...

Что за программа dab

Что такое цифровое радио DAB

Digital Audio Broadcasting (DAB) — технология, позволяющая осуществлять вещание цифровых радиопрограмм. Технология DAB используется в 21 стране, главным образом в Европе. В России радио по данной технологии только планируется к использованию в 2019-2020 годы.

Цифровое аудио вещание отличается от аналогового FM-радио гарантированно чистым и бесперебойным звучанием. Также позволяет более эффективно использовать доступные частоты. Оцифровка позволяет снизить стоимость радиовещания, так как используется меньшее количество передатчиков.

Стандарты DAB и DAB +

Первые передатчики DAB использовали кодек MP2 (MPEG Audio Layer II), через некоторое время было решено перейти на кодек HE-AAC v2. Таким образом появился формат DAB +. Радио DAB несовместимо с более новым стандартом сжатия звука, а радио DAB + совместимы с обоими кодеками. Также в DAB + добавлена ​​реализация коррекционного кодирования Рида-Соломона, что устраняет ошибки в передаче. Некоторые радиостанции DAB могут быть адаптированы для приема DAB + путем обновления своего программного обеспечения и обозначены как обновляемые.

Кодек HE-AAC v2, используемый в DAB, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещания. Используя этот кодек, идеальное воспроизведение оригинала получается при 300 Кбит / с. Аналогом традиционного вещания в FM-диапазоне является скорость передачи в битах 160-192 кбит / с. Даже при скорости 128 Кбит / с звук близок к оригиналу. Вещатели различают скорость передачи битов в зависимости от профиля станции. Например, программы, предназначенные для слушателей с особыми запросами, имеют битрейт, установленный со скоростью 128 кбит / с, для популярных программ установлен 112 кбит / с, а, например, для информационного потока может использоваться 64 кбит / с. При чтении этих значений следует иметь в виду, что заявленные показатели не всегда могут соответствовать пропускной способности аудио. Например, если станция объявляет скорость передачи битов на максимальном уровне в DAB + (192 кбит / с), это означает, что скорость передачи аудио составляет не более 175 кбит / с, и она может быть еще ниже, если станция присоединяет так называемые сопутствующие данные.

Частоты DAB

В соответствии с Особым Соглашеним в Висбадене 1995 года, в Европе для цифрового радио были выделены частоты в диапазон 174-230 МГц. В ряде стран (включая Норвегию) цифровое радио также занимает частоты 230-240 МГц. Европейским вещателям также может быть предоставлено право использовать части L-диапазона (1452-1492 МГц), но это редко практикуется.

История развития цифрового радио

Профессиональные приемники DAB были выпущены уже в середине 90-х годов, в то время как потребительские модели появились на рынке летом 1998 года. Домашние радиостанции в обновленной версии (DAB +) были проданы в конце 2007 года. В 2016 году появился первый смартфон для поддержки DAB +: LG Stylus.

Технология Digital Audio Broadcasting не заменила аналоговые FM-трансляции. Хотя она доступна в районе, где проживает более полумиллиарда человек, количество приобретенных радиостанций DAB / DAB + оценивается более чем в 30 миллионов (данные 2014 года). Однако в Европе был достигнут значительный прогресс в строительстве инфраструктуры DAB +, поэтому в нескольких странах были разработаны планы отказа от аналогового радио. Норвегия должна отказаться от использования аналоговых FM-передатчиков в 2018 году, Швейцария может осуществить изъятия в 2020-2024 годах, а Швеция — в 2022 или 2024 годах. Деятельность автопроизводителей может помочь в популяризации цифрового наземного радиовещания — некоторые из них предлагают радиостанции DAB / DAB + в качестве стандартного оснащения либо опции. В отличие от оцифровки телевидения Европейский союз не требовал от стран-членов отключить аналоговый сигнал, но, возможно, в будущем будет принято решение ЕС относительно оцифровки радиоприемников — в 2015 году оно обратилось за поддержкой к комиссии Европейской организации WorldDMB, способствующей внедрению DAB / DAB +.

В дополнение к DAB + существуют и другие цифровые технологии, в которых заинтересованы вещатели, такие как радиопередачи, входящие в состав цифровых телевизионных пакетов (наземный DVB-T, спутниковый DVB-S и кабельный DVB-C). Интернет-радио также динамично развивается. В некоторых странах, кроме DAB +, частично соблюдающих стандарт DMB (который дополнительно позволяет излучать видеоматериалы), стандарты DAB + DVB-H, DVB-SH и DRM + также были полностью разработаны.

