Авторские образовательные программы
— составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ А.о.п. разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно. Для авторских программ характерны оригинальные концепция и содержание. А.о.п. предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п.
При оценке А.о.п. эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе её создания; в чём отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные); какие новые результаты надеются получить авторы при работе по этой программе и за счёт чего; какие трудности могут возникнуть при реализации новой программы и каковы пути их преодоления; имеются ли необходимые учебные и методические пособия для учителя и учащихся и т.п.; какие педагогические технологии, формы организации занятий, методы, приёмы, средства обучения оптимальны для реализации данной программы; подкреплена ли программа документацией (объяснительная записка и пр.); требует ли программа опытно-экспериментальной проверки; какая помощь от администрации школы, специалистов необходима для доводки программы, её экспертизы, проверки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .
Смотреть что такое “Авторские образовательные программы” в других словарях:
- Дошкольные учреждения — образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей до 6 7 летнего возраста. Потребность в общественных Д.у. возникла в 17 18 вв. в связи с развитием производства и привлечением женщин к труду на предприятиях.… … Педагогический терминологический словарь
- ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в к рую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты … Энциклопедия культурологии
- Кафедра радиохимии и прикладной экологии УрФУ — Кафедра радиохимии и прикладной экологии (РХиПЭ) … Википедия
- Институт естественных и социально-экономических наук НГПУ — (ИЕСЭН НГПУ) Головная организация Новосибирский государственный педагогический университет Тип государственный Директор Канда … Википедия
- Телевидение — (Television) Понятие о телевидении, история возникновения телевидения Понятие о телевидении, история возникновения телевидения, цифровое телевидение Содержание Содержание 1. Понятие о 2. Пришествие телевидения 3. Перспективы развития телевидения … Энциклопедия инвестора
- Московский государственный технологический университет «Станкин» — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с http://stankin.ru/ практически без изменений. Пожалуйста, проверьте … Википедия
- Эрарта — Музей современного искусства Эрарта … Википедия
- Creative Commons — Эта статья о организации. О созданных ею лицензиях см. Лицензии Creative Commons. Корпорация Creative Commons (Creative Commons Corporation) … Википедия
- Новая Зеландия — У этого термина существуют и другие значения, см. Зеландия. Новая Зеландия New Zealand Aotearoa … Википедия
- ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — в России. Проблемы образования. Россия многонациональное гос во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. статис тич. учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты этнографы иногда насчитывают в России в 2 3… … Российская педагогическая энциклопедия
4. Авторские обучающие технологии
В качестве отдельного типа обучающих технологий следует выделить авторские, отличительной особенностью которых является их неразрывная связь с личным мастерством педагога и собственный педагогический почерк. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее создателя. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М. Монтессори, С. Френе, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих других педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности. Охарактеризуем в качестве примера авторскую технологию опережающего обучения С.Н.Лысенковой.
Технология опережающего обучения разработана С.Н. Лысенковой для учащихся младших классов с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения характеризуемой технологии следующие:
– личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми;
– установка на успех как главное условие оптимизации обучения;
– создание комфортного психологического климата в классе: проявление доброжелательности, организация взаимопомощи;
– упреждение возможных ошибок в учебной деятельности детей, а не работа над ними;
– последовательность, системность освоения детьми содержания образования;
– дифференциация, доступность задания для каждого ребенка;
– постепенный переход детей к самостоятельной работе;
– обучение отстающих учеников с помощью хорошо успевающих.
Сущность авторской технологии С.Н. Лысенковой заключается в алгоритмизации учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т.д.). Использование опорных сигналов в педагогическом процессе способствует четкой организации учения и управления мыслительной деятельностью детей, помогает им перейти от наглядно-чувственного восприятия окружающей действительности к абстрактно-логическому. Такая технология обеспечивает возможность для индивидуализации обучения и развития познавательной активности учащихся.
Предложенный С.Н. Лысенковой в рамках обучающей технологии прием комментированного управления характеризуется тем, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые, используя опорные сигналы при выполнении задания, рассуждают вслух и таким образом ведут за собой остальных, задавая уроку общий интенсивный темп. позволяет включать в работу весь коллектив класса, поддерживать обратную связь со всеми учащимися. Комментированное управление выражается в алгоритме: «думаю, говорю, записываю». Учащийся излагает классу как он собирается выполнить то или иное задание, затем комментирует ход своих действий и наконец записывает в тетради или на доске результаты своей учебной деятельности.
Таким образом, С.Н. Лысенкова создает педагогическую ситуацию, в которой учащиеся могут высказать свое мнение, предложить оригинальный вариант решения задачи, а другим школьникам предоставляется возможность принять участие в коллективном поиске ответа на поставленную задачу и освоить способ рассуждения по той или иной проблеме. Главное место здесь отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку и понятиям, раскрывающим наиболее существенные свойства и связи изучаемого явления. Постепенно «комментированное управление» переходит в доказательное комментирование. При этом развивается логическое и критическое мышление детей.
Важнейший компонент технологии С.Н. Лысенковой – перспективное опережающее обучение, которое заключается в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе.
Перспективная тема обсуждается на каждом уроке малыми дозами, в течение 5-7 минут. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе приобретенных знаний. Таким образом, усвоение учебного материала осуществляется в три этапа:
1) предварительное введение первых порций будущих знаний;
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Предварительное усвоение учебного материала создает благоприятные предпосылки для перевода знаний в долговременную память. Такая организация обучения обеспечивает высокое качество усвоения знаний и развития способов умственной деятельности, позволяет значительно сокращать время изучения определенной темы учебного курса.
