Травле — нет: как будет работать новая антибуллинговая программа в школах
Учителей и администрации российских школ предложили обучать противодействию травле. Антибуллинговую программу запустили фонд «Журавлик» и проект «Травли NET». Как должна работать инициатива и что делается для борьбы с издевательствами в школах сейчас — в материале «Ямал-Медиа».
Создание антибуллинговой программы для школ стало итогом шестилетней работы проекта «Травли NET». За эти годы организация собрала множество материалов и составила методические пособия, лекции и игры. Как объяснили в фонде «Журавлик», инициатива нацелена на создание гибких навыков у школьников и сплочение детских коллективов. Повышение квалификации педагогов — еще одна цель проекта, сообщили «Известия».
По данным «Травли NET», примерно 52% школьников страдают от буллинга. Из них 32% подвергаются психологическим нападкам, а еще 26,6% — физической травле. Около 15% детей никому не рассказывают о нападках одноклассников. А еще 56% школьников молчат, что страдают от издевательств в интернете, рассказала автор проекта «День борьбы с кибербуллингом» Александра Бабкина.
Сейчас растет первое поколение детей, родители которых освещали большую часть своей жизни в социальных сетях. В некоторых случаях этот цифровой след может стать причиной проблем ребенка, одной из которых является школьный буллинг.
Как работает программа
«Травли NET» и «Журавлик» разработали специальную инструкцию по профилактике травли, правила для школьников, листы проверки для педагогов и родителей, а также набор практических инструментов для противодействия буллингу. В программу включили нормативный документ, который поможет закрепить порядок действий в случае школьной травли.
Инициатива не предполагает каких-то отдельных мероприятий, которые будут отвлекать педагогов и администрацию от основных задач. Авторы программы предлагают обеспечить общую вовлеченность в предотвращение школьного буллинга.
Фото: Un-perfekt/Pixabay
Программа стартует 24 августа. Чтобы стать ее участником, необходимо зарегистрироваться на портале «Гнездо». Бесплатный доступ ко всем материалам откроется в 18:00 в рамках вебинара.
Как в школах противостоят травле
Программы по борьбе с разными конфликтами или травлей уже вводили в школах. Однако они не везде были эффективны. В подавляющем большинстве случаев службы медиации и конфликтные комиссии работают не очень хорошо, считает эксперт профсоюза «Учитель», школьный педагог Дмитрий Казаков.
Его мнение подтверждает статистика, которую привел эксперт направления «НФ. Аналитика» «Народного фронта» Константин Смирнов. В марте 2022 года 57% директоров школ заявляли, что у них работает комиссия по примирению. Однако, о наличии таких специалистов знали только 9% учеников этих учебных заведений.
Наиболее распространенным методом борьбы с травлей оказались обсуждения темы на собраниях. Помимо этого, 58% директоров сочли действенной мерой раздачу методичек по противодействию буллингу семьям школьников. При этом, только 19% родителей знали о таких материалах.
Фото: Weisanjiang/Pixabay
А в некоторых школах с травлей никак не борются. Администрации объяснили это отсутствием прецедентов, нехваткой средств и персонала. Также директора сочли, что для профилактики буллинга хватает работы классных руководителей. Такие ответы дали 23% директоров.
Результаты опроса, который показал разный уровень информированности о мерах против травли среди родителей и учителей, говорят сами за себя. Выходит, что предпринимаемые усилия часто оказываются неэффективными. Возможно, к созданию алгоритмов профилактики травли стоит привлекать специалистов с опытом в этой сфере, предложил Смирнов.
Готовы ли педагоги предупреждать травлю
Профсоюз «Учитель» тоже настаивает на привлечении экспертов, классные руководители должны выполнять непосредственные обязанности. Дмитрий Казаков объяснил, что сам ведет класс и на практике знает, что для решения проблем школьников часто просто нет времени.
«Педагоги, родители, дети живут в отрыве друг от друга, коммуницируют только в случаях острого конфликта. Работа на самом деле не профилактическая, а прецедентная».
Эксперт профсоюза «Учитель», школьный педагог
Сейчас в учебных заведениях нет четкой схемы действий для разрешения ситуаций с травлей. Между учениками, учителями и родителями нет налаженных алгоритмов урегулирования, добавил Казаков.
