Пример типового положения об авторских программах в учреждениях дополнительного образования
Настоящее положение определяет общие требования к содержанию авторских образовательных программ в _______________________ и порядок их рецензирования методическим советом.
Положение рассматривает авторские программы в качестве инновации локального (в масштабах вышеназванного учреждения) уровня.
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции 2011 года части 4 Гражданского кодекса).
1.2. Методическим советом ________________ авторской может быть признана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования, которая разработана педагогом или группой педагогов учреждения, существенно отличающаяся своим содержанием от существующих типовых (теоретическим и методологическим основанием, сущностью содержательного компонента, спецификой и технологией образовательного процесса). В той мере, в какой программа признана авторской на нее распространяется действие соответствующих норм гражданского законодательства.
1.3. Действие настоящего положения распространяется на авторские программы педагогов __________________________.
1.4. _______________________ решением методического совета контролирует и удостоверяет посредством выдачи выписки из Протокола методического совета факт авторства программы, а также полное соответствие ее содержания требованиям законодательства Российской Федерации об образовании.
1.5. Экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования осуществляется гласно на заседании методического совета.
1.6. Программа, прошедшая рецензирование экспертов и признанная авторской, разрешается к использованию в качестве авторской в рамках реализации данной программы в ______________________________.
1.7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования, которая признана авторской решением методического совета может быть рекомендована к прохождению процедуры соответствия образовательным требованиям авторских программ через решение ученого совета ____________________. При необходимости автору программы может быть выдано «Ходатайство» в ____________________ для представления программы на рассмотрение ученого совета.
1.8. Автор программы дополнительного образования, признанной авторской методическим советом ________________________ имеет право на представление своей программы на семинарах, педагогических советах, заседаниях «Школы молодого специалиста», ведение мастер – классов для педагогов вышеназванного учреждения.
2. Структурные компоненты общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования, которые должны содержать инновационные элементы при прохождении процедуры соответствия ее статусу авторской программы.
2.1. Авторская программа может включать новое направление образовательной деятельности, быть альтернативной (при наличии схожих целей с типовыми программами иметь различные с ними содержательные компоненты). Также авторская программа может носить интегративный характер, т.е. содержать творчески интегрированные основные образовательные цели типовых программ и целей собственного представления о результатах обучения, кроме того автор может интегрировать части содержания типовых программ с собственными разработками в области преподавания определенного предмета в дополнительном образовании.
2.2. Авторская программа должна содержать существенные и качественно новые цели, содержание, технологию, возможно методы обучения, критерии оценивания и образовательные результаты.
3. Общие требования к содержанию авторских программ
3.1. Содержание авторской программы в обязательном порядке должно соответствовать следующим требованиям:
– соответствовать базовым требованиям к содержанию и оформлению программы;
– демонстрировать новизну подхода к обучению определенному предмету (новизна целей, содержания, техник, методов и пр.);
– подтверждать результативность (степень эффективности результатов предшествующей процессу рассмотрения программы членами методического совета апробации программы);
– обосновывать возможность воспроизведения проведения обучения по данной программе;
– обосновывать оптимальность затраченных ресурсов на обеспечение проведения обучения по данной программе;
– обеспечивать отсутствие риска нанесения вреда обучающимся.
3.2. Текст с изложением авторской программы должен иметь следующую структуру:
– содержание учебного плана;
– календарный учебный график;
– условия реализации программы;
4. Порядок утверждения программы в качестве авторской
4.1. Заявка на утверждение методическим советом _________________ программы в качестве авторской подается в учебно-методический отдел по соответствующей форме.
4.2. К заявке прилагаются:
– личное заявление составителя программы;
-рецензии на программу;
– УМК к предложенной на рассмотрение совету программе.
4.3. На рассмотрение методического совета материалы подготавливает и предоставляет секретарь методического совета.
4.4. Методический совет на основании рассмотрения программы и материалов может:
– выдать автору копию протокола заседания методического совета с указанием принятого членами совета решения;
– рекомендовать программу к публикации;
– запретить использование данной программы в ГБОУ ДО РК МАН «ИСКАТЕЛЬ»;
– дать рекомендацию к широкому распространению опыта;
– дать заключение о несоответствии представленных материалов требованиям с рекомендацией повторного представления на совет программы;
– выдать автору программы «Ходатайство» на представление программы на ученый совет ______________________________________.
Рекомендации по составлению авторской образовательной программы
Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.
От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:
- расширять
- углублять
- конкретизировать его,
но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.
Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе).
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Цель создания авторской программы: решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
- по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми,
- опыта,
- уровня педагогического мастерства,
- наработанных методик,
- его видения проблемы и пути её решения.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям
- Закона РФ «Об образовании»,
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
- Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей(письмо Министерства образования Российской Федерацииот 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
Статья на тему : ” АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ”
Художественное образование в системе дополнительного образования направлено на развитие способностей личности ребенка. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В.Бакушинский, В.Вунд, Г.Кершенштейнер, Ф.И.Шмит, К.Бюлер, Е.А. Флерина, Г.В.Лабунская, В.С.Щербаков, В.С.Мухина, Б.П.Юсов, Б.М.Неменский, Т.Я.Шпикалова, Л.Г.Савенкова, Н.Н.Фомина и многие другие.
