...

Цифровая мода что это за программа

Что такое цифровая одежда и кто ее носит

Фото: Zuma / ТАСС

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер. Этот материал ребята из команды Трендов обсудили в выпуске подкаста «Летучка». Послушать можно на любой удобной платформе: в плеере выше, в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и везде, где есть подкасты.

На время карантина даже мода переместилась в онлайн: например, Mercedes-Benz Fashion Week-2020. Но виртуальными становятся не только модные показы, но и сама одежда. Луи Витон еще в 2019 году создал виртуальные образы для киберспортивной игры League of Legends. Только за прошлый год мировые продажи цифровой одежды составили $53,4 млн. А сейчас, когда больше 3 млрд человек неделями сидят дома, тренд на все виртуальное будет только расти.

Как создают цифровую одежду?

Сначала проводят фотосессию модели, либо же берут готовые фото с разных ракурсов. При этом важно выбрать подходящее освещение и позы, а также обтягивающую одежду — чтобы виртуальная хорошо сидела по фигуре.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

3D-манекен в цифровой одежде от Регины Турбиной На основе фотографий создают цифровой аватар: 3D-манекен внутри программы. Затем его делают подвижным — чтобы одежда смотрелась красиво и эффектно. На следующем этапе моделируют одежду, «примеряют» ее на модели и драпируют ткань. Важно, чтобы одежда сидела максимально естественно и реалистично. В финале дорабатывают освещение и текстуру, после чего готовый файл отправляется владельцу.

Как создают одежду для цифровых аватаров в Malivar

Сколько это стоит?

Самую первую цифровую коллекцию в конце 2018 года придумало агентство Virtue, чтобы привлечь внимание к реальной одежде скандинавского бренда Carlings. В коллекции было 20 унисекс-вещей по цене от €10 до 30. Идея была в том, чтобы сделать ультрамодную одежду доступной для каждого. Их примеру последовал английско-немецкий стартап Rohbau, который представил коллекцию из одного худи за €40. Голландский бренд The Fabricant пошел по другому пути: они создают авторские модели с упором на эксклюзив. Такого подхода марка придерживается и при создании обычных вещей: к примеру, моделируя кроссовки в 3D, чтобы они идеально сидели на стопе. В мае 2019-го они продали цифровое платье за рекордные $9,5 тыс. Такую цену объяснили тем, что модель «сшита» с помощью блокчейна и обладает уникальным кодом — то есть платье невозможно повторить или подделать. Покупателем стал Ричард Ма, исполнительный директор компании Quantstamp — он заказал платье для своей жены. Свою покупку он называет «инвестицией в будущее». Российский дизайнер Регина Турбина пока только создает отдельные модели в дополнение к своей физической коллекции. Цифровой лук по заказу Даниила Трабуна обошелся ему в 5 тыс. руб. Есть варианты и побюджетнее: например, цифровые кимоно от The Milliardova всего за 890 руб.

Как это носить?

Если у вас нет минимальных навыков работы с графическими редакторами, вы не сможете сами наложить одежду на фото. Поэтому и Carlings, и Rohbau работают по такой схеме: вы покупаете вещь, они делают макет под вас, а потом накладывают на ваше фото и присылают в готовом виде. Вот как это выглядит на живом человеке:

Digital fashion. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Что такое цифровая мода и зачем она нужна? Чем она отличается от «аналоговой»? Заменит ли AI фешн-дизайнеров? Преподавали Fashion Factory School ответили на эти и другие вопросы на конференции Startup Tour в Казани. А мы делимся расшифровкой этой дискуссии.

215 открытий

Настасья: Меня давно интересовало 3D-моделирование. Когда я работала над коллекциями брендов, выпускающих одежду в массовую моду, мне всегда было жалко время, которое затрачивалось на выпуск огромного количества образцов. Поэтому 3D так увлекло, это решило проблему проверить идею дизайна на том нравится ли она конечному потребителю или нет еще до запуска в производство огромного тиража.

– Говорят, что профессия цифрового дизайнера – это профессия будущего, а вернее – настоящего. Вы согласны?

Фаяз: Для меня это профессия, которая будет самодостаточна в новом цифровом мире. Мир, который прямо сейчас строится и в котором каждый может быть кем захочет. А дизайнер цифровой одежды – это одна из основополагающих профессий этого мира.

— Хочу стать цифровым дизайнером, с чего начать?

Алексей: Освежите понимание композиции и пропорций — это база. Если вас интересует полное погружение в этот рынок, вы хотите разобраться во всех нюансах и понять, как строить бизнес в условиях обновленного рынка — приходите на наш курс в Fashion Factory. Там мы с Настасьей Некрасовой и Фаязом Азизовым помогаем начать карьеру в цифровой моде. Рассказываем о направлениях, тестируем программы, придумываем проекты. Если хотите освоить базовый 3D-софт для этой сферы, добро пожаловать в ЩЁЛОЧЬ.

