная аксиома. Не только Ушинский, но и писатель и педагог Л.Н. Толстой выступал за то, чтобы каждый учитель постоянно работал над собой, самосовершенствовался , делал всё, чтобы его деятельность граничила с искусством, носила творческий , исследовательский характер. Слова великих педагогов сегодня, вне всякого сомнения, как никогда современны и своевременны!
Формой непрерывного профессионального образования учителя начальных классов на данном этапе служит индивидуальная образовательная программа педагога (далее ИОПП).
Индивидуальная образовательная программа педагога – это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования педагога в установленный разработчиком период. Посредством ИОПП учитель начальных классов реализует своё право на выбор индивидуального маршрута повышения квалификации.
Индивидуальная образовательная программа педагога решает следующие задачи:
-содействует профессиональному росту педагога согласно его интересам, потребностям и возможностям;
-делегирует педагогу ответственность за результаты своего труда;
-выступает основанием и дополнением к портфолио педагога;
-отражает степень готовности педагога к работе в условиях введения профессионального стандарта
В общеобразовательном учреждении необходимо разработать и утвердить локальные акты, которые регламентируют составление и реализацию ИОПП. Это могут быть :
- Положение об ИОПП.
- Положение о тьюторском сопровождении профессионального развития педагога.
Во 2 графе таблицы педагог записывает «Образовательные дефициты» из анкеты. Для достижения положительного эффекта, рекомендуем не брать много. В 3 графе «Формы образования и самообразования» педагог выбирает из предложенных методической службой школы формы образования или формулирует их самостоятельно. В 4 графе таблицы педагогом указываются «Сроки ликвидации образовательного дефицита».Дело в том, что ИОПП может составляться на разные сроки : как на 1 год, так и на 3 года и даже на 5 лет. Для 5 графы таблицы педагог записывает «Формы представления результата самообразования и образования». Это делается для того, чтобы продемонстрировать общественности, что учитель владеет данным умением. Это необходимо для того, чтобы получить общественную оценку своего умения. Поэтому педагогу необходимо здесь представить результаты своего образования и самообразования.А формы представления своего умения (опыта) могут быть следующие: – участие в конкурсах профмастерства, творческих конкурсах; – квалификационный экзамен; -педагогические консилиумы, фестивали; -практикумы по разработке конкретных методических продуктов; -участие в распространении своего опыта в рамках сетевого взаимодействия, стажировочных площадок; – представление стендового доклада; – публикация методических материалов впедагогическихсборниках; – участие в конференциях, форумах, семинарах, педсоветах, методических проектах; – мастер – классы; – оформление собственного сайта; – защита авторских проектов и разработок; – открытые уроки и внеурочные мероприятия; – представление собственных ЭОР; -презентация педагогического опыта в профессиональной среде; – мониторинг уровня обученности и воспитанности обучающихся. Педагог в обязательном порядке представляет результаты обученности и воспитанности школьников, так как ради этого мы обучаемся и самообучаемся! То есть, необходимо показать взаимосвязь ИОП педагога с образовательными достижениями учащихся. В 6 графе «Сроки представления образовательного результата» педагог определяет сроки представления образовательного результата, которые могут быть разными :1 месяц, и учебный год , 2-3 года. Это будет в зависимости от того , на какой срок разрабатывается ИОПП. В7 графе учитель отмечает то, по какому модулю он будет взаимодействовать с учителем -тьютором. А также ,может написать то , какое обучение будет осуществляться: самостоятельное или дистанционное. Третий этап – реализационный. Он включает в себя сопровождение процесса реализации индивидуальной образовательной программы педагога тьютором, образование и самообразование педагога посредством выбранных форм. Четвёртый этап – рефлексия. На данном этапе происходит : – представление своих образовательных продуктов в соответствии с указанной в ИОПП форме; – анализ и коррекция процесса и результатов освоения индивидуальной образовательной траектории педагога; – анализ удовлетворённости своей работой и оказанной со стороны тьютора помощью; -общественная оценка результативности обучения и воспитания школьников. Пятый контрольно-оценочный этап предполагает определение динамики уровня профессионального развития педагога. Это и подготовка документов на аттестацию, и присвоение очередного условного звания: старший учитель, ведущий учитель, и общественное признание, и награды за труд. В заключение можно сказать, что содержание ИОПП будет зависеть не только от амбиций и усердия каждого педагога в планируемом объеме повышения квалификации, но и от качества методического сопровождения системы непрерывного профессионального образования на разных уровнях. Внести какое-либо данные о каком- либо мероприятии в ИОПП можно будет лишь в том случае, если оно спланировано внутренними и внешними методическими службами данного образовательного учреждения и доведено до сведения педагога. Однако не исключается и самостоятельный поиск мероприятий, способствующих повышению квалификации педагога.
- Федеральный закон ” Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273 –ФЗ ” Об образовании в Российской Федерации”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.(Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 г. N 373).
- Толстой Л.Н.// « Правила самосовершенствования от Льва Толстого»// Статья.//В открытом доступе на сайте : www.openklass.ru .//
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/razrabotka-individualnoy-obrazovatelnoy-programmi-pedagoga-kak-uslovie-lichnostnogo-i-professinalnogo-rosta-1521756.html
https://multiurok.ru/files/sostavlieniie-individual-noi-obrazovatiel-noi-prog.html