Что такое Blender, и почему он набирает популярность у 3D художников?
Blender – бесплатная программа для 3D моделирования с открытым исходным кодом и мощным функционалом. В ней можно делать работы на уровне студийного софта, по качеству не уступающие Netflix. Инструменты Blender позволяют создавать отличные мультфильмы, крутые спецэффекты, персонажную анимацию и многое другое.
Чем хорош Blender
Blender – универсальное ПО, ведь в нем есть все, что нужно 3D-художнику. Бесплатность повышает привлекательность, дистрибутив на русском языке упрощает использование.
Как и любая программа с открытым кодом, Blender довольно быстро развивается. Фан-сообщество активно генерирует идеи, создает туториалы и плагины. Команда профессиональных разработчиков внедряет пожелания пользователей и регулярно выпускает обновления.
Казалось бы, ПО с развитым функционалом должно предъявлять большие требования к ПК, но к Blender это не относится. Дистрибутив программы «весит» чуть более 200 Мб, он устанавливается на любой компьютер и спокойно помещается на флешку.
Blender больше не является нишевым инструментом и уже завоевал популярность среди крупных студий. Пример трейлера нового сериала от Нетфликс, сделанного в Blender.
Возможности и инструменты
По поводу Blender специалисты говорят так: если не получается добиться нужного результата, то нужно правильно использовать встроенные инструменты. или найти подходящий плагин. Программа гибко настраивается под пользователя и позволяет создавать реальные шедевры. Вот краткий перечень ее возможностей.
- Полнофункциональное моделирование и 3D скульптуринг с созданием объектов из виртуального материала типа глины. Лепите модели из кубиков и других примитивов, работайте специальными кистями.
- Нодовая структура и процедурная генерация. Задавайте свойства материалов с помощью нодов: отражающие, матовые, зеркальные, преломляющие и др. Сложные настраиваемые модели с простым возвратом к итерациям легко создать буквально в пару кликов.
- Модификаторы генерации, деформации и пр. Изменяйте и сглаживайте объекты, воссоздавайте гравитацию и другие физические процессы.
- Анимация на базе кеймфреймов. Добавьте ключевые кадры, все остальное Blender сделает самостоятельно
- Ручное рисование с помощью Grease Pencil. Объект 2D легко преобразуется в 3D с приданием объема. Инструмент, не имеющий аналогов.
- Текстуринг. Работайте с готовыми текстурами, используйте визуальное программирование реалистичных или фантастичных текстур.
- Редактирование видео. Комбинируйте видеофайлы и каналы, добавляйте визуальные эффекты. Редактор – удобный встроенный инструмент.
- Создание библиотек объектов. Заполнение сцен готовыми объектами занимает буквально минуты.
- Гибкая кастомизация рабочего пространства. Настраивайте интерфейс программы под себя.
- Рендеринг на базе движков Cycles и Eevee. Первый дает возможность создавать крутые реалистичные рендеры, но для работы требует времени. Второй – обеспечивает визуализацию в реальном времени, а также предпросмотр сцен.
- Композитинг на основе нодов. Добавляйте эффекты и цветокоррекцию слоями, собирайте финальные кадры с графикой и виде
Blender представляет собой легкий в освоении инструмент с функционалом профессионального уровня, который охотно используют даже крупные студии. Так, база 3D-моделей NASA содержит множество объектов в формате .blend. С помощью Blender созданы сцены из сериала «Мир дикого запада», фильмов «Человек-паук-2» и «Золотой компас».
Войти в когорту 3D-профи – непросто. конечно, если не знать о Blender. Программа идеально подходит для освоения трехмерного дизайна – от самых азов до всех его возможностей. Благодаря Blender рынок 3D художников быстро расширяется, и их работы становятся доступнее.
На последок, мы приложим короткий мультфильм, сделаннный пользователем Blender:
Для чего нужна программа blender
Многие, кто имел счастье познакомиться с программой Blender не редко задавались вопросом: “Как же перевести этот трёхмерный графический редактор на русский язык?” С русским интерфейсом в Blender становится удобнее моделировать, создавать анимацию и вообще проще в ней ориентироваться. Особенно это касается новичков и людей, не изучавших английский язык. Хотя, не все, кто изучал английский в школе, да и в других учебных учреждениях не всегда могут легко ориентироваться в спецефической терминалогии Блендера.