Настасья: Вам нужно будет действительно много учиться. Важно понимать, что для освоения 3D потребуется минимум 3 месяца. Самый быстрый и простой способ – попробовать с помощью нейросети, например Midjourney, о котором в последнее время только и говорят.

— Оставят ли ИИ и нейросети человека без работы?

Алексей: Хорошая новость — нет. Это всего лишь инструмент — как кисточка или карандаш. Менее оптимистичная новость заключается в том, что через пару лет дизайнеры, которые не готовы идти навстречу новому, перестанут быть востребованы. Компании выгоднее нанять одного оперативного и диджитализированного, чем трех, работающих «вручную». Об этом уже заявили очень многие представители крупных Fashion-подразделений, поэтому не затягивайте с обучением.

Цифра в моде!

Как с помощью трехмерного сканирования создают реальную одежду

Мода, как мы ее понимали раньше, близка к своему закату. Сойдя с обложек глянцевых журналов и подиумов, она переместилась в интернет. Любой юзер, знающий основные 3D-инструменты и обладающий воображением, может конкурировать со знаменитым брендом. Впрочем, цифровая мода — это не только 3D-наряды в виртуальной реальности, но и цифровая визуализация реальной моды.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Getty Images

Тренд на цифровую моду существует не один год. Первый ее масштабный проект был осуществлен в 2015 году английским дизайнером Кэт Тейлор, которая адаптировала под виртуальную реальность одежду Balenciaga, Burberry, Gucci. В 2019 году нидерландский дом цифровой моды The Fabricant продал 3D-модель платья за рекордные 9500 долларов, тем самым доказав, что цифровая одежда может быть не только креативной, но и коммерчески успешной. Россия также не осталась в стороне от digital-моды. Первопроходцем здесь была Регина Турбина. В марте 2020 года она продала свой виртуальный «лук» за 5 тыс. руб., а уже в мае того же года создала Replicant.fashion — первый в мире маркетплейс виртуальной одежды.

Драйвером цифровой моды стал COVID. Затянувшийся ковидный маскарад, сделавший работу дома нормой, а главным развлечением — общение в соцсетях с непременным выкладыванием селфи, стимулировал повышенное внимание к предметам гардероба, представленным в 3D-пространстве.

Но все же основными потребителями трехмерной одежды были обитатели метавселенных. В индустрии онлайн-игр торговля цифровыми «луками» превратилась в неотъемлемую часть бизнеса, а покупка брони, одежды или «скина» для онлайн-персонажа за несколько тысяч долларов уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Лидером в продвижении цифровой моды среди поколения Z стал Roblox — игровая и социальная платформа, где можно создавать как свои собственные игры, так и участвовать в играх других геймеров. Онлайн-идентичность и виртуальное самовыражение всегда были в приоритете у обитателей этой метавселенной. Они не только создают собственные аватары, но и выбирают для них прикид из миллионов предметов в магазине Roblox, включая одежду, аксессуары, прически и макияж. Сказать, что ассортимент цифровой одежды там огромен,— значит ничего не сказать. В 2022 году стараниями более 11,5 млн приверженцев 3D-моды — как профессиональных, так и самостийных — коллекция Roblox пополнилась 62 млн экземпляров виртуальной одежды и аксессуаров. Мало того, роскошные модные бренды устремились на Roblox, чтобы не упустить свой шанс и занять достойное место в метавселенной. В этом году запускаются совместные цифровые проекты с Gucci, Burberry, Carolina Herrera, Tommy Hilfiger, NARS, Alo Yoga and Karlie Kloss.

Переход цифровой одежды из ниши игр в более широкий мир моды стал возможен благодаря развитию VR- и AR-технологий и появлению мощных компьютеров нового поколения, позволяющих за считаные минуты создавать реалистичные модели. Сегодня дизайнерам, да и другим представителям fashion-индустрии трудно представить, как они могли обходиться без виртуальной примерки, трекинга, фиджитальной одежды, виртуальных показов мод.

По словам Ирины Петросовой, заведующей кафедрой художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий РГУ им. А. Н. Косыгина, для профессионалов цифровая одежда — способ существенно упростить процесс создания новой коллекции. Они получили возможность воплощать в цифровой реальности трехмерную модель одежды по разработанным чертежам и с учетом свойств материалов, что дает возможность без изготовления образца предварительно оценить форму, объем изделия. А с помощью виртуальной примерки можно заранее спрогнозировать посадку одежды на фигуре человека, проверить конструктивное решение, пропорции, расположение рисунка или декоративных отделочных элементов.

Знание точных параметров человека позволяет создавать цифровые лекала нужного размера, а при виртуальном «сшивании» — воспроизводить и технологию изготовления: количество слоев материалов, отделочные строчки, жесткость дублирующих элементов. В цифровую среду также передаются данные о свойствах материала. И от того, насколько они точны, зависит соответствие трехмерного образца реальной одежде. В виртуальном пространстве можно примерить собранный образец как в статическом положении, так и с симуляцией движений человека, определить качество посадки и конечный внешний вид, не создавая реальных образцов.

