Асу ст что за программа
От телетайпов к цифровым двойникам
Основание компании
Инженеры и программисты, участвовавшие в создании систем управления сортировочными станциями (АСУ СС), вышли из состава проектно-конструкторского технологического бюро автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом МПС РФ и основали самостоятельную организацию.
Первая комплексная система управления станциями
После полной переработки всего программного обеспечения АСУ СТ, была создана система нового поколения, позволяющая охватить единым технологическим процессом работу опорной стации и ряда прикрепленных станций. Система получила название АСУ линейного района (АСУ ЛР). В новой реализации гораздо боле развитый функциональный состав получила подсистема организации грузовой и коммерческой работы, организовано взаимодействие с ЭТРАН по передаче памяток на подачу и уборку вагонов и прибытий-отправлений поездов. Глубокую технологическую проработку претерпела подсистема технического осмотра вагонов (ПТО), появилась возможность работы с ПТК “CКАТ” обеспечивающего взаимодействие с вагонными диагностическими комплексами(ДИСК-2, КТСМ, САКМА и т.п). Появилась подсистема расчета плана поездообразования поездов и график исполненной работы станции (ГИР).
Сокращение простоев вагонов
- Простой местного вагона снижен на 32% (2004 – 26,75 часа, 2003 – 39,29 часа)
- Оборот местного вагона ускорен на 152% (2004 – 0,55 суток, 2003 – 0,84 суток)
- Простой вагона под одной грузовой операцией на отделении снижен на 33% (2004 – 23,90 часа, 2003 – 35,54 часа).
- Среднесуточная производительность передаточного локомотива выросла на 0,8% (2004 – 520 тыс. ткм брутто, 2003 – 516 тыс. ткм брутто).
Масштабное внедрение
Внедрение Базовой версии АСУ СТ 2006 на восьми дорогах РЖД, на Брестком отделении Белорусской железной дороги, на железных дорогах Якутии (ЖДЯ). Специализированные версии АСУ СТ были внедрены в АО «Казцинк» (Казахстан), в ОАО «Газпромтранс»,ОАО «Выксунский металлургический завод» иОАО «СИБУР»
Функциональная полнота
В период 2007-2010 годы АСУ СТ достигла своей зрелости и охватила практически все функциональные аспекты работы станций как на магистральных железных дорогах РЖД, так и на промышленных предприятиях. Организовано взаимодействие со всеми используемыми на станциях устройствами низовой автоматики, системами управления роспуском вагонов, системами технического зрения и т.д. Развитие вычислительных мощностей позволило консолидировать АСУ СТ до уровня дороги, обеспечив параллельную работу до 5000 пользователей.
Имитационное моделирование эксплуатационной работы
Сделаны первые шаги по созданию «интеллектуальной станции», на станции Инская заработал АС «Полиграф», подсистема планирования поездообразования и подвязки локомотивов на «нитки» нормативного графика. Если раньше маневровый диспетчер станции использовал АСУ СТ в качестве справочной системы, то сейчас АС «Полиграф» научился сам предсказывать составы с какими вагонами и каким весом будут сформированы на станции в течение следующих 12 часов.
За пределами станций
Проект «Контактный график» помог скоординировать перевозки грузов необходимых для строительства Олимпиады в г. Сочи. Чтобы перевезти за короткий срок 90 миллионов тонн грузов, транспортная дирекция Олимпийских игр использовала систему контроля и управления пассажиропотоком и движением грузов (АСУ ЛТЦ), в разработке которой приняли участие представители ТСТ. Выполнена разработка подсистемы автоматического ведения совмещенного (контактного) графика работы грузовой станции Веселое, Северо-Кавказской железной дороги. В рамках проекта организовано взаимодействие с информационными системами портов и железных дорог, а также системами спутникового мониторинга (ГЛОНАСС) автотранспорта.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ СТАНЦИИ
Автоматизированная система управления станциями (АСУ СТ) — многофункциональная система реального времени, обеспечивающая комплексную автоматизацию выполнения технологических операций, предусмотренных технологическим процессом работы района управления.
- — реализация нижнего уровня оперативно-диспетчерского управления перевозочным процессом, прежде всего — местной работой, в пределах станций, входящих в район управления. Система АСУ СТ призвана обеспечить сокращение затрат времени на развоз местного груза и сбор на базовой станции погруженных вагонов;
- — комплексная автоматизация технологических цепочек операций с объектами перевозочного процесса с созданием полного набора АРМ для работников, принимающих участие в организации перевозочного процесса и его документальном оформлении на сортировочных, участковых, грузовых, припортовых, пограничных, нефтеналивных и других станциях;
- — ведение в реальном времени первичной базы данных Единой модели перевозочного процесса (ЕМ ПП) с обеспечением полноты и достоверности данных.
