Компьютерная анимация
У многих людей компьютерная анимация ассоциируется с мультфильмами. На самом деле она используется в самых разных сферах, и мы сталкиваемся с ней каждый день. Разбираемся, что же такое компьютерная анимация, какой она бывает и кто ее создает.
- Что такое компьютерная анимация
- Где используется компьютерная анимация
- Виды компьютерной анимации
- Популярные программы для создания компьютерной анимации
Что такое компьютерная анимация
Простыми словами, анимация — это наделение персонажей или объектов способностью двигаться. Первой анимацией в мире считается кукольный фильм «Цирк лилипутов», который был показан зрителям в конце XIX века. Создали его покадрово: сделали снимок деревянных игрушек, изменяли их положение и снова снимали. И так раз за разом. Все кадры объединялись в один видеоряд. Фильм, где игрушки передвигаются «самостоятельно», ожидаемо произвел настоящий фурор.
Очевидно, что для создания такого фильма потребовалось очень много времени. С годами анимация развивалась, и сегодня ее делают с помощью компьютера — в разы быстрее и реалистичнее. И сейчас специалисты по компьютерной анимации востребованы не только в индустрии развлечений.
Где используется компьютерная анимация
- В киноиндустрии и на телевидении: мультфильмы, спецэффекты для фильмов, заставки для телепрограмм, анимированные карты прогноза погоды.
- В рекламе: видеоролики для телевидения, интернета, анимированные баннеры.
- В веб-дизайне: анимированные элементы сайтов и мобильных приложений.
- В бизнесе и на производстве: анимированные презентации, визуализация проекта продукта.
- В компьютерных играх: создание движущихся персонажей и объектов.
- В науке: демонстрация результатов научных исследований и экспериментов.
- В обучении: анимированные 3D-тренажеры для обучения, например, машинистов поездов.
Виды компьютерной анимации
Существует несколько видов компьютерной анимации. Они отличаются по способу создания и тому, как выглядит конечный продукт.
Создается по принципам покадровой отрисовки каждого движения. Сейчас иллюстрации рисуют уже не от руки, а с помощью графических планшетов или графических редакторов.
В основном традиционная анимация в компьютерной графике используется в мультипликации, творчестве художников и иногда в рекламе. Например, в этой технике создан мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны».
Придание «жизни» двухмерным изображениям, созданным в векторном формате. 2D-векторная анимация выполняется не покадрово. Менять размеры, цвета, положения элементов объектов можно сразу на временной шкале. С помощью такой техники создают мультфильмы, рекламные ролики, обучающие материалы и многое другое.
Это создание анимированных трехмерных объектов. Автор должен учитывать освещение, пропорции, понимать принципы движения персонажей, будь то человек или зверь, — без этого анимация получится неестественной. 3D-компьютерная анимация используется во всех сферах, где нужно продемонстрировать трехмерный объект в движении.
Это именно та техника, которую использовали создатели фильма «Цирк лилипутов». Она применяется и сегодня, когда нужно «оживить» реальные предметы, например, из пластилина. Конечно, сейчас кадры склеиваются не вручную, а с помощью компьютерных программ. Стоп-моушн можно отличить по резким движениям. Эту анимацию часто используют в рекламе, мобильных приложениях и в иногда в мульфильмах.
Популярные программы для создания компьютерной анимации
Используется для создания 3D-анимации для сайтов, мобильных приложений, мультфильмов, рекламы и прочего. Отличается понятным интерфейсом и быстрым рендерингом.
Программа позволяет моделировать трехмерные объекты и анимировать их. В редактор встроены эффекты движения отдельных частиц — снега, огня, дыма, брызг.
Популярна у моушн-дизайнеров, используется для создания анимаций интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений, рекламы. В программе можно работать с 3D-объектами, созданными в Cinema 4D.
Бесплатная программа для создания 2D и 3D-анимации, моделирования, рендеринга, монтажа и другого. Программа включает много полезных функций, но не очень проста в использовании.
Бесплатная программа для создания 2D-анимации. Наиболее популярен у мультипликаторов и веб-дизайнеров. Отличается широким функционалом и большим количеством эффектов.
Научиться создавать компьютерную анимацию с нуля до PRO можно на курсах Pentaschool. Вы сможете применить полученные знания и навыки в моушн-дизайне, веб-дизайне, мультипликации, геймдизайне и других творческих сферах деятельности. Запишитесь на программу по телефону 8 800 550-76-72 или закажите звонок на сайте. Набор на курсы открыт!