Умение проектировать одежду на основе цифровой модели фигуры, полученной на 3D-сканере, становится насущной необходимостью в работе современного дизайнера.

Первую отечественную технологию трехмерного сканирования разработали конструкторы РГУ им. А. Н. Косыгина пятнадцать лет назад, в 2007 году. Она позволяла построить 3D-модель объекта и определить любые заданные параметры поверхности, демонстрируя достаточно высокую скорость и точность измерений. Нужно сказать, что цифровая мода всегда была в центре внимания специалистов университета, их достижения в совершенствовании ее инструментария были отмечены правительственной наградой. Так, в 2020 году авторский коллектив РГУ им. А. Н. Косыгина получил премию правительства РФ в области науки и техники за разработку и внедрение цифровых интеллектуальных технологий проектирования и производства сырья, полуфабрикатов и готовых изделий легкой промышленности для интенсификации освоения глобальных рынков отечественными производителями.

Сканер, разработанный на кафедре художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий, выполнен в трех вариантах. Первоначально для получения точной информации о человеческой фигуре с разных, минимум двенадцати, ракурсов использовались фотокамеры с высоким разрешением. Потом их потеснили более высокоточные инфракрасные сенсоры PrimeSence, Microsoft Kinect, Asus Xtion и Intel RealSense, позволяющие сократить время сканирования до одной секунды. Стоит отметить, что специалисты РГУ им. А. Н. Косыгина при разработке технологии трехмерного сканирования и системы для ее реализации предусмотрели возможность использования отечественных сенсоров и операционной среды LINUX. И если в первых версиях сканера необходимым условием измерений было вращение человека, то его последняя версия способна за одну секунду получить всю необходимую информацию с неподвижной фигуры. При этом погрешность измерений не превышает 3 мм и визуализировать достоверную трехмерную модель удается за считаные минуты.

Возможность сначала делать цифровую коллекцию, тестировать ее на пригодность и коммерческий успех и лишь потом внедрять в производство позволяет компаниям экономить едва ли не половину бюджета, существенно сократить издержки и отходы производства и тем самым способствовать сохранению окружающей среды. Учитывая, что на модную индустрию приходится около 10% глобальных выбросов, а средний человек покупает сейчас на 60% больше одежды, чем, скажем, 15 лет назад, то цифровая мода помогает решать проблемы перепроизводства и чрезмерного потребления.

А минимизировать затраты, связанные с возвратами, производителям одежды удается за счет внедрения инструментов «массовой кастомизации» (mass customization of garments). Она нацелена на то, чтобы одежда массового производства максимально отвечала запросам потенциальных клиентов. Так, например, потребитель может передать сведения о своей фигуре в виде фото, трехмерного скана или измерений отдельных параметров фигуры, а производитель учтет эти параметры и внесет соответствующие изменения в чертежи конструкции. Благодаря такому взаимодействию можно не только сократить затраты, но и привнести индивидуальный подход в изготовление одежды mass market.

Реализовывать это удается только благодаря появлению VR- и AR-технологий. «Потребитель получил возможность выбрать модельные особенности, нанести авторский принт, подобрать материал, фурнитуру и т. д.,— поясняет Ирина Петросова,— а производитель — внести изменения в лекала в соответствии с особенностями фигуры. Это легко сделать, если все процессы происходят в цифровом формате».

Такой подход способен помочь fashion-индустрии справиться с перепроизводством, а покупателю — встать на путь осознанного потребления. А чтобы было легче понять, чему отдать предпочтение, сегодня можно воспользоваться специальными приложениями по формированию гардероба. Умные или виртуальные стилисты подскажут, что носить и как носить с учетом новейших модных тенденций и индивидуальных особенностей.

Цифровая визуализация реальной моды привносит изменения даже в сам творческий процесс. Так, усилия специалистов РГУ им. А. Н. Косыгина направлены на совершенствование цифровых инструментов «творческого озарения», когда искусственный интеллект, анализируя модные тенденции, творческие источники или просто обозначенные ассоциации, может предложить те или иные варианты решения эскизов будущих коллекций. Наличие таких инструментов позволит любому дизайнеру — и начинающему, и маститому — действительно раздвинуть творческие границы. И в этом еще одно важное преимущество цифровой моды.

Что касается ее будущего, то, по убеждению Ирины Петросовой, она будет интегрироваться в дополненную реальность. И, вероятно, полностью изменит представление об одежде. Возможно, удастся воссоздать виртуальное изделие на фигуре человека лишь с помощью датчиков, не прибегая к традиционной одежде. Ну что ж, поживем — увидим!

При подготовке материала использовались источники:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/5f0377f39a7947255b4ec420
https://vc.ru/flood/682981-digital-fashion-vse-chto-vy-hoteli-znat-no-boyalis-sprosit
https://www.kommersant.ru/doc/5681132

Добавить комментарий