Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации.
Проект №1 Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации.
Направления
Формы и методы
Ожидаемые результаты
– разработка, внедрение и оценка образовательных программ с целью создания отношений обмена между образовательным учреждением и его клиентами. Цель маркетинга образовательных услуг состоит в том, чтобы привлечь нужных учеников (целевую группу потребителей); также она заключается в
увеличении реальной отдачи и результативности деятельности без привлечения дополнительных ресурсов и создание предпосылок для внедрения стратегических факторов интенсификации выбора образовательных субъектов, принятие грамотных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности образовательной организации: преодоление сопротивления инновациям со стороны персонала;
интегрирование интересов ОО с интересами партнёров в области образования;
ориентация на персонал, учёт его интересов;
развитие руководством благоприятного
для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения.
1. Исследование рынка
– изучение рынка проводится для принятия решения о выборе рынка, видах деятельности на рынке для определения объемов продаж , для выявления соответствия между спросом и предложением .
2. Исследование потребителей
– это исследование направлено на выявление комплекса побудительных факторов , которыми руководствуются потребители при совершении покупки.
3. Исследование конкурентов
– исследование конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.
4. Изучение фирменной структуры рынка
– проводится, чтобы получить сведения о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках.
5. Исследование товаров
– нацелено на определение соответствия их технико-экономических показателей и качества запросам и требованиям покупателей, а также анализ конкурентоспособности.
6. Исследование цены
– направлено на определение уровня и соотношение цен, чтобы иметь возможность получать наибольшую прибыль при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды).
7. Исследование продвижения товара
– преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации.
8. Исследование стимулирования сбыта и рекламы
– Его цель состоит в том, чтобы выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия.
9. Исследование внутренней среды предприятия.
– ставит целью определение реального уровня его конкурентоспособности в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.
Маркетинг функционирует, начиная с исследования рынка, планирования и воплощения замысла образовательных услуг, их продвижения на рынок и в конечном итоге удовлетворения потребностей выбранных целевых групп потребителей. Проблемное содержание маркетинга образовательных услуг можно понять, ответив на следующие вопросы.
1. Кого учить?
2. Зачем и чему учить?
Ответы на эти вопросы помогли бы четко сформулировать цели и средства образовательного процесса, найти оптимальные соотношения между общекультурными, фундаментальными, специальными и прикладными знаниями.
3. Сколько времени учить?
Для Университетов, выдающих выпускникам дипломы Государственного образца, этот срок определен стандартами в 5 лет. Но другие учебные заведения могут выбирать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатое образование.
4. Где учить?
5. Как учить?
– очная, заочная, смешанная, вечерняя форма обучения;
– технология обучения (традиционная, игровая и т.д.);
– технология контроля и оценки знаний (текущий, поэтапный, результирующий режимы).
6. Кто будет учить?
Этот вопрос в маркетинге образовательных услуг имеет решающее значение. От имиджа профессорско-преподавательского состава, от его опытности, педагогического мастерства зависит имидж вуза, его российская известность, стремление или нежелание поступить в данный вуз.
7. С помощью чего учить?
При ответе на этот вопрос определяются типы и направления использования учебно-методических средств, дидактических материалов, учебников и учебных пособий, способов контроля знаний, программированного обучения, его компьютеризации и т.д.
С решением этих вопросов связано решение классических вопросов маркетинга в отношении подбора специальностей, ценовой, коммуникационной, коммерческой и кадровой политики.
-сбор и анализ информации о коньюктуре рынка;
– прогноз и оценивание решений на мультифакторной основе;
-Систематизация и анализ рынка, потребителях ,конкурентах и т. Д.;
-синтез информации и моделирование ситуации;
статистические методы для оценки ёмкости рынка ОУ;
-макро- и микроэкономический анализ для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей ОО и его партнёров;
социологические методы для выявления и анализа позиций конкретных потребителей ОУ;
-психологические и психофизиологические для апробации и повышения действенности способов формирования спроса;
-математические для обслуживания процессов достижения указанных целей.
рейтинговая оценка привлекательности рынка образовательных услуг ОО.
STEP – анализ- это метод комплексного, социального, экономического и политического анализа. Методика STEP -анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей.
Систематизированное изложение факторов среды представляют в виде матрицы STEP -анализа и определяют возможные сценарии развития образовательного учреждения: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.
Метод SWOT -анализа позволяет изучить внутренние источники эффективности образовательного учреждения путём исследования его сильных и слабых сторон, возможностей для развития и потенциальных угроз. Сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней среде ОУ ( система управления, техническое развитие, технологии обучения, персонал, экономическая деятельность, финансовое состояние, маркетинг), возможности и угрозы связаны с внешней средой ( потребители, конкуренты, деловые партнёры и общественное мнение.
SPACE -анализ- оценка стратегического положения и действий ОО. Это комплексный метод, позволяющий установить положение организации на базе двух факторов: внутреннем и внешнем. В данном методе выделяют четыре группы критериев оценки:
-финансовая сила ОО;
-конкурентно способность ОО и её положение на рынке образовательных услуг;
-привлекательность сектора, где действует данная ОО;стабильность отрасли, где действует данная ОО.
Появление высококвалифицированных кадров с высокой профессиональной компетентностью;
– вовлечённость персонала в достижение целей организации;
– рост числа преподавателей, использующих инновационные образовательные технологии;
-повышение квалификации педагогов;
-развитие кадрового потенциала;
высоко профессиональный преподавательский состав;
-расширение спектра образовательных услуг, введение и развитие новых специальностей;
-увеличение числа обучающихся;
-введение инновационных форм обучения (дистанционная, экстернат и др.);
-качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся;
-создание позитивного общественного мнения об образовательном учреждении;
-привлечение дополнительных источников финансирования;
– развитие материально-технической базы с учётом современных требований;
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/proektirovanie-sistemi-vnutrennego-marketinga-v-obrazovatelnoy-organizacii-2041239.html