Критика системы

Хотя кодек HE-AAC v2, используемый в DAB +, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещательного материала, многие вещатели транслируют свои программы с более низким, чем рекомендуется, битрейтом. Например, немецкий Radio Horeb передает по 48 кбит / с, а некоторые музыкальные программы (в том числе BBC Asian Network) транслируются в Великобритании по 64 Кбит / с mp2, что соответствует примерно 50 кбит / с в стандарте mp3. Это число означает в семь раз меньшую скорость передачи данных, чем трансляция лучшего качества, доступная на веб-сайте отправителя, имеющее качество 360 кбит / с. Кроме того, в отличие от программ FM-станций, которые могут быть приняты с шумами и помехами при приеме сигнала, потеря цифрового радиосигнала вызовет полное прерывание приема. Большее распространение, чем в FM, также имеют сбои, связанные с движением.

DAB + Радио

я живу в таком месте где технологии появляются вовремя
ни как в нашей стране
поэтому при случае я установил на машину в июне 2015
RNS 510 с DAB диапазоном
как ставить знают все, отличие наличие второго антенного входа для даб диапазона
как выглядит смотрите на фото
при поездке по Европе решение полностью себя оправдало
немножко о стандарте
Стандарт DAB
Система DAB утверждена Европейским союзом радиовещания (EBU) в качестве общеевропейской и рекомендована Международным союзом электросвязи (ITU-R, МСЭ-Р) для внедрения во всем мире как наземная или спутниковая система ЦРВ, работающая в диапазоне частот 30–3000 МГц (рекомендации ITU-R BS.1114 и BO.1130). Наибольшее распространение получили наземные варианты систем ЦРВ DAB, DAB+, DMB (далее – системы из семейства DAB), поэтому в их обозначениях часто добавляют через дефис букву “Т” (то есть Terrestrial).

Перечислим основные отличия систем DAB+ и DMB от базовой системы DAB. В последней применен метод кодирования звуковых сигналов (ЗС) MPEG-1 Layer II (стандарт ISO/IEC 11172-3 (где: ISO – International Organization for Standardization, IEC – International Electrotechnical Commission)). В системе DAB+ (стандарт ETSI TS 102563, где ETSI – European Telecommunication Standard Institute) применен более эффективный метод кодирования ЗС – MPEG-4 HE AAC v2 (стандарт ISO/IEC 14496-3). Это позволяет примерно в три раза снизить скорость передачи цифрового ЗС при сохранении качества звуковоспроизведения и увеличить количество аудиопрограмм, передаваемых в одном сигнале DAB+ (то есть вместо примерно шести аудиопрограмм в одном радиочастотном сигнале системы DAB можно передать 18 программ c таким же качеством звучания в радиосигнале системы DAB+) [2]. При этом в обоих случаях полосы частот, которые занимают спектры передаваемых радиосигналов, имеют одинаковую ширину (приблизительно 1,54 МГц). Система DMB (Digital Multimedia Broadcasting, стандарты ETSI TS 102427, TS 102428) базируется на транспортных механизмах системы DAB и обеспечивает передачу, а также мобильный прием сигналов цифрового телевидения и мультимедийного цифрового радиовещания. Существуют варианты системы DMB, обеспечивающие передачу и прием только звуковых программ и данных.

По состоянию на осень 2014 года регулярное вещание по какой-либо системе из семейства DAB осуществляется в 21 стране, а экспериментальное вещание и тестирование – еще в 18 странах. Рассмотрим положение дел в странах, лидирующих в этой области.

Австралия. Население 23,1 млн человек (здесь и далее указаны приблизительные цифры). Осуществляется регулярная передача 210 аудиопрограмм по системе DAB+. Возможность приема сигналов ЦРВ имеет 64% населения. Продано примерно 1,7 млн радиоприемников ЦРВ (в это число входят собственно радиоприемники для системы DAB+ и комбинированные устройства, которые содержат соответствующие радиоприемные модули).

Дания. Население 5,6 млн человек. Регулярно передаются 15 звуковых программ DAB, 9 программ DAB+ и один цифровой поток данных. Возможность приема этих сигналов имеет 98% населения. Продано примерно 1,7 млн радиоприемников ЦРВ.

Германия. Население 80,2 млн человек. В общей сложности регулярно передаются более 120 национальных, региональных и местных программ DAB+. В зоне уверенного приема сигналов ЦРВ проживает 91% населения. Продано около 2,7 млн радиоприемников ЦРВ.

Норвегия. Население 5,1 млн человек. Регулярно передаются 22 аудиопрограммы DAB. Обеспечено покрытие территории, на которой проживает 99,5% населения. Продано 1,166 млн DAB-радиоприемников.