Сохранение и восстановление последней сессии
×
03.09.2013
programishka
В этом уроке вы научитесь: – сохранять свою работу в программе Blender; – как восстановить последнюю сессию; – как настроить Блендер, чтобы при закрытии программы выскакивало предупреждение о сохранённом файле.
Для чего нужна программа blender. И кому она нужна? Урок № 0
×
24.08.2013
programishka
Программа Blender – это пакет для создания трехмерной компьютерной графики. Её используют для 3D моделирования и визуализации — они нужны для различных сфер деятельности. В первую очередь они необходимы для 3D модельеров — они создают 3D модели персонажей, зданий, техники животных для игр, и реже в киноиндустрии.
Blender. Начало. Урок № 1
×
29.04.2013
programishka
Познакомьтесь с основами работы в программе 3D (трёхмерного) моделирования анимации Блендер (Blender) в интересной и непринуждённой форме видеоурока. Урок ориентирован на начинающих работать в Blender.
Blender. Трансформация. Урок № 2
×
22.05.2013
programishka
В данном видеоуроке вы научитесь в программе 3D моделирования Blender: Масштабировать – изменять размеры объектов Блендер. Вращать объекты.
Моделирование в blender. Быстрое дублирование объектов. Создание счетов, стола и стульев. Урок № 3
×
28.08.2013
programishka
На этом уроке мы научимся ускорять нашу работу и изучим некоторые горячие клавиши. Создадим модель счётов. Из каких примитивов состоит этот объект? Счёты представляют собой рамку (растянутые кубики) внутри расположены оси, на которые нанизаны косточки.
Жонглирование объектами в Блендер. Урок № 4
×
05.09.2013
programishka
Что же можно делать в программе 3D моделирования Блендер (Blender) с объектами? Для начала мы их можем перемещать используя стрелочки. Зелёная по оси Y, красная по оси Х и синяя стрелочка по оси Z. Также мы можем перемещать объект вдоль окна, т.е. вдоль вида перемещаем удерживая правую кнопку мыши. При этом, если зажмём центральную клавишу мыши, то будем перемещаться вдоль осей.
Примитивы в блендер. Продолжаем изучать горячие клавиши. Урок № 5
×
12.09.2013
programishka
На этом уроке мы все примитивы Блендера, научимся, с помощью горячих клавиш включать вид спереди, вид справа, включать режим редактирования объекта, приближать и размещать его в центре вращения.
Камера. Знакомство с камерой Blender. Посмотрим глазами камеры. Урок № 6
×
21.09.2013
programishka
На этом уроке мы узнаем, что такое камера, для чего она нужна и как визуализировать наши 3D модели. При запуске программы Блендер на сцене мы видим объект, свет и камеру. С объектом куб мы уже знакомы. Определимся для чего нужна камера и свет.
Красота в простоте. Учимся видеть правильно при 3D моделировании. Урок № 7
×
19.10.2013
programishka
Для того чтобы правильно моделировать объекты Вам необходимо будет развить навыки пространственного мышления, ощущения формы, объема и конструкции. Главное для правильного моделирования научиться видеть объем и форму или другими словами внешний вид объектов для этого мы будем исследовать объекты реального мира.
Плюсы и минусы Blender. Интервью с Дмитрием Зайцевым
Всем привет. Меня зовут Зайцев Дмитрий. Я работаю в компании Plarium на должности 3D Art Team Lead в Advertising Design Department. В компании я работаю около 8 лет.
28K открытий
Рисую я с детства, любовь к этому у меня от родителей, хоть они и не художники. Я рисовал везде: в детском саду, затем в школе — на переменах и иногда во время уроков на полях тетради.