В настоящее время на ряде станций внедряют интегрированную систему АСУ СТ-И, которая управляет работой станции в режиме «реального времени» на основе данных, снимаемых с устройств автоматики, и при помощи спутниковой навигационной системы. Для этого маневровые локомотивы, работающие на станции, оснащены устройствами спутниковой навигации.
Система АСУ СТ-И установлена на рабочем компьютере маневрового диспетчера, ДСП, дежурного по парку, оператора-накопителя СТЦ, приемосдатчика груза и багажа грузового двора. Поэтому теперь сотрудники станции в любой момент знают, где находятся поезда, вагоны и отдельные локомотивы.
В автоматическом режиме на монитор поступают данные для оформления технологических документов, а также ведется график исполненной работы маневровых локомотивов и автоматически рассчитываются все показатели. Кроме того, оператор системы видит в деталях фронт работы машины, даже если это выставочные пути предприятий. Также у него появилась возможность рассчитывать принципиально новые показатели использования маневровых локомотивов, такие, например, как время эксплуатации машины за смену и время простоя.
Благодаря новой системе пересмотрен и порядок перемещения маневровых локомотивов, задания на маневровую работу оформляются в электронном виде. После подготовки грузовых вагонов к отправлению формируется электронная заявка с указанием номеров вагонов, их дислокацией и номерами пути их назначения в парке СП. После оформления наряд-задание распечатывается и выдается составителю поездов. Остальные исполнители получают наряды-задания в электронном виде.
АСУ СТ объединяет работу разных по характеру работы станций на одном сервере, что позволяет видеть дислокацию каждого вагона на любой станции с детализацией до станционного или подъездного пути (раньше это было возможно только на станциях, оснащенных АСУ СС). Кроме того, в состав АСУ СТ входят новые подсистемы:
- • текущее планирование поездообразования на сортировочной станции — позволяет определять время готовности к отправлению поездов своего формирования и транзитных на 6 ч вперед, что улучшает качество планирования работы локомотивов и локомотивных бригад;
- • автоматизированное ведение графика исполненной работы (ГИР) маневрового диспетчера станции — дает наглядную информацию о работе станции с составом всем пользователям уровня станции, дороги, включенным в АСУ СТ;
- • оптимизация формирования многогруппных поездов — снижение затрат на маневровую работу по формированию групповых поездов (сборных, цистерн по видам налива и т.д.);
- • определение оптимальной очередности подачи и уборки вагонов на грузовые фронты и подъездные пути — позволяет снизить простой местного вагона на основе уменьшения времени ожидания подачи (уборки) и одновременно снизить затраты на маневровую работу на грузовых станциях;
- • табло коллективного пользования — в реальном режиме времени отображает дислокацию местных вагонов и вывозных, передаточных, маневровых и диспетчерских локомотивов, показатели местной работы станций.
АСУ СТ предусматривает автоматизацию в рамках единого технологического процесса бизнес-процессов: поездной, маневровой, сортировочной, грузовой и коммерческой работы с вагонами, работы с вагонами нерабочего парка, оперативно-статистического учета, формирование ключевых показателей эффективности работы, оптимизации и планирования, диспетчерского контроля и управления эксплуатационной работой станции.
Автоматизация бизнес-процессов обеспечивается оперативным ведением вагонной модели на станционных, подъездных путях, грузовых фронтах, пунктов подготовки вагонов, промывочно-пропарочных станций.
Бизнес-результаты внедрения АСУ СТ в краткосрочной перспективе:
- • Единое информационное пространство.
- • Информационно-технологическое обеспечение качества управленческих решений.
- • Анализ производственных процессов в режиме реального времени.
- • Снижение простоя вагона.
- • Снижение оборота вагона.
- • Повышение эффективности использования локомотивного парка.
- • Снижение трансакционных издержек в производственном процессе.
Бизнес-результаты внедрения АСУ СТ в долгосрочной перспективе:
- • Интеграция в единое информационное пространство ОАО «РЖД».
- • Интеграция в единую систему корпоративного управления, включение в контур стратегического управления, финансового менеджмента, управления взаимоотношениями с клиентами.
Для обслуживания АРМ, входящих в в состав АСУ СТ, используется сервер приложений (СП), АСУ СТ.
