...

Авторские образовательные программы методики и технологии что это

Авторские образовательные программы

— составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ А.о.п. разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно. Для авторских программ характерны оригинальные концепция и содержание. А.о.п. предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п.

При оценке А.о.п. эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе её создания; в чём отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные); какие новые результаты надеются получить авторы при работе по этой программе и за счёт чего; какие трудности могут возникнуть при реализации новой программы и каковы пути их преодоления; имеются ли необходимые учебные и методические пособия для учителя и учащихся и т.п.; какие педагогические технологии, формы организации занятий, методы, приёмы, средства обучения оптимальны для реализации данной программы; подкреплена ли программа документацией (объяснительная записка и пр.); требует ли программа опытно-экспериментальной проверки; какая помощь от администрации школы, специалистов необходима для доводки программы, её экспертизы, проверки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое “Авторские образовательные программы” в других словарях:

  • Дошкольные учреждения — образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей до 6 7 летнего возраста. Потребность в общественных Д.у. возникла в 17 18 вв. в связи с развитием производства и привлечением женщин к труду на предприятиях.… … Педагогический терминологический словарь
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в к рую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты … Энциклопедия культурологии
  • Кафедра радиохимии и прикладной экологии УрФУ — Кафедра радиохимии и прикладной экологии (РХиПЭ) … Википедия
  • Институт естественных и социально-экономических наук НГПУ — (ИЕСЭН НГПУ) Головная организация Новосибирский государственный педагогический университет Тип государственный Директор Канда … Википедия
  • Телевидение — (Television) Понятие о телевидении, история возникновения телевидения Понятие о телевидении, история возникновения телевидения, цифровое телевидение Содержание Содержание 1. Понятие о 2. Пришествие телевидения 3. Перспективы развития телевидения … Энциклопедия инвестора
  • Московский государственный технологический университет «Станкин» — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с http://stankin.ru/ практически без изменений. Пожалуйста, проверьте … Википедия
  • Эрарта — Музей современного искусства Эрарта … Википедия
  • Creative Commons — Эта статья о организации. О созданных ею лицензиях см. Лицензии Creative Commons. Корпорация Creative Commons (Creative Commons Corporation) … Википедия
  • Новая Зеландия — У этого термина существуют и другие значения, см. Зеландия. Новая Зеландия New Zealand Aotearoa … Википедия
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — в России. Проблемы образования. Россия многонациональное гос во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. статис тич. учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты этнографы иногда насчитывают в России в 2 3… … Российская педагогическая энциклопедия

4. Авторские обучающие технологии

В качестве отдельного типа обучающих технологий следует выделить авторские, отличительной особенностью которых является их неразрывная связь с личным мастерством педагога и собственный педагогический почерк. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее создателя. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М. Монтессори, С. Френе, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих других педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности. Охарактеризуем в качестве примера авторскую технологию опережающего обучения С.Н.Лысенковой.

Технология опережающего обучения разработана С.Н. Лысенковой для учащихся младших классов с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения характеризуемой технологии следующие:

– личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми;

– установка на успех как главное условие оптимизации обучения;

– создание комфортного психологического климата в классе: проявление доброжелательности, организация взаимопомощи;

– упреждение возможных ошибок в учебной деятельности детей, а не работа над ними;

– последовательность, системность освоения детьми содержания образования;

– дифференциация, доступность задания для каждого ребенка;

– постепенный переход детей к самостоятельной работе;

– обучение отстающих учеников с помощью хорошо успевающих.

Сущность авторской технологии С.Н. Лысенковой заключается в алгоритмизации учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т.д.). Использование опорных сигналов в педагогическом процессе способствует четкой организации учения и управления мыслительной деятельностью детей, помогает им перейти от наглядно-чувственного восприятия окружающей действительности к абстрактно-логическому. Такая технология обеспечивает возможность для индивидуализации обучения и развития познавательной активности учащихся.

Предложенный С.Н. Лысенковой в рамках обучающей технологии прием комментированного управления характеризуется тем, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые, используя опорные сигналы при выполнении задания, рассуждают вслух и таким образом ведут за собой остальных, задавая уроку общий интенсивный темп. позволяет включать в работу весь коллектив класса, поддерживать обратную связь со всеми учащимися. Комментированное управление выражается в алгоритме: «думаю, говорю, записываю». Учащийся излагает классу как он собирается выполнить то или иное задание, затем комментирует ход своих действий и наконец записывает в тетради или на доске результаты своей учебной деятельности.

Таким образом, С.Н. Лысенкова создает педагогическую ситуацию, в которой учащиеся могут высказать свое мнение, предложить оригинальный вариант решения задачи, а другим школьникам предоставляется возможность принять участие в коллективном поиске ответа на поставленную задачу и освоить способ рассуждения по той или иной проблеме. Главное место здесь отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку и понятиям, раскрывающим наиболее существенные свойства и связи изучаемого явления. Постепенно «комментированное управление» переходит в доказательное комментирование. При этом развивается логическое и критическое мышление детей.

Важнейший компонент технологии С.Н. Лысенковой – перспективное опережающее обучение, которое заключается в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе.

Перспективная тема обсуждается на каждом уроке малыми дозами, в течение 5-7 минут. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе приобретенных знаний. Таким образом, усвоение учебного материала осуществляется в три этапа:

1) предварительное введение первых порций будущих знаний;

2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Предварительное усвоение учебного материала создает благоприятные предпосылки для перевода знаний в долговременную память. Такая организация обучения обеспечивает высокое качество усвоения знаний и развития способов умственной деятельности, позволяет значительно сокращать время изучения определенной темы учебного курса.