Современное художественное образование в системе дополнительного образования позволяет развивать, обучать и воспитывать средствами искусства детей, используя практический опыт в художественных студиях и кружках.
Дополнительное образование обеспечивает право обучающегося на развитие, свободный выбор художественной деятельности.
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Прикосновение» изостудии «УА» города Магнитогорска позволяет рассматривать:
Во-первых, с одной стороны детский рисунок как показатель развития ребенка, с другой стороны как самостоятельный творческий процесс, который уникален и самоценен.
Во-вторых, программа «Прикосновение» носит практико-ориентированный, деятельностный, личностно-ориентированный и конструктивный характер, направлена на овладение учащимися основ художественного мастерства в изобразительной деятельности.
Инновационная специфика процесса обучения в изостудии основывается на использовании современных педагогических подходов, делается акцент на мотивации и специфике взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения изобразительной деятельности.
Программа «Прикосновение» опирается на деятельностный подход в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), концепцию развития творческой одаренности А.М. Матюшкина, методологическую концепцию конструктивизма в педагогике психологии (И.Кант, Дж. Келли, В.Ф.Петренко).
Программа «Прикосновение» имеет художественную направленность и нацелена на развитие художественно-творческого потенциала детей: креативности, умения работать с различными художественными материалами, навыков композиционного построения работ, развитие чувства цвета, навыков эстетической оценки произведений искусства.
В программе основным направлением является развитие одаренности детей с учетом индивидуальности, психолого-педагогическим сопровождением творческой одаренности ребенка, возможностью реализации своей образовательной траектории.
В программе используются следующие методические принципы:
1.Принцип единства деятельности и общения: изобразительная деятельность, игровая деятельность, художественно-творческая деятельность как способ познания, сопереживания ребенка и педагога.
2. Вариативный принцип: педагог предлагает материал, творческие задания, учитывая разные уровни одаренности, обучающийся выбирает самостоятельно сложность предлагаемых заданий.
3. Творческий принцип: задание имеет творческий характер, приветствуется творческая активность детей, педагога и родителей, реализация творческого потенциала происходит в коллективной, индивидуальной художественной деятельности.
4.Принцип гуманности: создание творческой атмосферы на занятиях, бережное отношение к каждому.
5.Принцип конструктивизма: основывается на процессе конструирования смыслов. Проектирование личностных конструктов как психологического механизма развития личности.
Программа предусматривает на каждой ступени обучения использование различных моделей взаимодействия педагога и ученика:
1 модель «Учитель ведет за собой ученика»
2 модель «Учитель и ученик взаимодействует на равных»
3 модель «Ученик ведет за собой педагога»
Организационные принципы программы
1ступень обучения Студия «Синий бегемотик» Возраст (5-6 лет)
Начальное обучение основам овладения живописью и графикой, теоретические и практические занятия для родителей, совместные занятия родителей и детей, праздники выставки.
2 ступень обучения Студия «УА»
Возраст (7-14 лет)
Разностороннее изучение и овладение живописью и графикой, теоретические занятия для родителей, праздники, выставки, акции, творческие мастерские, экскурсии, пленэр, поездки.
предпрофессиональная ступень обучения «Профикомпетенция»
Возраст (14-18 лет)
Разностороннее и профессиональное изучение художественных материалов, овладение живописью и графикой, собственная образовательная траектория развития, теоретические профессиональные занятия для обучающихся «наставничество», выставки, проектная деятельность обучающихся, педагогическая практика, творческие акции, творческие художественные мастерские, профессиональные экскурсии в высшие специализированные учебные заведения, пленэр, искусствоведческие поездки в музейные центры России.
Таким образом, формирование мотивации к обучению, собственная художественно-творческая деятельность ученика-это используемые методы обучения изобразительной деятельности в изостудии «УА». В процессе освоения программы обучающийся рассматривает свой творческий опыт через призму искусства, приобретает собственные знания, опыт и навыки через подражание, игру и диалог культур, создает собственную траекторию развития. Инновационной задачей выступает – творческое взаимодействие детей, родителей, педагога в изостудии . Обучение по программе «Прикосновение» создает благоприятные условия для художественного и духовного воспитания личности обучающегося, социально-культурного, и профессионального самоопределения, развития творческого потенциала, создания образовательной траектории и самореализации личности.
1.Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание: книга для педагогов и родителей./ Т.Н.Джумагулова, И.В.Соловьева.-Магнитогорск: МаГУ, 2008.-131с.
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/primer-tipovogo-polozheniya-ob-avtorskih-programmah-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-4576665.html
https://multiurok.ru/blog/riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-avtorskoi-obrazovatiel-noi-proghrammy.html
https://infourok.ru/statya-na-temu-avtorskaya-programma-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-4358248.html