...

Антибуллинговая программа что это

Травле — нет: как будет работать новая антибуллинговая программа в школах

Учителей и администрации российских школ предложили обучать противодействию травле. Антибуллинговую программу запустили фонд «Журавлик» и проект «Травли NET». Как должна работать инициатива и что делается для борьбы с издевательствами в школах сейчас — в материале «Ямал-Медиа».

Создание антибуллинговой программы для школ стало итогом шестилетней работы проекта «Травли NET». За эти годы организация собрала множество материалов и составила методические пособия, лекции и игры. Как объяснили в фонде «Журавлик», инициатива нацелена на создание гибких навыков у школьников и сплочение детских коллективов. Повышение квалификации педагогов — еще одна цель проекта, сообщили «Известия».

По данным «Травли NET», примерно 52% школьников страдают от буллинга. Из них 32% подвергаются психологическим нападкам, а еще 26,6% — физической травле. Около 15% детей никому не рассказывают о нападках одноклассников. А еще 56% школьников молчат, что страдают от издевательств в интернете, рассказала автор проекта «День борьбы с кибербуллингом» Александра Бабкина.

Сейчас растет первое поколение детей, родители которых освещали большую часть своей жизни в социальных сетях. В некоторых случаях этот цифровой след может стать причиной проблем ребенка, одной из которых является школьный буллинг.

Как работает программа

«Травли NET» и «Журавлик» разработали специальную инструкцию по профилактике травли, правила для школьников, листы проверки для педагогов и родителей, а также набор практических инструментов для противодействия буллингу. В программу включили нормативный документ, который поможет закрепить порядок действий в случае школьной травли.

Инициатива не предполагает каких-то отдельных мероприятий, которые будут отвлекать педагогов и администрацию от основных задач. Авторы программы предлагают обеспечить общую вовлеченность в предотвращение школьного буллинга.

Фото: Un-perfekt/Pixabay

Программа стартует 24 августа. Чтобы стать ее участником, необходимо зарегистрироваться на портале «Гнездо». Бесплатный доступ ко всем материалам откроется в 18:00 в рамках вебинара.

Как в школах противостоят травле

Программы по борьбе с разными конфликтами или травлей уже вводили в школах. Однако они не везде были эффективны. В подавляющем большинстве случаев службы медиации и конфликтные комиссии работают не очень хорошо, считает эксперт профсоюза «Учитель», школьный педагог Дмитрий Казаков.

Его мнение подтверждает статистика, которую привел эксперт направления «НФ. Аналитика» «Народного фронта» Константин Смирнов. В марте 2022 года 57% директоров школ заявляли, что у них работает комиссия по примирению. Однако, о наличии таких специалистов знали только 9% учеников этих учебных заведений.

Наиболее распространенным методом борьбы с травлей оказались обсуждения темы на собраниях. Помимо этого, 58% директоров сочли действенной мерой раздачу методичек по противодействию буллингу семьям школьников. При этом, только 19% родителей знали о таких материалах.

Фото: Weisanjiang/Pixabay

А в некоторых школах с травлей никак не борются. Администрации объяснили это отсутствием прецедентов, нехваткой средств и персонала. Также директора сочли, что для профилактики буллинга хватает работы классных руководителей. Такие ответы дали 23% директоров.

Результаты опроса, который показал разный уровень информированности о мерах против травли среди родителей и учителей, говорят сами за себя. Выходит, что предпринимаемые усилия часто оказываются неэффективными. Возможно, к созданию алгоритмов профилактики травли стоит привлекать специалистов с опытом в этой сфере, предложил Смирнов.

Готовы ли педагоги предупреждать травлю

Профсоюз «Учитель» тоже настаивает на привлечении экспертов, классные руководители должны выполнять непосредственные обязанности. Дмитрий Казаков объяснил, что сам ведет класс и на практике знает, что для решения проблем школьников часто просто нет времени.

«Педагоги, родители, дети живут в отрыве друг от друга, коммуницируют только в случаях острого конфликта. Работа на самом деле не профилактическая, а прецедентная».

Эксперт профсоюза «Учитель», школьный педагог

Сейчас в учебных заведениях нет четкой схемы действий для разрешения ситуаций с травлей. Между учениками, учителями и родителями нет налаженных алгоритмов урегулирования, добавил Казаков.