Учитель должен сделать так, чтобы вверенные ему дети чувствовали себя в безопасности. Но чаще всего у педагогов нет соответствующей подготовки и знания, как реагировать на травлю, поделилась мнением Бабкина.
Фото: Аndreas160578/Pixabay
Тему буллинга и его профилактики не поднимают в педагогических вузах и колледжах. А иногда встречаются учителя и администрация, которые считаю травлю в школах обычным делом. Некоторые из них высказывают мнение, что это характерное возрасту учеников поведение, а эффект от травли даже положительный — «закаляет» характер, пояснила директор по развитию Национальной родительской ассоциации, кризисный психолог Марианна Шевченко. Она выступила за обязательное введение модулей по противодействию травле в высших учебных заведениях и колледжах.
Внедрение антибуллинговой программы
Во время внедрения программы в школах может возникнуть ряд трудностей. Например, учителя и директоры учреждений могут воспринять материалы как еще одни бумаги, которые нужно изучить, а потом отчитаться. Поэтому программа будет куда эффективней, если ее внедрением с самого начала займется специалист, предположил психолог и социальный педагог Артем Митряхин.
Специалист признался, что не раз встречал негативное отношение педагогов к обучению профилактике травли. Многие воспринимали это как еще один обязательный указ сверху. Но восприятие учителей менялось, когда они понимали, что на них не давят, а просто оказывают помощь. Даже внедрение рекомендаций по борьбе с буллингом уже станет хорошим шагом, выразил уверенность Митряхин.
Методички и гайды очень важны для успешной антибуллинговой кампании. Но огромное значение имеет и то, понимает ли педагог психологический момент возникновения травли. Эти два момента стали понятны по результатам исследований, проведенных в 2019-2020 годах, добавила сотрудник Центра толерантности Анна Макарчук.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Программа по профилактике Буллинга в общеобразовательной школе
4)профилактика всех форм насилия в семье, в школе, в общественных местах.
5)Взаимодействие с родителями по повышению их уровня компетентности в трудных жизненных ситуациях.
6) сотрудничество со всеми субъектами профилактики
Целевая аудитория
Учащиеся 1-11класс, в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, издевок со стороны других детей, это могут быть дети с особенностями внешности, физического развития, дети из неблагополучных, малоимущих семей. Очень важно научить детей принимать особенности других людей, а так же свои особенности. так же очень важно научить ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, умению рассказать о своей проблеме.
Сроки реализации программы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
1 Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.
2 Развитие навыков самоконтроля.
3 Развитие эмпатии.
4 Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.
5Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном
Факторы, влияющие на достижение результатов программы:
1. Посещение занятий
2. создание условий недопущения буллинга
3. умение найти выход из трудных жизненных ситуаций
4. социальные факторы
Сведения об апробации программы
В 2019-2020г программа начала апробироваться в соответствии плану педагога-психолога ,были проведены родительские собрания на тему буллинг, круглый стол для семей ТЖС и СОП по профилактике буллинга и правонарушений, велась работа с педагогами по проблеме буллинга, были проведены беседы о том, что такое буллинг, как не допустить конфликта, как сказать нет, анкетирование с помощью которого выявлялось , подвергались ли дети насилию со стороны других, или были когда то агрессорами. По итогам проведенной работы можно сказать, что дети стали более спокойными, уважать чувства и особенности других учеников, снизились случаи буллинга в школе. В связи с пандемией covid -19 реализовать программу в полном объеме не удалось.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Буллинг- это социальное явление, свойственное преимущественно детям, в первую очередь в школе. Травля детей сверстниками- одна из наиболее распространенных проблем в детских образовательных учреждениях, которая увеличивает риски к совершению суицидов среди подростков, агрессии и насилия в школах, снижению успеваемости, пропуску уроков без уважительных причин, эмоциональным и психическим проблемам.
В настоящее время проблеме буллинга уделяется большое внимание, так как участились случаи детской жестокости, насилию в школах подвергается каждый 10 школьник и этот показатель ежегодно растет.
В связи этим на образовательные организации ложиться большая ответственность за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения психологического здоровья учащихся, создания благоприятной образовательной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья учащихся.