После школы я поступил на Энергетический факультет ХПИ. Я тогда думал, что художники — это те, кто в парке Шевченко рисует карикатуры, как этим можно было заработать я не понимал. Поскольку мой папа был энергетиком, то пошел туда, где была перспектива работать после выпуска. Но рисовать я продолжал.
На четвёртом курсе на день рождения друг сделал мне очень классный подарок — графический планшет. И это перевернуло мою жизнь. До этого я смотрел на Youtube ролики, в которых ребята рисуют в Photoshop, но не мог понять, как они это делают мышкой — ведь это не удобно. Но с планшетом сразу стало понятно, как они это делают — он открыл мне дверь в CG индустрию и я начал нарабатывать портфолио денно и нощно, параллельно совмещая учебу в университете.
Моя первая работа была в компании «FGFactory». В первый рабочий день я пришел и думаю: «Сейчас я им покажу, как надо делать!». Но вместо этого показали мне. Работа там стала огромным бустом в моем развитии. Одно дело, когда ты сам сидишь и обучаешься, но гораздо эффективнее, когда специалисты тебе показывают, как что надо делать и могут помочь по ходу дела.
Потом я попал в Plarium Kharkiv в отдел, который занимался созданием рекламных материалов для продвижения наших игр. Тогда департамент только формировался. И как сейчас помню тот уютный офис на Сумской, где всегда приятно пахло кофе и тебя просто обволакивало уютом. С этого и начался мой осознанный и профессиональный путь в индустрии.
Когда и почему ты захотел перейти в 3D?
Это было необходимо для развития и востребованности. В какой-то момент рекламная индустрия сказала, что 2D-баннеры в том количестве, что мы делали, уже не нужны. Но стали востребованы видео-ролики. Поскольку большая часть нашего отдела тогда занималась именно 2D-рекламой, мы в довольно спешном порядке, начали переобуваться. Со временем приходило понимание, что для работы с видео необходимы навыки в 3D, для ускорения и эффективности. На тот момент в нашем отделе не было 3D-софта. Чтобы его купить, нужно было подождать, а времени на это не было, поэтому мы глянули в сторону бесплатного Blender.
Я начал изучать Blender, но как и любой уважающий себя специалист, попробовал и другие программы, исследовал рынок. В результате я понял, что для нужд нашего отдела у 3DsMax не было совершенно никаких преимуществ перед Blender. Бесспорно, Maya очень крутая для анимации, но в остальном Blender в его нынешнем состоянии совершенно от неё не отстает. Cinema 4D — очень интересный продукт, у него интересная логика, но это моушн-графика. Больше я не увидел никакой выгоды конкретно для наших задач. Я понимаю, что в каждой программе есть свои плюсы и минусы. Но конкретно Blender покрыл потребности нашего отдела процентов на 80, а с тем, как он развивается, он покрывает все больше и больше.
Если бы не было Blender, мне пришлось бы постоянно переключаться между двумя-тремя программами: Maya, 3DsMax и ZBrush. Но все знают мечту любого CG специалиста — работать в одном софте, без перепрыгивания между разными программами. Эту мечту я и начал воплощать в Blender.
Основные плюсы Blender
То, чем Blender был три-четыре года назад и то, чем он является сейчас — это совершенно разные программы. Для меня огромный плюс Blender — то, что он очень быстрый. Он запускается за несколько секунд. Тогда как запуск других продуктов — это довольно ощутимое ожидание.
Например, все знают, что Maya без плагинов не существует. Она всегда нагружена плагинами, соответственно, все они подгружаются при запуске. И опять же, все знают, что вылеты в любой 3D программе — это нормальное явление. И вот эти постоянные вылеты, долгие перезагрузки, потом снова вылеты… Я столько времени на всем этом потерял в работе с Maya, что после неё Blender просто идеален. Второе его огромное достоинство — то, что это продукт «все в одном». Ты можешь делать в нем практически все, что тебе нужно. Поскульптил, сделал ретоп, здесь же добавил детализацию, UV, запек текстуры, подрисовал, настроил шейдинг, отрендерил и здесь же сделал композитинг.