Учитель должен сделать так, чтобы вверенные ему дети чувствовали себя в безопасности. Но чаще всего у педагогов нет соответствующей подготовки и знания, как реагировать на травлю, поделилась мнением Бабкина.

Фото: Аndreas160578/Pixabay

Тему буллинга и его профилактики не поднимают в педагогических вузах и колледжах. А иногда встречаются учителя и администрация, которые считаю травлю в школах обычным делом. Некоторые из них высказывают мнение, что это характерное возрасту учеников поведение, а эффект от травли даже положительный — «закаляет» характер, пояснила директор по развитию Национальной родительской ассоциации, кризисный психолог Марианна Шевченко. Она выступила за обязательное введение модулей по противодействию травле в высших учебных заведениях и колледжах.

Внедрение антибуллинговой программы

Во время внедрения программы в школах может возникнуть ряд трудностей. Например, учителя и директоры учреждений могут воспринять материалы как еще одни бумаги, которые нужно изучить, а потом отчитаться. Поэтому программа будет куда эффективней, если ее внедрением с самого начала займется специалист, предположил психолог и социальный педагог Артем Митряхин.

Специалист признался, что не раз встречал негативное отношение педагогов к обучению профилактике травли. Многие воспринимали это как еще один обязательный указ сверху. Но восприятие учителей менялось, когда они понимали, что на них не давят, а просто оказывают помощь. Даже внедрение рекомендаций по борьбе с буллингом уже станет хорошим шагом, выразил уверенность Митряхин.

Методички и гайды очень важны для успешной антибуллинговой кампании. Но огромное значение имеет и то, понимает ли педагог психологический момент возникновения травли. Эти два момента стали понятны по результатам исследований, проведенных в 2019-2020 годах, добавила сотрудник Центра толерантности Анна Макарчук.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Программа по профилактике Буллинга в общеобразовательной школе

4)профилактика всех форм насилия в семье, в школе, в общественных местах.

5)Взаимодействие с родителями по повышению их уровня компетентности в трудных жизненных ситуациях.

6) сотрудничество со всеми субъектами профилактики

Целевая аудитория

Учащиеся 1-11класс, в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, издевок со стороны других детей, это могут быть дети с особенностями внешности, физического развития, дети из неблагополучных, малоимущих семей. Очень важно научить детей принимать особенности других людей, а так же свои особенности. так же очень важно научить ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, умению рассказать о своей проблеме.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1 Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.

2 Развитие навыков самоконтроля.

3 Развитие эмпатии.

4 Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.

5Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном

Факторы, влияющие на достижение результатов программы:

1. Посещение занятий

2. создание условий недопущения буллинга

3. умение найти выход из трудных жизненных ситуаций

4. социальные факторы

Сведения об апробации программы

В 2019-2020г программа начала апробироваться в соответствии плану педагога-психолога ,были проведены родительские собрания на тему буллинг, круглый стол для семей ТЖС и СОП по профилактике буллинга и правонарушений, велась работа с педагогами по проблеме буллинга, были проведены беседы о том, что такое буллинг, как не допустить конфликта, как сказать нет, анкетирование с помощью которого выявлялось , подвергались ли дети насилию со стороны других, или были когда то агрессорами. По итогам проведенной работы можно сказать, что дети стали более спокойными, уважать чувства и особенности других учеников, снизились случаи буллинга в школе. В связи с пандемией covid -19 реализовать программу в полном объеме не удалось.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Буллинг- это социальное явление, свойственное преимущественно детям, в первую очередь в школе. Травля детей сверстниками- одна из наиболее распространенных проблем в детских образовательных учреждениях, которая увеличивает риски к совершению суицидов среди подростков, агрессии и насилия в школах, снижению успеваемости, пропуску уроков без уважительных причин, эмоциональным и психическим проблемам.

В настоящее время проблеме буллинга уделяется большое внимание, так как участились случаи детской жестокости, насилию в школах подвергается каждый 10 школьник и этот показатель ежегодно растет.

В связи этим на образовательные организации ложиться большая ответственность за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения психологического здоровья учащихся, создания благоприятной образовательной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья учащихся.