План мероприятий на год.
Мероприятия
Ответственные
1.Поиск новой информации по работе с проблемой буллинга.
2.Выступление на пед.советах тему: «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема»
в течение уч. года
Работа с родителями обучающихся
• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.
• Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?
Педагог-психолог, социальный педагог
Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое
обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся
Законы сохранения доброты.
Я не дам себя обижать.
Наша школа живет без насилия.
Давайте жить дружно!
Мы против насилия. Как защитить себя?
Как я отношусь к насилию.
Как научиться жить без драки.
Бояться страшно. Действовать не страшно.
О правилах поведения и безопасности на улице.
Буллинг как стадный допинг.
Что такое агрессия?
Добро против насилия.
Как не стать жертвой насилия.
Способы решения конфликтов с ровесниками.
Предупреждение насилия и жестокости в жизни.
• Как бороться с конфликтами.
Нравственный закон внутри каждого.
Моя жизненная позиция
Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга:
выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;
взаимоотношения в группе;
Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения:
Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?
Профилактика насилия в подростковом сообществе
Стратегии безопасного поведения
Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками
• сочинений, эссе «Дружба – главное чудо»
В России стартует бесплатная антибуллинговая программа для школ
На основе накопленных за восемь лет знаний и опыта эксперты разработали бесплатный вебинар «Как школе работать с травлей в новом учебном году». Цель программы — научить превенции школьной травли на всех уровнях, разбираться с проблемами школьной травли комплексно с участием разных целевых групп: специалистов школ (учителей, психологов и других), учеников, родителей учащихся.
Презентация вебинара состоится 24 августа в 18:00. На встрече эксперты расскажут о ее целях и подробном маршруте участия в ней. Для участия во встрече нужно зарегистрироваться.
Антибуллинговая программа состоит из 5 блоков: вводный модуль, подготовка взрослых к реализации программы, антибуллинговая хартия, классные часы для учеников, антибуллинговый марафон.
В чем заключается важность вебинара для школы:
- антибуллинговая программа повышает информированность у учащихся, учителей и родителей на тему школьной травли и ее превенции;
- антибуллинговая программа повышает квалификацию учителей;
- антибуллинговая программа предлагает комплексный подход к превенции школьной травли, который поможет сократить ее проявления и не допустить дальнейшего развития;
- антибуллинговая программа не подразумевает частых школьных мероприятий, не отвлекает учителей и администрацию от основных обязанностей. Но помогает обеспечить общую включенность школы в вопросах превенции травли на протяжении всего учебного года;
- вместе с антибуллинговой программой, школа получит гайд по профилактике школьной травли, практические инструменты для работы, правила для учеников школы, чек-листы для учителей и родителей и др;
- антибуллинговая программа нацелена не только на превенцию школьной травли, но и на развитие гибких навыков, таких как: умение работать в команде, умение давать обратную связь, навык уверенного поведения и др;
- при принятии антибуллинговой программы, у школы появится внутренний нормативный документ, который поможет закрепить алгоритм действий и маршрут помощи в случае школьной травли;
- антибуллинговая программа поможет сплотить коллектив школы даже при прохождении только одного полноценного блока программы.
Запустить программу в своей школе можно в 4 шага:
1. Зарегистрируйтесь на платформе и получите доступ к программе.
2. Ознакомьтесь с планом работы программы.
3. Программа расчитана на самостоятельное изучение материалов (памяток, методических наработок).
4. Внедрение программы в школах (проведение уроков по методическим наработкам).
Для участия в программе нужно зарегистрироваться на обучающей платформе «Гнездо». Доступ ко всем материалам вы получаете сразу. Программа бесплатная для всех школ, однако частично модули приобретаются отдельно для поддержания дальнейшего развития проекта.
Lopolo / Shutterstock / Fotodom
При подготовке материала использовались источники:
https://yamal-media.ru/narrative/moralnaja-i-fizicheskaja-travlju-shkolnikov-hotjat-pobedit-antibullingovoj-programmoj
https://infourok.ru/programma-po-profilaktike-bullinga-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-4987106.html
https://mel.fm/novosti/7519682-v-rossii-startuyet-besplatnaya-antibullingovaya-programma-dlya-shkol