...

Целевые образовательные программы что это

Целевые образовательные программы что это

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Как изменится прием на целевое обучение с 2024 года

Как изменится прием на целевое обучение с 2024 года

Целевое обучение студентов — не новый способ получить образование. Его основные положения прописаны в ст. 56 и 71.1 закона «Об образовании в РФ».

С 1 мая 2024 года начнут действовать изменения, они касаются расшифровки термина «целевое обучение», правил целевого приема и обучения.

Целевое обучение — это способ получить профессиональное образование с последующим трудоустройством.

Иными словами, будущий студент заключает договор с работодателем. По этому договору работодатель обязуется принять работника в штат после обучения. А работник обязуется отработать на предприятии оговоренный срок.

Выгода от целевого обучения очевидна для обеих сторон: работодатель получает квалифицированные кадры, а студент — место на бюджете и гарантированное трудоустройство.

Основные изменения коснутся:

  • порядка заключения договора;
  • содержания договора;
  • способа поиска заказчика на целевое обучение;
  • перечня заказчиков целевого обучения.

Что изменится в правилах целевого приема и обучения

Основные положения в законе До 1.05.2024 После 1.05.2024
Срок заключения договора До зачисления абитуриента После зачисления абитуриента и до начала учебного года
Стороны договора Основные стороны — гражданин и заказчик. Третьей стороной может выступать образовательная организация и работодатель. Основные стороны — гражданин, заказчик и образовательная организация, которая следит за успеваемостью студента и прохождением практики. В качестве третьей стороны можно включать работодателя.
Количество заключаемых договоров Несколько Один договор — абитуриент подает заявление в один вуз на одну образовательную программу.
Срок отработки после обучения Минимальный срок — три года Минимальный срок — три года. Максимальный срок — пять лет.
Способ поиска заказчика на целевое обучение Абитуриент самостоятельно ищет информацию о потенциальном заказчике на разных ресурсах, договаривается с ним о целевом обучении. Заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России» . Информация доступна всем желающим.

Перечень заказчиков целевого обучения расширен. Ранее в него входили органы власти разных уровней, госучреждения и компании, предприятия с госучастием, предприятия оборонно-промышленного комплекса и сельхозпроизводители.

С 1 мая 2024 года к уже имеющимся категориям добавят:

  • резидентов территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток;
  • участников проекта «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, военного инновационного технополиса «Эра».

Заказчиками не могут быть организации и граждане, прямо или косвенно связанные с недружественными странами, а также иноагенты. Перечень недружественных стран утвержден Правительством РФ. Реестр иностранных агентов публикует Минюст.

Абитуриенты, которые поступают в 2023 году, ориентируются на прежние положения закона. У остальных есть год, чтобы изучить новые правила — они начинают действовать с 2024-2025 учебного года.

Как искать предложения о целевом обучении

В России Минтрудом разработана и действует Единая цифровая платформа «Работа России». Это большая база вакансий и резюме соискателей. С 1 мая 2024 года заказчики целевого обучения должны будут публиковать свои предложения на платформе.

Информация будет находиться в свободном доступе. Абитуриент сможет выбрать предложение в любом регионе страны. В ближайшее время Минобрнауки дополнительно разработает подзаконные акты, которые подробнее разъяснят механизм размещения предложений.

Какую информацию абитуриент найдет в предложении заказчика:

  • кем и где он будет работать после обучения;
  • где будет проходить целевое обучение;
  • какие меры поддержки он получит во время учебы;
  • какие требования предъявляет заказчик к студенту, с которым заключает договор, и какие санкции предусмотрены за их несоблюдение;
  • как связаться с заказчиком.

Абитуриент выбирает предложение и подает заявку — электронно (через «Госуслуги») или в бумажном варианте (напрямую заказчику или образовательной организации).

Абитуриент может одновременно подать заявления на целевое обучение и на участие в общем конкурсе.

В первом случае заявку можно подать только в один вуз и на одну образовательную программу.