Виды компьютерной анимации: чем отличаются от традиционной
Виды компьютерной анимации отличаются от классической рисовки использованием автоматизированных методов создания движущихся изображений. Так, традиционный мультипликатор затрачивает сотни часов на прорисовку и раскраску персонажей, фона в каждом кадре вручную, специалист, работающий на компьютере, задает лишь направление.
Если говорить о высокотехнологичной анимации, то это не только хорошо знакомое всем 3D. Многие двумерные анимированные изображения также создаются на компьютере, просто вы об этом не догадывались. Подробнее о компьютерной анимации вы узнаете из нашего материала.
Общие понятия об анимации
Анимация, от лат. animare (оживлять), это вид искусства, основанный на создании произведений покадровой съёмкой каждой сцены или кадра. Синонимом анимации является мультипликация. Этот термин тоже пришёл из латыни (multiplicatio означает размножение, умножение).
Кадром в анимации любого вида (компьютерной и т. д.) является нарисованное изображение последовательных стадий движения целых объектов или их отдельных элементов.
Если просмотреть все кадры друг за другом, то возникнет иллюзия, что статичные персонажи или предметы ожили, задвигались. Чтобы добиться эффекта плавного и естественного изменения их очертаний, цвета, положения, кадры должны сменять друг друга с частотой от 11-16 в секунду. Для кино эта частота составляет 25 кадров в секунду, для телевидения ещё больше — 25-30.
Этот принцип анимации был открыт задолго до зарождения кинематографа. Изобретателями начала XIX в. (например, Жозефом Плато, физиком из Бельгии) использовался вращающийся диск или лента, покрытая рисунками, в сочетании с системой зеркал и источником света — фонарём. Изображение проецировалось на экран.
Что же касается рисованной анимации, то она появилась в конце того же века. Первые в мире мультфильмы были сняты американцем Джеймсом Стюартом в 1900-1907 гг. (это были анимационные ленты “Комические выражения смешного лица”, “Волшебные рисунки”, “Отель с привидениями”). В России мультипликация появилась чуть позже, в 1911-1913 гг., а годом выхода первого мультфильма в Белоруссии стал 1927 (мультик назывался “Октябрь и буржуазный мир”).
Представляете, каких трудозатрат стоило создание мультфильма до появления компьютерной анимации? Ведь все кадры (фазы движения) надо было отрисовать вручную! Например, пятиминутный мультик с частотой 24 кадра в секунду — это в сумме 7200 кадров, причём во многих из них есть повторяющиеся детали, которые надо скопировать почти без изменений.
В 20-х гг. XX в. технологию анимации упростили: все фрагменты, которые менялись и двигались, вынесли на прозрачные плёнки из целлулоида, наложенные поверх статичного фона. Этим нехитрым способом труд художника-аниматора хоть немного механизировали. Впоследствии данный вектор развития мультипликации воплотился в компьютерной анимации разных видов.
Компьютерная анимация предполагает прорисовку лишь отдельных опорных, или ключевых, кадров. Все промежуточные кадры автоматически генерируются программой. Чтобы анимация каждого движущегося элемента была независимой, для каждого персонажа заводят отдельный слой (наподобие тех самых плёнок, используемых на заре мультипликации) и свой графический объект.
Виды компьютерной анимации
Компьютерная графика существует уже довольно давно. Графические системы с полным функционалом использовались ещё в 1960-е. На сегодняшний день термины “компьютерная графика” (КГ) и “компьютерная анимация” (КА) не являются синонимами: КГ включает в себя весь спектр работ со статичными картинками, а КА — работу только с изображениями, динамически меняющимися. Но оба вида искусства объединяются под аббревиатурой КГиА.
- Computer graphics означает отображение, вывод, ввод, редактирование, изменение графических объектов посредством компьютера.
- Computer animation — это «оживление» картинок на мониторе, создание динамических изображений с помощью ЭВМ.
Узнай, какие ИТ – профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Получить подборку бесплатно
Уже скачали 22552
Основа любого вида компьютерной анимации — это фиксация стадий движения объектов: для каждого момента определяются их положение, размеры, форма, цвет и другие свойства. Данная операция носит название тайминга или фазовки.
К компьютерной анимации относятся все виды анимации, разрабатываемой на компьютере. Есть более общий термин “графика CGI”, которых охватывает любые виды компьютерной анимации и графики (в том числе, статичные картинки). Анимация же — это только меняющиеся, движущиеся изображения. Она широко используется сегодня не только в сфере развлечений, но и в науке, производстве, бизнесе.
