Среды разработки для С
Одной из распространенных сред разработки для программирования на Windows является Visual Studio . В данном случае мы будем использовать бесплатную и полнофункциональную среду Visual Studio 2019 Community, которую можно найти по адресу https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs/community/.
После загрузки и запуска установщика Visual Studio в нем необходимо отметить пункт Разработка классических приложений на C++ :
Выбрав все необходимые пункты, нажмем ОК для запуска установки. После установки Visual Studio создадим первый проект. Для этого откроем Visual Studio. На стартовом экране выберем тип Empty Project для языка C++:
На следующем экране в поле для имени проекта дадим проекту имя HelloApp и также можно указать расположение проекта. И затем нажмем на Create для создания проекта.
После этого Visual Studio создаст пустой проект. Добавим в него текстовый файл для набора исходного кода. Для этого в окне Solution Explorer (Обозреватель решений) нажмем правой кнопкой мыши на узел Source Files и в контекстом меню выберем Add -> New Item. :
Затем нам откроется окно для добавления нового элемента:
Здесь нам надо выбрать пункт C++ File(.cpp) , а внизу окна укажем для файла имя hello.c . Как правило, исходные файлы на Си имеют расширение .с . Оно указывает, что этот файл содержит исходный код на языке С, и он будет обрабатываться соответствующим компилятором.
Настройка проекта
После добавления файла изменим опции проекта. Для этого перейдем к пункту меню Project -> Properties
В окне свойств проекта в левой части перейдем к секции С/С++ и далее к пункту Advanced :
В правой части окна для поля Compile As установим значение Compile as C Code (/TC) . Тем самым мы говорим, чтобы по умолчанию исходный код компилировался именно как код С, а не С++.
После установки этого значения нажмем на кнопку “Применить”, чтобы новые настройки конфигурации вступили в силу.
Для работы с языком Си может быть полезна еще одна настройка – установка стандарта языка. Перейдем к пункту С/С++ -> Language . Здесь в поле C Language Standard мы можем установить один из доступных стандартов для языка Си, который будет применяться для компиляции:
Правда, в данном случае он не играет значения, поэтому оставим для этого параметра настройку по умолчанию.
Определение кода программы
После добавления файла >hello.c проект будет иметь следующую структуру:
Вкратце пробежимся по этой структуре. Окно Solution Explorer содержит в решение. В данном случае оно называется HelloApp. Решение может содержать несколько проектов. По умолчанию у нас один проект, который имеет то же имя – HelloApp. В проекте есть ряд узлов:
- External Dependencies : отображает файлы, которые используются в файлах исходного кода, но не являются частью проекта
- Header Files : предназначена для хранения заголовочных файлов с расширением .h
- Resource Files : предназначена для хранения файлов ресурсов, например, изображений
- Source Files : хранит файлы с исходным кодом
Теперь определим в файле hello.c простейший код, который будет выводить строку на консоль:
#include // подключаем заголовочный файл stdio.h int main(void) // определяем функцию main < // начало функции printf("Hello METANIT.COM!\n"); // выводим строку на консоль return 0; // выходим из функции >// конец функции
Здесь использован весь тот код, который был рассмотрен в предыдущих темах про компиляцию с помощью GCC.
Теперь запустим программу. Для этого в Visual Studio нажмем на сочетание клавиш Ctrl+F5 или выберем пункт меню Debug -> Start Without Debugging :
И в итоге Visual Studio передаст исходный код компилятору, который скомпилирует из кода исполняемый файл exe, который потом будет запущен на выполнение. И мы увидим на запущенной консоли наше сообщение:
Затем в проекте в папке x64/Debug мы можем увидеть скомпилированный файл exe, который мы можем запускать независимо от Visual Studio:
В данном случае файл HelloApp.exe как раз и представляет скомпилированный исполняемый файл.
C studio что это за программа
Чтобы облегчить написание, а также тестирование и отладку программного кода нередко используют специальные среды разработки, в частности, Visual Studio. Рассмотрим создание приложений на C# с помощью бесплатной и полнофункциональной среды Visual Studio Community 2022, которую можно загрузить по следующему адресу: Microsoft Visual Studio 2022
После загрузки запустим программу установщика. В открывшемся окне нам будет предложено выбрать те компоненты, которые мы хотим установить вместе Visual Studio. Стоит отметить, что Visual Studio – очень функциональная среда разработки и позволяет разрабатывать приложения с помощью множества языков и платформ. В нашем случае нам будет интересовать прежде всего C# и .NET.