Сервер приложений предназначен исключительно для АСУ СТ, он выполняет следующие основные функции:
- — ведение центральной базы данных (БД) АСУ СТ района управления, охватывающего в себя станции всей дороги;
- — функция планировщика позволяет организовать работу АСУ СТ как набор отдельных компонент. Планировщик берет на себя ответственность за запуск всех нужных компонент и контролирует их функционирование;
- — прием информации из АСОУП-2 и от собственных АРМ;
- — рассылка всех внутри- и межстанционных сообщений, существующих в действующем варианте системы и разработанных для новых АРМ;
- — взаимодействие с портами и с другими крупными клиентами;
- — реализация всех задач для пограничных станций;
- — ведение единой модели района управления, которая включает в себя поездную, локомотивную, вагонную, отправочную и контейнерную модели;
- — ведение оперативного и долгосрочного архивов;
- — параллельная обработка нескольких сообщений.
Технология работы сортировочной станции в условиях функционирования АСУ СТ
Все задачи комплекса АСУ СТ функционируют на основе информационных массивов технологической модели станции, для чего необходим своевременный ввод в ЭВМ информации работниками станции, а также из регионального вычислительного центра структурного подразделения ГВЦ (ИВЦ), из ИЦ взаимодействующих станций. Перечень основных типов оперативных сообщений приведен в табл. 17.1.
Таблица 17.1
Основные оперативные сообщения для функционирования АСУ СТ
Телеграмма-сводка о числе вагонов по формируемым назначениям в составе поезда
Станция формирования поезда или ИВЦ
Окончание табл. 17.1
ТГНЛ на прибывающий поезд
Станция передачи информации
Корректировка служебной части ТГНЛ
Информация о составе прибывающего поезда (перечень номеров вагонов)
Пост списывания во входной горловине ПП
Перечень номеров вагонов поезда, выставленного в ПО
Пост списывания в выходной горловине СП
Сведения, корректирующие информацию о вагонах сформированных поездов
Информация по результатам обработки прибывшего состава
План прибытия поездов
Оперативная корректировка плана формирования поездов
Корректировка времени прибытия поезда в плане прибытия поездов
Исключение поезда из плана прибытия поездов
Оперативное включение поезда в план прибытия поездов
Информация о факте прибытия поезда на станцию
Информация о факте роспуска состава
Информация об операциях с грузовыми вагонами и составами на станции (перестановка, прицепка, отцепка)
Информация о факте отправления поезда
План отправления поездов
Оперативная отмена запланированных поездов
Оперативное назначение поездов
Оперативная корректировка специализации путей парка СП
Информация о составах прибывающих поездов (телеграммы- натурные листы — сообщение 02) поступает от абонентов дальней связи непосредственно в ЭВМ по прямым и коммутируемым каналам связи. ТГНЛ проверяются с помощью программ первичной обработки и логического контроля. Информация об ошибках (запрос на корректировку) после программы первичной обработки передается непосредственно абоненту, а сведения об ошибках после логического контроля выдаются на печатающее устройство ТК (см. блок-схему обработки информации в АСУ СТ на рис. 17.1).
Рис. 17.1. Блок-схема обработки информации в АСУ СТ
После обработки сообщений на поезда, включенные в план подвода, рассчитывается разложение их составов по ПФ и в автоматическом режиме составляются и выдаются ТГНЛ, размеченные по назначениям ПФ, о подходе местных вагонов на станцию для ДСЦ и для информирования получателей грузов.
При поступлении поездов на станцию оператор пункта списывания, расположенного во входной горловине станции, передает в ИЦ станции сообщение 05 «Информация о составе прибывающего поезда». Перечень номеров вагонов сообщения 05 сверяется с данными ТГНЛ. За действительное расположение вагонов в составе принимается их расположение, указанное в сообщении 05. При наличии несоответствия в составе прибывшего поезда формируется массив рассогласований, информация из которого выдается на печатающее устройство технической конторы ПП в виде предварительного материала, используемого при составлении сообщения 09 «Информация по результатам осмотра прибывшего состава». При отсутствии ТГНЛ по данным сообщения 05 и грузовым документам оператор ТК составляет натурный лист на прибывший поезд. По прибытии поезда в ЭВМ вводится сообщение 40 «Информация о фактическом прибытии поезда на станцию». При обработке этого сообщения заполняется файл ПОП. Составляется сообщение 09, в котором учитываются результаты списывания, технического и коммерческого осмотров состава в ПП. После обработки сообщения 09 ЭВМ в автоматическом режиме рассчитывается и выдается сортировочный листок ДСП Г, оператору ПТО, горочному составителю, операторам ТК и горки.
