...

Ib программа что это такое

Ib программа что это такое

Почему именно Международный бакалавриат?

Для меня ответ кроется в вопросе. С самого начала своего существования организация IB активно продвигает свою «международность». Именно интернациональный характер дипломной программы оказал значительное влияние на мой выбор. В настоящий момент диплом IB DP можно назвать одним из самых универсальных – он котируется для поступления в университеты многих стран мира. Сейчас ребята из моего выпуска учатся во всех уголках мира: от Johns Hopkins University в США и University of Amsterdam в Нидерландах до IE University в Испании и University of Oxford в Великобритании. Я, как и многие, решила остаться в Великобритании, но это осознанное решение было принято после тщательного изучения всех предлагаемых возможностей, которые при обучении на IB не ограничиваются одной страной или континентом. Помимо разнообразия вариантов для высшего образования, для меня интернациональность дипломной программы в полной мере проявилась в разносторонности характеров и культурных принадлежностей моих друзей, знакомых и одноклассников, в окружении которых я училась в St. Clare’s Oxford – школе-пансионе в английском городе Оксфорд. Для того, чтобы прочувствовать ту самую «международность» в заграничной IB школе, мне было достаточно нескольких недель. На время первого года обучения моей соседкой по комнате была очаровательная и очень аккуратная девочка немка — теперь я могу утверждать, что все представления о педантичности немцев — сущая правда. На каникулах в Москве я рассказывала родителям о том, как каждый из моих новых друзей приехал в школу из разных городов и стран – Мануэла из Рио, Шарлот из Женевы, Нейт из Гонконга. Благодаря международному характеру дипломной программы, я обрела много друзей, в окружении которых мне никогда не бывало скучно, а два года на программе пролетели очень быстро.

Структура обучения

Дипломная программа длится два года. В ее основе лежит выбор шести предметов — три для изучения на базовом уровне сложности (Standard Level) и три на углубленном (Higher Level). В то же время каждый предмет должен входить в одну из следующих групп:

Изучение родного или первого языка (Language A): в эту категорию входит английский как родной язык, а также уроки литературы на русском, немецком, французском, итальянском и потенциально любом языке мира.
Изучение второго языка (Language B): иностранцы чаще всего берут английский, но также можно изучать основные европейские языки.
Гуманитарные науки (Humanities): сюда входят такие предметы, как экономика, бизнес, история, психология.
Естественные науки (Sciences): биология, химия, физика, экология (environmental systems and societies).
Математика (Maths): предлагается на разных уровнях сложности.
Искусство (Arts): театр, изобразительное искусство, музыка. Вместо этих предметов можно выбрать либо еще один язык, либо дополнительную гуманитарную/естественную науку.

Конечно, никто не ждет от 16-летних школьников детального образовательного плана на десять лет вперед, но от выбора предметов, особенно для углубленного уровня изучения, зависит то, какие факультеты и университеты будут готовы рассматривать вашу кандидатуру. Выпускные экзамены сдаются по всем предметам и имеют наибольший вес для определения финальной оценки. Итоговая оценка по дипломной программе складывается из 45 возможных баллов, но наиболее важными для поступления на определенную специальность в университет являются оценки по Higher Level предметам. В начале второго года одна из моих подруг, изучающая биологию на базовом уровне, поняла, что хочет поступать на биохимический факультет. К сожалению, дорога в лучшие английские университеты для нее была уже закрыта: ведь в большинстве случаев изучение предмета на уровне высшего учебного заведения требует изучения того же предмета, или серии релевантных предметов (например, для медицины это химия и биология), на углубленном уровне и в школе. На момент поступления на Международный бакалавриат я четко понимала, что меня интересуют исключительно гуманитарные направления. Как следствие, на IB я взяла историю, английский для носителей и французский как второй язык на углубленном уровне, а также математику, экологию и русскую литературу на базовом. Примерное понимание интересующих областей помогло мне избежать проблем с поступлением — на данный момент я учусь на факультете истории и французского языка.

Про плюсы программы и их связь с особенностями взаимодействия между учителем и учеником

Помимо явных преимуществ, связанных с интернациональностью IB, основную ценность обучения на программе я осознала после получения диплома и поступления в университет. Два года обучения помогли мне выработать ключевые навыки, которые сейчас значительно облегчают мою студенческую и повседневную жизнь — организованность и тайм-менеджмент. Отработке заданий или новому материалу приходилось посвящать много внеклассного времени, такая загруженность позволила мне научиться грамотно распределять время, чередуя виды деятельности. Тем не менее я считаю, что с точки зрения выбора предметов система IB поддерживает баланс между индивидуальным и комплексным подходами. Во время обучения я не «распылялась» на ненужные мне предметы, но при этом поддерживала и развивала кругозор, изучая предметы из разных групп.