Во втором — в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом (если правила не изменят к 2024-2025 учебному году). Вузы могут установить меньшее количество направлений.

Что в новых правилах хорошо, а что — не очень

Преимущества целевого обучения для абитуриента сохраняются и в новой трактовке закона.

  1. Поступление в образовательную организацию по отдельному конкурсу для целевиков, а не по основному конкурсу. Можно пройти с меньшим количеством баллов по ЕГЭ.
  2. Практику можно проходить по будущему месту работы и совершенствовать навыки под руководством наставника.
  3. Студент может воспользоваться мерами поддержки, например, получить стипендию, место в общежитие, бесплатный проезд к месту учебы.
  4. Гарантированное трудоустройство после получения образования.

Изменения в законе добавили дополнительные плюсы.

  • Легче найти и выбрать заказчика — все предложения публикуются на одном ресурсе. Абитуриент может посмотреть условия и выбрать будущее место работы в любом регионе РФ.
  • Список потенциальных заказчиков становится шире — в него добавили значимые для страны организации и направления развития.
  • Автоматизированный документооборот — сведения об абитуриенте с платформы «Работа в России» автоматически передаются на суперсервис «Поступи в вуз онлайн» — портал для подачи заявлений о приеме в вуз.

Недостатки. Но есть и минус — абитуриент может заключить только один договор на целевое обучение. Это ограничивает выбор. Цена ошибки становится выше.

Абитуриент должен четко определиться с профессией и местом будущей работы на несколько лет вперед. Отказаться работать у заказчика после окончания вуза можно, но затратно — придется компенсировать все расходы.

Если не получается найти заказчика и заключить договор на целевое обучение, можно оформить кредит наличными в Ак Барс Банке и оплатить обучение в вузе.

Для зарплатных клиентов при страховании жизни и здоровья действует кредитная ставка от 10,1% годовых. На кредитном онлайн-калькуляторе рассчитайте сумму ежемесячного платежа.

Что такое обучение по целевому направлению и как его получить

Что такое обучение по целевому направлению и как его получить

Тысячи выпускников школ мечтают обучаться по целевому направлению. Данный формат поступления в университет (колледж) предусматривает бесплатное обучение, отдельный конкурс и стопроцентное трудоустройство после выпуска из вуза (ссуза). Но не всем удается найти потенциального работодателя, который захочет трудоустроить специалиста с высшим образованием, у которого нет стажа и опыта.

Что такое целевое обучение

  • предприятия всех форм собственности несут равную долю ответственности по трудоустройству выпускников вузов (сузов);
  • согласование количества бюджетных мест, выделяемых в рамках целевого обучения – это прерогатива региональных органов власти.

Вопрос квотирования мест для целевиков в текущем году регламентируется распоряжением Правительства №3303-р2 от 23.11.21 г.

На какие специальности дают целевое направление

Зачастую целевой набор распространяется на профессии с невысоким спросом со стороны абитуриентов, но государство в таком формате не отказывается решать кадровый дефицит. В утвержденный перечень могут также включаться специальности, представителей которых не хватает на конкретном предприятии, образовательном или медицинском учреждении.

Перечень специальностей, которые можно освоить в рамках целевого направления:

  • материаловедение и технологии материалов;
  • гидроаэродинамика и баллистика;
  • энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, биотехнологии и нефтехимии;
  • управление и системный анализ;
  • ракетные комплексы и космонавтика;
  • лазерная техника и лазерные технологии;
  • приборостроение;
  • химическая технология;
  • металлургия;
  • радиотехника;
  • стандартизация и метрология;
  • радиоэлектронные системы и комплексы;
  • машиностроение;
  • инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • эксплуатация железных дорог и систем движения поездов;
  • педагогическое образование;
  • анестезиология;
  • инфекционные болезни.

Как его получить

На начальном этапе абитуриент должен:

  1. Определиться с выбором профессии (специализации).
  2. Найти работодателя, который захочет оплатить учебу в вузе (сузе), и заключить соглашение.
  3. Собрать необходимый перечень документов.