При выставке местных вагонов в ПП для расформирования их с горки, на основе перечня номеров вагонов, списанных с подвижного состава и грузовых документов, составляются и вводятся в ЭВМ сообщение 02 и служебная фраза сообщения 09, после чего ЭВМ выдает сортировочный листок на роспуск местных вагонов. Информация о подстановке к составу, находящемуся в ПП, нескольких местных вагонов вводится корректирующим сообщением 09.
На составы углового потока, если они не списываются, составляется сообщение 08 (в служебной фразе которого указывается код документа I), на основании которого выдается СЛ.
При списывании таких составов в ЭВМ передается сообщение 06. На основе перечня номеров вагонов в сообщении 06 и вагонной модели формируется заготовка натурного листа, вводится сообщение 08 и после его обработки выдается СЛ.
После роспуска состава оператор горки или ДСП Г передает в ЭВМ сообщение 43 «Информация о фактическом роспуске», в котором указывается время завершения расформирования, отклонение времени фактического роспуска от ранее запланированного. На печать ТК по отправлению выдается накопительная ведомость (с указанием массы, длины, числа вагонов по каждому пути СП), которая служит для подборки документов на формируемый состав.
Если в СП происходит перестановка вагонов, то об этом в ЭВМ оператор СТЦ вводит сообщение 48 «Информация о перестановках, прицепках и отцепках групп вагонов». Этим же сообщением передается информация в случае отцепки групп вагонов от сформированных составов (в том числе транзитных без переработки поездов) или прицепки к ним. ДСЦ может использовать сообщение 48 для объединения составов поездов в ПП.
При перестановке сформированного состава в ПО оператор поста списывания, размещенного в выходной горловине СП, вводит в ЭВМ перечень номеров выставленного состава (сообщение 06 «Перечень номеров вагонов поезда, выставленного в парк отправления»). Одновременно автоматически формируется проект натурного листа с выдачей его на принтер в СТЦ.
Оператор СТЦ сверяет проект натурного листа с данными накопительной ведомости и в случаях несоответствий составляет и вводит в ЭВМ корректировочное сообщение 08 «Сведения, корректирующие информацию о вагонах сформированного состава». Затем на принтер выдаются натурный лист поезда и справки для заполнения маршрута машиниста, а при необходимости — и накопительная ведомость остаточной группы вагонов на пути, с которого был выставлен состав.
В случае прицепки или отцепки групп вагонов от составов в ПО, в том числе от транзитных поездов без переработки, вводится сообщение 048, после чего происходит пересчет документов на отправляемый состав.
При подготовке поезда к отправлению оператор ТК по отправлению окончательно подбирает грузовые документы, конвертует и пересылает их по пневмопочте в парк ПО вместе с натурным листом и справкой для заполнения маршрута машиниста.
После отправления поезда оператор составляет сообщение 49 «Информация о фактическом отправлении поезда» и вводит в ЭВМ.
На основании этого сообщения осуществляется автоматическая передача ТГНЛ в И ВЦ и в СТЦ взаимодействующих станций.
Блок-схема обработки информации в ЭВМ и получения технологических документов приведена на рис. 17.1.
По прибытии на станцию транзитного поезда без переработки в ЭВМ вводится сообщение 40 о прибытии поезда на станцию. В случае прицепки и отцепки вагона от транзитного поезда подготавливается и вводится в ЭВМ сообщение 48, после отправления поезда со станции — сообщение 49.
Наряду с указанной информацией работники станции могут получить из ЭВМ по запросам следующие документы:
- — справку о нарушении плана формирования;
- — справку о работе сортировочных горок;
- — справки о наличии на станции транзитных с переработкой вагонов, местных вагонов для сортировочной станции, о простое вагонов на станции и др.
В ЭВМ автоматически без ввода дополнительной информации накапливаются сведения для составления отчетных форм хозяйства движения. По окончании отчетных периодов на печать выдаются установленные отчетные формы.
Перед началом расчета плана работы станции на очередной период из ЭВМ в автоматическом режиме выдаются сообщения:
- • 23 «Расчет и выдача планов поездообразования, прибытия и отправления поездов»;
- • 25 «Выбор очередности роспуска составов на горке» и др.
При подготовке материала использовались источники:
https://transsys.ru/content/about/
https://studref.com/557426/tehnika/avtomatizirovannaya_sistema_upravleniya_rabotoy_stantsii
https://studref.com/557427/tehnika/tehnologiya_raboty_sortirovochnoy_stantsii_usloviyah_funktsionirovaniya