Динамика взаимодействия между учителем и учеником на IB сильно отличается от российского стиля преподавания. За исключением основных дедлайнов (расписания пробных экзаменов, сроков для сдачи исследовательских работ), преподаватели практически не «бегали» за учениками, не напоминали о выполнении и сдаче домашних заданий. Это не значит, что они не следили на за нашей успеваемостью — ровно напротив. Такой подход давал ученикам понять, что каждый самостоятельно несет ответственность за собственный академический прогресс. Преподаватель играет роль наставника, помогает с материалом и готовит к экзаменам.

Наиболее примечательный пример — мой преподаватель по экологии. Каждый урок начинался с коллективного изучения новой темы всем классом (в моей IB школе средний размер класса был 12 человек), во время которого преподаватель не объяснял материал в формате чтения лекции, а поощрял постановку вопросов учениками. Поначалу воспринимать информацию в таком формате было сложно, но спустя несколько месяцев я научилась распределять материал на тот, что смогу проанализировать самостоятельно или с классом и тот, по которому у меня есть вопросы к преподавателю. Учась в университете, я осознала ценность навыка постановки правильных вопросов. На моем факультете один из самых популярных форматов (онлайн) лекций — это ничто иное, как вопрос-ответ.

Вне зависимости от выбранного «уклона», каждому студенту IB DP также предстоит написание развернутого эссе, развивающего навыки исследовательской деятельности. Комбинируя такую работу с историческими эссе, литературным анализом по английскому и сочинениями по русской литературе, мне удалось получить существенную базу по методам конспектирования материала и тщательного планирования. Тем, кто интересуется гуманитарным образованием будет приятно узнать, что знакомство с основами академического письма на школьном уровне впоследствии помогло понять и использовать новые техники, которые я начала изучать уже как студент исторического факультета.

Про сложности

Вышеперечисленные преимущества, которые я вынесла из программы, не казались преимуществами с самого начала.

Процесс приспособления к новой образовательной программе был труден не из-за языкового барьера или сложности материала, а с точки зрения новизны стиля преподавания и ожиданий учителей. Например, до поступления на IB я никогда не писала эссе по истории – несложно догадаться, что мои первые попытки не увенчались головокружительным успехом. Та же самая ситуация произошла и с первыми сочинениями по русской литературе, формат которых сильно отличался от тех, которые обычно пишут в российской школе.

Преподаватели IB уделяют особенное внимание пониманию, нежели зазубриванию. Но даже на понимание уходит много внеклассного времени, так что стоит быть готовым к тому, что так или иначе успех в обучении на программе заключается еще в трудолюбии и в составлении подходящего графика внеклассного обучения. Тем не менее, такие сложности нужно воспринимать как выход из зоны комфорта. После завершения обучения на IB DP стало очевидно, что именно их преодоление мне очень помогло.

IB-школа и IB-программа: что это такое

IB-система с каждым годом становится все более востребована в разных странах. И это неудивительно: диплом IB позволяет поступить в ведущие вузы мира, к тому же эта система образования более качественная и современная по сравнению с обычной школьной программой. Рассмотрим, что такое IB-system, в чем ее особенности и преимущества.

  1. Что такое IB-программа
  2. Структура Международного бакалавриата
  3. Система оценок
  4. Преимущества и недостатки
  5. A-level — альтернатива IB-программе

Что такое IB-программа

Международный бакалавриат или International Baccalaureate (IB) — это общеобразовательная программа для учеников 3-19 лет. Она включает начальную, среднюю и старшую ступени образования в школе. Программа реализуется не только в частных международных, но и в государственных школах, в том числе российских.

Язык обучения в начальных и средних IB-классах может быть любым. В России это русский. В старшей школе ученики обязательно переходят на английский, французский, испанский или другой иностранный язык.

Важно! В программу IB интегрируется образовательная программа конкретной страны. В России это ФГОС.

IB-программа зарегистрирована в Швейцарии в 1968 году. Это некоммерческий проект при поддержке ЮНЕСКО, который не относится ни к одной стране мира. Философия Международного бакалавриата гласит, что развитие личности ребенка не менее важно, чем изучение отдельных предметов в школе. Цель IB-программы — вырастить активных, думающих детей, которые стремятся сделать мир лучше.

  1. IB направлена на воспитание неравнодушных граждан страны, которые понимают важность своей истории и ценностей, стремятся сохранить их. Одновременно прививается уважение к другим культурам и общность людей по всему миру. Программа Международного бакалавриата в школе развивает исследовательские навыки, раскрывает творческий потенциал ребенка. Студенты учатся работе с разными источниками информации, расширяют кругозор и социализируются.

Структура Международного бакалавриата

Чтобы учиться в IB-школе, ребенок должен сдать вступительные экзамены. Количество испытаний и требования зависят от образовательного учреждения и страны. Чаще всего в обязательном порядке проверяют знание английского языка.