Основные сложности возникают на этапе поиска учреждения, руководство которого будет готово оформить в свой штат специалиста-новичка после его обучения. Этот процесс нужно начинать заранее и в каждой сфере профессиональной деятельности существует своя специфика квотирования рабочих мест.

В системе здравоохранения инициатива исходит от регионального министерства. Ежегодно в сентябре стартует мониторинг ситуации с новыми кадрами в поликлиниках и больницах, после чего формируется заявка в Минздрав. Рассмотрев ее, чиновники определяют количество квот и доводят информацию до региона. Списки с названием вузов, поддерживающих программы целевого обучения, публикуется на официальном интернет-ресурсе ведомства. Абитуриенту остается выбрать вакансию и заключить договор с медицинским учреждением.

Информацию о количествах квот в сфере образования, социального обслуживания, культуры, спорта и прочих профессиональных сфер можно получить на интернет-ресурсах соответствующих ведомств.

Оформление договорных отношений

Абитуриент, заключая договор с предприятием или учреждением, получает гарантию на целевое обучение. На стороне работодателя могут выступать госструктуры, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Условия соглашения обязывают компанию оплатить обучение будущего сотрудника, а абитуриента – в течение 3 лет после получения диплома проработать на предприятии, которое выступает в качестве работодателя. За нарушение договора стороны несут материальную ответственность.

Если абитуриент отказался работать на предприятии или не окончил вуз, он возмещает все издержки и расходы на обучение, которые понес работодатель. В случае, когда руководство предприятия отказывается оформлять на работу дипломированного специалиста, с которым был заключен договор, оно должно компенсировать ущерб пострадавшей стороне в трехкратном размере средней зарплаты по региону.

В документе также указывается вуз, специальность, по которой будет обучаться абитуриент. Договор стороны подписывают после сдачи экзаменов.

Правила поступления по целевому назначению

Процедура поступления для целевиков идентична той, что предусмотрена для обычных студентов, но для них проводится отдельный конкурс. Они сдают в приемную комиссию стандартный набор документов, приложив к ним заверенную копию договора с работодателем. Целевики претендуют на бесплатные места с учетом выделенных квот в конкретном университете. Они зачисляются первыми, вместе с победителями олимпиад и льготниками.

Плюсы и минусы целевого назначения

Абитуриенты предпочитают целевой формат обучения по следующим причинам:

  • отдельный конкурс, предусматривающий более низкий порог для поступления;
  • гарантированное трудоустройство;
  • наличие дополнительных мер поддержки со стороны работодателя (оплата общежития, выплата стипендии, практика на собственном предприятии и прочее).

Но вышеуказанная программа по подготовке квалифицированных кадров не лишена недостатков. К ним относятся:

  • зависимость от конъюнктуры рынка труда (договор с работодателем подписывается на длительный срок, по окончании которого выбранная профессия может стать невостребованной);
  • наличие штрафных санкций (из-за отчисления из вуза или нежелания работать после получения диплома в конкретной компании студент компенсируют все расходы, включая стипендионное обеспечение и оплату жилья).

Оценивая перспективы обучения по целевому назначению, абитуриент должен обращать внимание не только на очевидные перспективы, но и на потенциальные риски. Размер ущерба, который придется возмещать, может быть существенным. Только при полной уверенности, что абитуриент будет работать по специальности, и желании построить карьеру у конкретного работодателя, он может планировать обучение по целевому назначению.

Адреса поступления:

г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж

При подготовке материала использовались источники:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/996280ab805aa876a422585d066764f23a792ccf/
https://life.akbars.ru/uchimsya/kak-izmenitsya-priem-na-tselevoe-obuchenie-s-2024-goda/
https://synergy.ru/about/education_articles/pomoshh/abiturientam/chto_takoe_obuchenie_po_czelevomu_napravleniyu_i_kak_ego_poluchit

Добавить комментарий