Южная Корея. Население 50,2 млн человек. Регулярно передаются 19 программ DMB (включая телевизионные), две программы DAB, шесть цифровых потоков данных. Возможность приема сигналов ЦРВ имеет 90% населения. Продано 62 млн радиоприемников ЦРВ.

Швейцария. Население 8 млн человек. Регулярно передаются 80 аудиопрограмм DAB+, 20 программ DAB. Возможность приема сигналов ЦРВ имеет 94% населения. Продано 1,52 млн соответствующих радиоприемников.

Великобритания. Население 63,2 млн человек. Регулярно передаются в общей сложности 415 звуковых программ DAB. Зона покрытия сигналами ЦРВ охватывает 94% населения. В конце декабря 2014 года поступило сообщение [1] о продаже двадцатимиллионного DAB-радиоприемника.

Оборудование для передающих устройств систем ЦРВ DAB, DAB+, DMB производит ряд фирм, например: DIGIDIA, Fraunhofer IIS, Harris Corporation, Rohde & Schwarz и др.

К основным производителям интегральных схем для радиоприемников ЦРВ следует отнести фирмы: Frontier Silicon Ltd, Intel, Keystone Semiconductor Corp, NXP Semiconductors, Panasonic, Silicon Labs, Texas Instruments и др.

Радиоприемники для названных систем ЦРВ выпускает множество фирм, среди которых: Alpine, Blaupunkt, Bose, Grundig, Iriver, Kenwood, LG, Marantz, Morphy Richards, Noxon, Onkyo, Panasonic, Philips, Pioneer, Samsung, Sangean, Sanyo, Sharp, Sony, TechniSat Digital, Terratec и ряд других. К концу 2014 года в мире продано более 90 млн подобных радиоприемников. Наиболее дешевые модели имеют стоимость около 20 евро.
извиняюсь за качество фото -телефон

Фото в бортжурнале Volkswagen Golf PlusФото в бортжурнале Volkswagen Golf PlusФото в бортжурнале Volkswagen Golf PlusФото в бортжурнале Volkswagen Golf PlusФото в бортжурнале Volkswagen Golf PlusФото в бортжурнале Volkswagen Golf PlusФото в бортжурнале Volkswagen Golf Plus Фото в бортжурнале Volkswagen Golf Plus

Цена вопроса: 35 000 ₽ Пробег: 63 000 км

Запчасти

Тормозные колодки задние Skoda Kodiaq (NS7) 16-, VW Passat VIII 14-, Tiguan II 16-, Golf VII 12-, Audi A3 III 12-, Q3 II 19-

Цифровое радио DAB+ — как это работает и нужно ли оно вообще?

В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+. И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию.

Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.

Технология

Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан. В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC. Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек.

Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб.

С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.

Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.

С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника.

Более подробное описание в PDF можно найти здесь.

Конкурирующие стандарты

Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно.

Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно:

Источник

В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты.

Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).

Тестирование

Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу.

Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.

Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.

Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации:

Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab.

Для тестирования я загрузил 3 файла на cloud.mail.ru, каждый содержит минутную запись DAB-мультиплекса, размер файла около 500Мбайт (таков размер IQ-записей для SDR с шириной полосы 2.4МГц). Открыть файлы можно в Qt-dab, ссылка на скачивание которого приведена выше.

Файл-1: DAB-8A.sdr — cloud.mail.ru/public/97hr/2QjuURtDq. Мультиплекс 8А работает на частоте 195.136МГц и содержит 16 станций. Битрейт всех станций составляет 64Kbps.

Файл-2: DAB-11A.sdr — cloud.mail.ru/public/3VVR/2mvjUjKQD. Мультиплекс 11А на частоте 216.928МГц. Он содержит 6 станций, с битрейтом 48, 48, 48, 48, 64 и 48KBps соответственно.

Файл-3: DAB-11C.sdr — cloud.mail.ru/public/3pHT/2qM4dTK4s. Мультиплекс 11С на частоте 220.352МГц, содержит также 16 станций. Битрейты всех станций составляют соответственно: 80, 80, 80, 80, 56, 96, 80, 64, 56, 48, 64, 64, 64, 96, 80 и 64Kbps.

Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.

Выводы

Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM. Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет.

Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с. Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было. Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло». Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет хуже чем в FM.

Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат.

Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно.

Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.

  • Сетевые технологии
  • Беспроводные технологии
  • Гаджеты
  • Звук
  • Инженерные системы

При подготовке материала использовались источники:
https://carwow.ru/tsifrovoe-radio-dab/
https://www.drive2.ru/l/10029153/
https://habr.com/ru/articles/448244/

Добавить комментарий