В школах IB-программа состоит из следующих уровней в зависимости от возраста студентов:

  1. Primary Years Programme, PYP — программа начальной школы (3-11 лет).
  2. Middle Years Programme, MYP — программа средней школы (11-16 лет).
  3. Diploma Programme, DP — программа старшей школы (16-19 лет).
  4. The IB Career-related Programme — профессионально-ориентированная программа (16-19 лет).

Primary Years Programme

Эта ступень Международного бакалавриата начинается в дошкольном возрасте и охватывает всю начальную школу. То есть длится она около 8 лет.

IB-программа младшей школы основана на исследовательском подходе: она поддерживает и поощряет любопытство ребенка, мотивирует его к получению новых знаний. Важная особенность PYP — отсутствие строгой грани между предметами. Каждая тема рассматривается под разными углами с учетом смежных дисциплин. Например, узнав о свойствах воды, дети наблюдают ее в разных агрегатных состояниях, изучают ее расход дома и в школе.

IB-программа PYP помогает маленьким студентам находить ответы на мировоззренческие вопросы:

  • кто мы?
  • где мы во времени и пространстве?
  • как мы себя выражаем?
  • как устроен наш мир?
  • как мы себя организуем?
  • как мы существуем на планете?

В конце IB-программы этого уровня ученики выполняют собственный проект. Обычно это работа над глобальной проблемой: дети проводят исследование и предлагают решение.

Middle Years Programme

На этой ступени Международного бакалавриата дети учатся от двух до пяти лет. Главная цель уровня — развитие творческого и критического мышления.

Большое внимание уделяется созданию собственных проектов.
Студенты средней школы выбирают для изучения предметы из следующих групп:

  • язык;
  • лингвистика и литература;
  • человек и общество;
  • естественные науки;
  • математика;
  • искусство;
  • дизайн;
  • физическая культура.

Логика и приоритеты программы такие же, как в младшей школе: каждая тема параллельно изучается на разных предметах. Большой упор сделан на практическом освоении материала, например, экспериментах. Дети продолжают учиться работе с разными источниками информации, взаимодействию в команде, критическому мышлению, анализу, заботе об окружающей среде.

Diploma Programme

Это предуниверситетский уровень IB-программы для учеников старшей школы, который рассчитан на 2 года. Программу можно пройти в 10-11 классе или уже после сдачи ЕГЭ. Она включает 6 обязательных предметов для изучения: 3 на стандартном и 3 на продвинутом уровне. Возможные дисциплины:

  • родной язык;
  • иностранный язык на выбор;
  • гуманитарные науки: история, экономика, бизнес, психология, философия, антропология, конфликтология, география и другие;
  • экспериментальные науки: биология, защита окружающей среды, физика, химия;
  • математика, в том числе высшая;
  • творчество: драма, прикладное творчество, музыка, живопись, хореография.
  1. Курс «Теория познания» — междисциплинарная программа для развития критического мышления и способности применять теоретические знания на практике. Например, студенты размышляют о культурных сдвигах, проблемах экологии, последствиях различных событий и т. д. Этому предмету в IB-школах отводится от 100 часов в год.
  2. Программа CAS (творчество, активность, служение). Привлечение студентов во внеакадемическую деятельность. Старшеклассники развивают творческие способности, улучшают физическое состояние, участвуют в общественно-полезных проектах, таких как социальная работа, волонтерство.
  3. Подготовка развернутого эссе — самостоятельный научный проект. Тему студент выбирает сам и пишет текст по аналогии с письменными работами в университете. Есть три консультации с преподавателями, последняя из которых — экзаменационное интервью.

Студент может отказаться от изучения шести предметов и курса «Теория познания», блока CAS, не писать развернутое эссе. В этом случае вместо диплома он получит сертификат — документ с перечнем пройденных дисциплин и оценок.

Career-related Programme

Профессионально-ориентированная программа создана в 2012 году. Как и дипломная, она рассчитана на учеников 16-19 лет и длится два года.

Профессионально-ориентированная программа — это альтернатива дипломной, т. е. учиться по двум направлениям одновременно не получится. Эту программу выбирают те, кто хочет получить профессиональное образование в старших классах.

Структура Career-related Programme:

  1. Курсы академических предметов из DP. Учащиеся должны пройти минимум 2 курса дипломной программы.
  2. Основные курсы Career-related Programme. Это нечто среднее между DP и профессиональным образованием. Курсы позволяют развить личностные и социальные навыки.
  3. Профессионально-ориентированное обучение. Включает подготовку учеников к высшему образованию, стажировке и будущей работе.

При подготовке материала использовались источники:
https://education.forbes.ru/authors/ib-dp-osobennosty-obrazovatelnogo-puty
https://newton-school.ru/blog/ibshkola-programma-chto-eto

Добавить комментарий