Чтобы добавить в Visual Studio поддержку проектов для C# и .NET 7, в программе установки среди рабочих нагрузок можно выбрать только пункт ASP.NET и разработка веб-приложений . Можно выбрать и больше опций или вообще все опции, однако стоит учитывать свободный размер на жестком диске – чем больше опций будет выбрано, соответственно тем больше места на диске будет занято.
И при инсталляции Visual Studio на ваш компьютер будут установлены все необходимые инструменты для разработки программ, в том числе фреймворк .NET 7.
После завершения установки создадим первую программу. Она будет простенькой. Вначале откроем Visual Studio. На стартовом экране выберем Create a new project (Создать новый проект)
На следующем окне в качестве типа проекта выберем Console App , то есть мы будем создавать консольное приложение на языке C#
Чтобы проще было найти нужный тип проекта, в поле языков можно выбрать C# , а в поле типа проектов – Console .
Далее на следующем этапе нам будет предложено указать имя проекта и каталог, где будет располагаться проект.
В поле Project Name дадим проекту какое-либо название. В моем случае это HelloApp .
На следующем окне Visual Studio предложит нам выбрать версию .NET, которая будет использоваться для проекта. Выберем последнюю на данный момент верси. – .NET 7.0:
Нажмен на кнопку Create (Создать) для создания проекта, и после этого Visual Studio создаст и откроет нам проект:
В большом поле в центре, которое по сути представляет текстовый редактор, находится сгенерированный по умолчанию код C#. Впоследствии мы изменим его на свой.
Справа находится окно Solution Explorer, в котором можно увидеть структуру нашего проекта. В данном случае у нас сгенерированная по умолчанию структура: узел Dependencies – это узел содержит сборки dll, которые добавлены в проект по умолчанию. Эти сборки как раз содержат классы библиотеки .NET, которые будет использовать C#. Однако не всегда все сборки нужны. Ненужные потом можно удалить, в то же время если понадобится добавить какую-нибудь нужную библиотеку, то именно в этот узел она будет добавляться.
Далее идет непосредственно сам файл кода программы Program.cs , который по умолчанию открыт в центральном окне и который имеет всего две строки:
// See https://aka.ms/new-console-template for more information Console.WriteLine("Hello, World!");
Первая строка предваряется символами // и представляет комментарии – пояснения к коду.
Вторая строка собственно представляет собой код программы: Console.WriteLine(“Hello World!”); . Эта строка выводит на консоль строку “Hello World!”.
Несмотря на то, что программа содержит только одну строку кода, это уже некоторая программа, которую мы можем запустить. Запустить проект мы можем с помощью клавиши F5 или с панели инструментов, нажав на зеленую стрелку. И если вы все сделали правильно, то при запуске приложения на консоль будет выведена строка “Hello World!”.
Теперь изменим весь этот код на следующий:
Console.Write("Введите свое имя: "); var name = Console.ReadLine(); // вводим имя Console.WriteLine($"Привет "); // выводим имя на консоль
По сравнению с автоматически сгенерированным кодом я внес несколько изменений. Теперь первой строкой выводится приглашение к вводу.
Console.Write("Введите свое имя: ");
Метод Console.Write() выводит на консоль некоторую строку. В данном случае это строка “Введите свое имя: “.
На второй строке определяется строковая переменная name, в которую пользователь вводит информацию с консоли:
var name = Console.ReadLine();
Ключевое слово var указывает на определение переменной. В данном случае переменная называется name . И ей присваивается результат метода Console.ReadLine() , который позволяет считать с консоли введенную строку. То есть мы введем в консоли строку (точнее имя), и эта строка окажется в переменой name .
Затем введенное имя выводится на консоль:
Console.WriteLine($"Привет ");
Чтобы ввести значение переменной name внутрь выводимой на консоль строки, применяются фигурные скобки <>. То есть при выводе строки на консоль выражение будет заменяться на значение переменной name – введенное имя.