Результаты работы учителя и учащихся оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, которые и представляют собой опорные сигналы (Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Педагогический поиск; сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988, с. 57-100).
Многие авторские технологии, внедренные в педагогическую практику, становятся достоянием всех учителей и воспитателей. В числе таких технологий можно назвать технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова, систему развивающего обучения Л.В.Занкова и Эльконина, технологию коллективного творческого дела И.П.Иванова.
Классифицируя технологии обучения по различным основаниям, важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с И.П.Подласым, который утверждает, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.
Статья “Авторские педагогические технологии”
Каждый педагог привносит в педагогический процесс что то своё индивидуальное . Поэтому существует большое количество авторских технологий . В разработке авторских технологий в последние годы , прослеживаются следующие педагогические тенденции :
– увеличение эвристических возможностей традиционно применяемых форм обучения , увеличение удельного веса творческих задач , заданий , проблемных ситуаций ;
– гибкое сочетание , интеграция различных форм организации обучения ;
– увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся ;
– совершенствование техники педагогического сотрудничества ;
– усиление диагностичности , гибкое сочетание перспективного и оперативного контроля за учебной деятельностью практически во всех формах организации обучения ;
– уплотнение информации , изложение материала крупными блоками , особенно теоретического ;
– усиление внутрипредметных и межпредметных связей в понятиях , теориях , в практических умениях и навыках учащихся ;
– усиление гуманистической и гуманитарной составляющей авторской технологии ;
– гибкое сочетание и взаимопереплетение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта .
Авторская педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования общеизвестных приёмов и методов , используемых для достижения педагогических целей , которые структурируются и соорганизуются , вокруг какой – то наиболее значительной авторской идеи .
Поскольку авторская педагогическая технология связана с учебным процессом – деятельностью преподавателя и учащихся , её структурой , средствами , методами , то в структуру авторской педагогической технологии входят :
а ) концептуальная основа ( описание идей , гипотез , принципов технологии , опора на предыдущую научную концепцию ).
Большинство педагогов , при разработке собственной , более гибкой авторской технологии , опираются не на какую – то одну , а на несколько дидактических ( педагогических ) концепций , выстраивая их с учетом специфики и приоритетности решаемых задач обучения , воспитания и развития личности . Так , педагоги , работая по традиционным методикам , обновляют и дополняют их элементами из других методик : вальдорфской , занковской , давыдовской и др .
б ) содержательная часть ( общие и конкретные цели обучения , учебного материала );
в ) процессуальная часть ( технологический процесс : организация учебного процесса , методы и формы учебной деятельности учащихся , деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала , методы и формы работы педагога , диагностика учебного процесса ).
Можно выделить следующие отличительные качества авторских технологий :
– инновационность ( наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса );
– альтернативность ( отличие каких – либо из основных компонентов педагогического процесса , целей , содержания , методов , средств и др . от традиционных );
– концептуальность педагогического процесса ( осознание и использование в авторской технологии философских , психологических , социально – педагогических и других научных оснований ;
– системность и комплексность педагогического процесса ;
– социально – педагогическая целесообразность ( соответствие целей учебного заведения социальному заказу );
– наличие признаков или результатов , определяющих реальность и эффективность авторской технологии .
Одним их главных требований , предъявляемых к авторским педагогическим технологиям является гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения . Кроме того , авторская педагогическая технология , должна удовлетворять следующим требованиям :
– научная база ( опора на определенную научную концепцию усвоения опыта , научное обоснование процесса достижения образовательных целей );
– системность ( наличие всех признаков системы : логика процесса , взаимосвязь всех его частей , целостность );
– управляемость ( возможность целеполагания , планирование , проектирования процесса обучения , поэтапной диагностики , варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов );
– воспроизводимость ( возможность применения авторской технологии в других образовательных учреждениях , другими субъектами ).
Разработка технологии – это профессиональная работа , требующая знания закономерностей из разных областей науки , проектировочных умений , кропотливой экспериментальной проверки . Для понимания сложностей и трудности тех условий , которые предстоит преодолеть педагогу при разработке авторской технологии , приведем девять этапов или « слагаемые любой педагогической технологии » , выделенные В . П . Беспалько :
1. Анализ будущей деятельности учащихся .
2. Определение содержания обучения на каждой ступени обучения .
3. Проверка степени нагрузки учащихся и расчет необходимого времени при заданном способе построения учебного процесса .
4. Выбор организационных форм обучения , наиболее благоприятных для реализации намеченного педагогического процесса .
5. Подготовка материалов ( текстов , ситуаций ) для осуществления мотивированного компонента педагогического процесса .
6. Разработка системы упражнений , нацеленных на усвоение предметов с заданными показателями качества .
7. Разработка материалов ( тестов ) для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий , соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения .
8. Разработка структуры и содержания учебных занятий , нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач , планирование занятий и домашней самостоятельной работы учащихся .
9. Апробация проекта на практике и проверка завершенности педагогического процесса .
При подготовке материала использовались источники:
https://pedagogical_dictionary.academic.ru/34/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B
https://studfile.net/preview/7102535/page:54/
https://infourok.ru/statya-avtorskie-pedagogicheskie-tehnologii-4532028.html