Результаты работы учителя и учащихся оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, которые и представляют собой опорные сигналы (Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Педагогический поиск; сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988, с. 57-100).

Многие авторские технологии, внедренные в педагогическую практику, становятся достоянием всех учителей и воспитателей. В числе таких технологий можно назвать технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова, систему развивающего обучения Л.В.Занкова и Эльконина, технологию коллективного творческого дела И.П.Иванова.

Классифицируя технологии обучения по различным основаниям, важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с И.П.Подласым, который утверждает, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.

Статья “Авторские педагогические технологии”

Каждый педагог привносит в педагогический процесс что то своё индивидуальное . Поэтому существует большое количество авторских технологий . В разработке авторских технологий в последние годы , прослеживаются следующие педагогические тенденции :

– увеличение эвристических возможностей традиционно применяемых форм обучения , увеличение удельного веса творческих задач , заданий , проблемных ситуаций ;

– гибкое сочетание , интеграция различных форм организации обучения ;

– увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся ;

– совершенствование техники педагогического сотрудничества ;

– усиление диагностичности , гибкое сочетание перспективного и оперативного контроля за учебной деятельностью практически во всех формах организации обучения ;

– уплотнение информации , изложение материала крупными блоками , особенно теоретического ;

– усиление внутрипредметных и межпредметных связей в понятиях , теориях , в практических умениях и навыках учащихся ;

– усиление гуманистической и гуманитарной составляющей авторской технологии ;

– гибкое сочетание и взаимопереплетение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта .

Авторская педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования общеизвестных приёмов и методов , используемых для достижения педагогических целей , которые структурируются и соорганизуются , вокруг какой – то наиболее значительной авторской идеи .

Поскольку авторская педагогическая технология связана с учебным процессом – деятельностью преподавателя и учащихся , её структурой , средствами , методами , то в структуру авторской педагогической технологии входят :

а ) концептуальная основа ( описание идей , гипотез , принципов технологии , опора на предыдущую научную концепцию ).

Большинство педагогов , при разработке собственной , более гибкой авторской технологии , опираются не на какую – то одну , а на несколько дидактических ( педагогических ) концепций , выстраивая их с учетом специфики и приоритетности решаемых задач обучения , воспитания и развития личности . Так , педагоги , работая по традиционным методикам , обновляют и дополняют их элементами из других методик : вальдорфской , занковской , давыдовской и др .

б ) содержательная часть ( общие и конкретные цели обучения , учебного материала );

в ) процессуальная часть ( технологический процесс : организация учебного процесса , методы и формы учебной деятельности учащихся , деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала , методы и формы работы педагога , диагностика учебного процесса ).

Можно выделить следующие отличительные качества авторских технологий :

инновационность ( наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса );

альтернативность ( отличие каких – либо из основных компонентов педагогического процесса , целей , содержания , методов , средств и др . от традиционных );

концептуальность педагогического процесса ( осознание и использование в авторской технологии философских , психологических , социально – педагогических и других научных оснований ;

системность и комплексность педагогического процесса ;

социально педагогическая целесообразность ( соответствие целей учебного заведения социальному заказу );

– наличие признаков или результатов , определяющих реальность и эффективность авторской технологии .

Одним их главных требований , предъявляемых к авторским педагогическим технологиям является гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения . Кроме того , авторская педагогическая технология , должна удовлетворять следующим требованиям :

научная база ( опора на определенную научную концепцию усвоения опыта , научное обоснование процесса достижения образовательных целей );

системность ( наличие всех признаков системы : логика процесса , взаимосвязь всех его частей , целостность );

управляемость ( возможность целеполагания , планирование , проектирования процесса обучения , поэтапной диагностики , варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов );

воспроизводимость ( возможность применения авторской технологии в других образовательных учреждениях , другими субъектами ).

Разработка технологии – это профессиональная работа , требующая знания закономерностей из разных областей науки , проектировочных умений , кропотливой экспериментальной проверки . Для понимания сложностей и трудности тех условий , которые предстоит преодолеть педагогу при разработке авторской технологии , приведем девять этапов или « слагаемые любой педагогической технологии » , выделенные В . П . Беспалько :

1. Анализ будущей деятельности учащихся .

2. Определение содержания обучения на каждой ступени обучения .

3. Проверка степени нагрузки учащихся и расчет необходимого времени при заданном способе построения учебного процесса .

4. Выбор организационных форм обучения , наиболее благоприятных для реализации намеченного педагогического процесса .

5. Подготовка материалов ( текстов , ситуаций ) для осуществления мотивированного компонента педагогического процесса .

6. Разработка системы упражнений , нацеленных на усвоение предметов с заданными показателями качества .

7. Разработка материалов ( тестов ) для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий , соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения .

8. Разработка структуры и содержания учебных занятий , нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач , планирование занятий и домашней самостоятельной работы учащихся .

9. Апробация проекта на практике и проверка завершенности педагогического процесса .

При подготовке материала использовались источники:
https://pedagogical_dictionary.academic.ru/34/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B
https://studfile.net/preview/7102535/page:54/
https://infourok.ru/statya-avtorskie-pedagogicheskie-tehnologii-4532028.html

Добавить комментарий