План мероприятий на год.

Мероприятия

Ответственные

1.Поиск новой информации по работе с проблемой буллинга.

2.Выступление на пед.советах тему: «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема»

в течение уч. года

Работа с родителями обучающихся

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

Педагог-психолог, социальный педагог

Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся

Законы сохранения доброты.

Я не дам себя обижать.

Наша школа живет без насилия.

Давайте жить дружно!

Мы против насилия. Как защитить себя?

Как я отношусь к насилию.

Как научиться жить без драки.

Бояться страшно. Действовать не страшно.

О правилах поведения и безопасности на улице.

Буллинг как стадный допинг.

Что такое агрессия?

Добро против насилия.

Как не стать жертвой насилия.

Способы решения конфликтов с ровесниками.

Предупреждение насилия и жестокости в жизни.

• Как бороться с конфликтами.

Нравственный закон внутри каждого.

Моя жизненная позиция

Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга:

выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;

взаимоотношения в группе;
Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения:

Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?

Профилактика насилия в подростковом сообществе

Стратегии безопасного поведения

Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками

• сочинений, эссе «Дружба – главное чудо»

В России стартует бесплатная антибуллинговая программа для школ

На основе накопленных за восемь лет знаний и опыта эксперты разработали бесплатный вебинар «Как школе работать с травлей в новом учебном году». Цель программы — научить превенции школьной травли на всех уровнях, разбираться с проблемами школьной травли комплексно с участием разных целевых групп: специалистов школ (учителей, психологов и других), учеников, родителей учащихся.

Презентация вебинара состоится 24 августа в 18:00. На встрече эксперты расскажут о ее целях и подробном маршруте участия в ней. Для участия во встрече нужно зарегистрироваться.

Антибуллинговая программа состоит из 5 блоков: вводный модуль, подготовка взрослых к реализации программы, антибуллинговая хартия, классные часы для учеников, антибуллинговый марафон.

В чем заключается важность вебинара для школы:

  • антибуллинговая программа повышает информированность у учащихся, учителей и родителей на тему школьной травли и ее превенции;
  • антибуллинговая программа повышает квалификацию учителей;
  • антибуллинговая программа предлагает комплексный подход к превенции школьной травли, который поможет сократить ее проявления и не допустить дальнейшего развития;
  • антибуллинговая программа не подразумевает частых школьных мероприятий, не отвлекает учителей и администрацию от основных обязанностей. Но помогает обеспечить общую включенность школы в вопросах превенции травли на протяжении всего учебного года;
  • вместе с антибуллинговой программой, школа получит гайд по профилактике школьной травли, практические инструменты для работы, правила для учеников школы, чек-листы для учителей и родителей и др;
  • антибуллинговая программа нацелена не только на превенцию школьной травли, но и на развитие гибких навыков, таких как: умение работать в команде, умение давать обратную связь, навык уверенного поведения и др;
  • при принятии антибуллинговой программы, у школы появится внутренний нормативный документ, который поможет закрепить алгоритм действий и маршрут помощи в случае школьной травли;
  • антибуллинговая программа поможет сплотить коллектив школы даже при прохождении только одного полноценного блока программы.

Запустить программу в своей школе можно в 4 шага:

1. Зарегистрируйтесь на платформе и получите доступ к программе.

2. Ознакомьтесь с планом работы программы.

3. Программа расчитана на самостоятельное изучение материалов (памяток, методических наработок).

4. Внедрение программы в школах (проведение уроков по методическим наработкам).

Для участия в программе нужно зарегистрироваться на обучающей платформе «Гнездо». Доступ ко всем материалам вы получаете сразу. Программа бесплатная для всех школ, однако частично модули приобретаются отдельно для поддержания дальнейшего развития проекта.

Lopolo / Shutterstock / Fotodom

При подготовке материала использовались источники:
https://yamal-media.ru/narrative/moralnaja-i-fizicheskaja-travlju-shkolnikov-hotjat-pobedit-antibullingovoj-programmoj
https://infourok.ru/programma-po-profilaktike-bullinga-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-4987106.html
https://mel.fm/novosti/7519682-v-rossii-startuyet-besplatnaya-antibullingovaya-programma-dlya-shkol