Однако чтобы можно было вводить таким образом значения переменных внутрь строки, перед строкой указывается знак доллара $.
Теперь протестируем проект, запустив его на выполнение, также нажав на F5 или зеленую стрелочку.
Скомпилированное приложение можно найти в папке проекта в каталоге bin\Debug\net7.0 . Оно будет называться по имени проекта и иметь расширение exe. И затем этот файл можно будет запускать без Visual Studio, а также переносить его на другие компьютеры, где установлен .NET 7.
Среды разработки
Для создания программы на C++ нам нужны, как минимум, две вещи: текстовый редактор для набора кода и компилятор для превращения этого кода в приложение. При этом для компиляции необходимо запускать консоль или терминал. Однако есть и более удобный способ – использование различных сред разработки или IDE. Они, как правило, содержит встроенный текстовый редактор, компилятор и позволяют скомпилировать и запустить программу по одному клику мыши, а также имеют еще множество разных вспомогательных возможностей.
Для программирования под Windows наиболее популярной средой разработки, если говорить о C++, является Visual Studio. Данную среду можно найти по ссылке https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs/community/.
После загрузки и запуска установщика Visual Studio в нем необходимо отметить пункт Разработка классических приложений на C++ :
Выбрав все необходимые пункты, нажмем ОК для запуска установки. После установки Visual Studio создадим первый проект. Для этого откроем Visual Studio. На стартовом экране среди шаблонов проектов для языка C++ выберем тип Console App , который представляет шаблон консольного приложения:
На следующем экране в поле для имени проекта дадим проекту имя HelloApp и также можно указать расположение проекта. И затем нажмем на Create для создания проекта.
После этого Visual Studio создаст типовой проект консольного приложения на C++.
Справа в окне Solution Explorer отображается структура проекта. В реальности окно Solution Explorer содержит в решение. В данном случае оно называется HelloApp. Решение может содержать несколько проектов. По умолчанию у нас один проект, который имеет то же имя – HelloApp. В проекте есть ряд узлов:
- External Dependencies : отображает файлы, которые используются в файлах исходного кода, но не являются частью проекта
- Header Files : предназначена для хранения заголовочных файлов с расширением .h
- Resource Files : предназначена для хранения файлов ресурсов, например, изображений
- Source Files : хранит файлы с исходным кодом
По умолчанию каталог Source Files содержит один файл с исходным кодом – HelloApp.cpp ( название проекта + расширение файла .cpp – как правило, исходные файлы на C++ имеют расширение .сpp ).
HelloApp.cpp содержит код на языке C++, и именно этот код мы можем увидеть в слева в текстовом редакторе Visual Studio. По умолчанию HelloApp.cpp содержит следующий код:
#include // подключение модуля iostream int main() // определяем функцию main < // начало функции std::cout
Здесь использован весь тот код, который был рассмотрен в начальных темах.
Теперь запустим программу. Для этого в Visual Studio нажмем на сочетание клавиш Ctrl+F5 или выберем пункт меню Debug -> Start Without Debugging :
И в итоге Visual Studio передаст исходный код компилятору, который скомпилирует из кода исполняемый файл exe, который потом будет запущен на выполнение. И мы увидим на запущенной консоли наше сообщение:
После этого на жестком диске в папке решения в каталоге \x64\Debug скомпилированный файл exe, который мы можем запускать независимо от Visual Studio:
В данном случае файл HelloApp.exe как раз и представляет скомпилированный исполняемый файл. И, кроме того, в той же папке автоматически генерируется вспомогательный файл - HelloApp.pdb , который содержит отладочную информацию.
Настройка проекта
Для языка C++ есть несколько стандартов, каждый из которых добавляет некоторые дополнительные возможности. И Visual Studio позволяет задать стандарт, который будет использоваться при компиляции приложения. Для этого перейдем к свойствам проекта:
А в окне свойств перейдем к пункту Configuration Properties -> C/C++ -> Language . На открывшемся окне свойств с помощью опции C++ Language Standard можно задать стандарт языка, который мы хотим использовать:
При подготовке материала использовались источники:
https://metanit.com/c/tutorial/1.4.php
https://metanit.com/sharp/tutorial/1.2.php
https://metanit.com/cpp/tutorial/1.4.php