В прошлом году на Netflix вышел мультфильм «Next Gen». Он сделан полностью в Blender. Только анимация, да и то не вся, была сделана в Maya, потому что она для этого реально приспособлена, тут ничего не поделаешь.
У Blender есть неплохой и довольно быстрый внутренний рендерер — Cycles. Он работает как на GPU, так и на CPU причем они это внедрили задолго до того, как это стало мейнстримом. Плюс, риалтайм движок EEVEE, который позволяет посмотреть в реальном времени все текстуры, эффекты и вообще всё, что ты хочешь.
Еще один плюс — более современный UI. У Blender он действительно очень приятный, в то время как интерфейс большинства 3D пакетов выглядит довольно-таки устаревшим. Это понятно: программы старые, давно сформировавшиеся, глобальные изменения интерфейса — это стресс и нарушение всего рабочего процесса для пользователей.
Недостатки
Как и в любой программе, всегда есть какие-то недостатки. Один из них в том , что не все инструменты в Blender настолько мощные, как хотелось бы. Часто бывает так, что инструмент отрабатывает не так, как ты хочешь потому, что ты не понимаешь принцип его работы. Если немного пошарить в настройках, то можно понять его функционал и настроить под свои нужды.
Еще один спорный момент в том, что Blender очень часто обновляется. Версия LTS, «Long-Term Service», обновляется раз в пару месяцев и привносит большой функционал и изменения. Это более рабочий вариант. Но есть еще ежедневные обновления, в которых прилетает множество новых, интересных фич, а так же заодно и багов. Такой вариант работы на свой страх и риск. Но такой вариант позволяет обучаться новому функционалу быстрее.
Для каких задач подходит Blender?
Моделинг. Тут он стоит наравне с 3DsMax, если не выше. Ретопология. Тут он на уровне с Maya, особенно с новыми инструментами типа Poly Build. С новым физическим движком можно делать весьма качественный VFX, чем я последнюю пару недель и занимался. И я в принципе доволен тем, что показывает Blender. Конечно, в плане создания VFX и симуляций он медленнее, чем тот же Houdini. Но Houdini — это вообще злая, страшная и сложная, но очень крутая штука. Это специализированный софт, у него совершенно другая логика и построение процесса, да и стоимость другая все-таки. То, что дает Blender за бесплатно — это очень круто.
В Blender есть прекрасный авториг, которого за глаза хватает для несложных задач и задач средней сложности. А если ты еще и человек, который умеет анимировать и знает все эти принципы, Blender — тоже довольно мощный инструмент для этого. Проблема в том, что анимации обучают в Maya. Никто не обучает анимации в Blender, так как анимация в Maya пока что посильнее. Я скажу — пока что. Потому что еще просто нет такого количества специалистов, которые смогли бы перевести анимационный пайплайн в Blender. Я анимировал в Blender и это не проблема, тут скорее важно желание, усидчивость и сознание того, что ты делаешь.
Композитинг. Я не раз делал его в Blender, в нем можно делать очень сложный композитинг, не хуже, чем в Nuke. Nuke — это тоже очень сложно, как и Houdini, но для простых домашних проектов и проектов средней сложности, композитинга в Blender — хватит за глаза. Опять же, нужно понимание инструментов и осознание, что ты хочешь, и как ты это будешь делать.
Рендеринг — однозначно. Я в своё время сравнивал скорость рендера. V-Ray и Arnold были тогда на CPU. По скорости они далеко позади Cycles и Redshift, при том, что качество сопоставимое. Redshift и Cycles — GPU рендереры. В разных тестах получались разные данные, но в целом, они на одном уровне и по скорости, и по качеству.
В Blender действительно можно делать много чего. Тут скорее вопрос в том, что ты хочешь в нем делать?
При подготовке материала использовались источники:
https://vc.ru/u/1161720-lava-media/610779-chto-takoe-blender-i-pochemu-on-nabiraet-populyarnost-u-3d-hudozhnikov
https://programishka.ru/catalog/list_catalog/1/
https://dtf.ru/gamedev/235767-plyusy-i-minusy-blender-intervyu-s-dmitriem-zaycevym