Анимация — это производная от компьютерной графики. Изображения в ней создаются точно такими же способами: отрисовываются в растре или векторе, посредством фрактальной графики и 3D-графики.
Технически анимирование бывает разным и порождает различные виды компьютерной анимации:
- По опорным кадрам: аниматор расставляет только ключевые кадры, а промежуточные генерируются программой. Данный способ ближе всего к классической рисованной мультипликации, но фазовщиком является ПО на компьютере, а не живой художник.
- По записи движения. Специальное оборудование записывает движение реальных объектов, а затем переносит в программу их имитацию. Самый популярный пример данной техники — захват движений, или motion capture: актёры надевают особые костюмы, снабжённые датчиками, совершают все необходимые движения, камеры их записывают, а программа — анализирует. На выходе — набор данных о том, как движутся конечности и суставы актёров. Эти движения применяются к виртуальным персонажам с трёхмерными скелетами. Движения получаются очень правдоподобными. Этот метод особенно полезен, когда нужно передать мимику живого актёра его трёхмерному компьютерному двойнику.
- Процедурная анимация: здесь все движения или только их часть рассчитываются программой. Есть несколько видов процедурной компьютерной анимации:
- воспроизведение физических взаимодействий твёрдых предметов;
- симуляция движения частиц в жидкости, газе;
- воссоздание взаимодействия мягких предметов (тканей, волос);
- Ragdoll — вычисление движений скелета персонажа (который представляет собой иерархическую структуру связей) под воздействием внешних факторов;
- симуляция собственных, самостоятельных движений персонажа.
11 лучших программ для создания анимации
С помощью 3D- и 2D-анимации можно сделать мультфильм, видеоигру и рекламный ролик. Или просто заняться творчеством для души.
Мы собрали как бесплатные программы, в которых легко освоятся новички, так и премиум-софт для профессионалов. Некоторые из них получится оплатить только с зарубежной карты.
Adobe Animate
31,49 $ в месяц
Классика. Позволяет создавать качественные 2D-анимации в знакомом интерфейсе и с широким набором инструментов. Легко освоить, если знаете Photoshop и After Effects
Где доступна: Windows, macOS
Blender
Лучший бесплатный вариант. Большой выбор утилит для создания как 2D-, так и 3D-анимаций. Можно делать почти все, хотя интерфейс не самый простой для освоения
Toon Boom Harmony
30 € в месяц или 241 € в год
Для профессионалов 2D-анимации. Toon Boom Harmony используют в Disney и Warner Bros. Из минусов: мало возможностей для рисования, но это легко компенсировать импортом готовых файлов
Moho
60 $ или 400 $ за pro-версию
Много инструментов и функций: костная анимация, вектор, отслеживание движений. Дорого, но подходит как профессионалам, так и новичкам
Где доступна: Windows, macOS
3ds Max
235 $ в месяц
Продвинутый софт для создания 3D-анимации. 3ds Max применяется везде: от телевидения до компьютерных игр. Для тех, у кого уже есть большой опыт работы с трехмерной графикой
Где доступна: Windows
Maya
235 $ в месяц
Для 3D-анимации и моделирования. Лучше всего подходит для создания реалистичных персонажей и ярких эффектов, например взрывов
TVPaint
500 € или 1250 € за pro-версию
Большой набор инструментов для создания «бумажной» анимации. Интерфейс сильно отличается от популярных конкурентов, так что придется разбираться
Pencil2D
Простая и интуитивная программа для 2D-анимации с открытым исходным кодом. Напоминает Paint, но только для мультипликаций. Подойдет новичкам, можно быстро освоиться и начать рисовать
Krita
Программа для создания 2D-анимации, в которой удобно обучаться новичкам и работать любителям. Большой набор инструментов, отличные кисти и простой интерфейс
Synfig
Много возможностей для профессиональной 2D-анимации. Функция морфинга помогает сделать плавные переходы между кадрами — пригодится при создании мультфильмов
OpenToonz
Популярное решение для профессионалов. Есть много инструментов вроде композитинга и векторных цветов. OpenToonz использовали авторы «Губки Боба» и «Футурамы», а также студия Хаяо Миядзаки
Больше рекомендаций
В нашем потоке «Приложения и сервисы». Рассказываем, как меняется интернет, что происходит с соцсетями и как в многообразии приложений и сервисов найти интересные и полезные
Читать статьи
Цены действительны на момент публикации
Что еще почитать про анимацию, видео и игры:
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult
При подготовке материала использовались источники:
https://pentaschool.ru/glossary/kompyuternaya-animaciya
https://journal.tinkoff.ru/short/animation-soft/