Актуализированные программы спо что это

Актуализированные программы спо что это

Для актуализированных и ТОП-50 ФГОС разработаны ПООП, обязательно ли должны соответствовать компетенции дисциплин из ПООП, обязательно ли литература должна соответствовать требованиям ПООП, материально-техническое обеспечение, перечень кабинетов?

ФГБОУ ВО ИРНИТУ

В части 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об образовании) сказано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее – ПООП).

Главным документом, определяющим требования к основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), является ФГОС, поэтому при проведении государственной аккредитации устанавливается соответствие образовательной деятельности требованиям ФГОС (статья 92 Федерального закона об образовании).

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС устанавливает требования к результатам обучения в целом, поэтому все части ОПОП обязательно должны способствовать достижению обучающимися этих результатов в совокупности. ФГОС СПО нового поколения (актуализированные и из ТОП-50) являются “рамочными”, т.е. в отличие от ФГОС СПО предыдущего поколения не содержат подробного перечня дисциплин и модулей, которые необходимо изучать. Поэтому разработаны ПООП, дающие представление о структурных элементах ОПОП. Т.к. ПООП являются примерными, это предполагает возможность образовательной организации вносить какие – либо изменения в разрабатываемую ОПОП. Как перечень дисциплин и модулей, заданных ПООП, может меняться, так и ОК и ПК, формируемые в рамках дисциплин и модулей ПООП, могут предусматриваться другие. Но в совокупности, повторимся, они должны обеспечивать формирование результатов, указанных во ФГОС СПО.

Все отличия ОПОП от ПООП образовательная организация должна отразить в пояснениях к ОПОП. Обоснованием отличий могут быть требования работодателей, особенности подготовки специалистов для определенной отрасли, особенности рынка труда региона и пр.

Также необходимо обращать внимание на формулировки ФГОС СПО по поводу требований ПООП. Если ФГОС СПО указывает, что основная и дополнительная литература, требования к МТБ, перечень кабинетов, мастерских и лабораторий устанавливаются в ПООП, значит, в этой части требования ПООП являются обязательными к исполнению. Но никто образовательной организации не запретит планировать что-либо в дополнение к установленным требованиям (т.е. сверх требований ФГОС СПО и ПООП).

По поводу содержания циклов в части дисциплин и модулей сам ФГОС СПО содержит только минимальный перечень тех, которые в обязательном порядке реализуются (чаще, это ФК, БЖД, Иностранный язык в профессиональной деятельности). Все остальное в содержании – это компетенция образовательной организации с учетом ПООП (части 5 статьи 12, часть 1 статьи 28 Федерального закона об образовании).

Актуализированные программы спо что это

Что значит понятие “актуализированный ФГОС”? В образовательной организации реализуются три специальности: 35.02.05 Агрономия, 36.02.02 Зоотехния, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. ФГОС по каким из данных специальностей актуализирован?

ГБПОУ “Быковский аграрный техникум”

Актуализированный ФГОС СПО – это понятие, которое нормативными правовыми документами не закреплено, в частности Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Однако, оно активно используется по отношению к ФГОС СПО нового поколения, принятых взамен существующих стандартов с учетом всех требований действующего законодательства в сфере образования.

Так, например, ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденный приказом Минпросвещения России от 13.07.2021 г. № 444, является актуализированным, т.к. он принят взамен ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 454, прием на обучение по которому прекращен с 31 декабря 2021 года.

ФГОС СПО по специальности 36.02.02 Зоотехния, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 505, является ФГОС СПО прежнего поколения, в который 13 июля 2021 г. внесены изменения. Указанный стандарт по содержанию более подробный и включает в себя Структуру программы подготовки специалистов среднего звена, что отменяет необходимость разрабатывать ПООП для такого стандарта.

ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508 с изменениями от 13 июля 2021 г., также относится к стандартам предыдущего поколения.

Разработка (актуализация) примерных основных образовательных программ СПО

Реализация новой структурной модели организационно-методического сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования, обновления их содержания и условий, с учетом передовых технологий, трансфера лучших мировых практик

Проведены обучающие мероприятия (в форме 4 однодневных семинаров в очной форме с участием не менее 50 человек в каждом семинаре и 10 вебинаров) для разработчиков ПООП и членов ФУМО СПО.

2. Сформирован перечень ФГОС СПО , по которым должны быть разработаны (актуализированы) (ПООП), на основе анализа:
— разработанных (актуализированных) проектов ФГОС СПО;
— существующих ПООП или их проектов с учетом обновления требований рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновления отраслевых технологий и внедрения цифровых технологий, в том числе с учетом развития практикоориентированных форм подготовки кадров.

3. Разработаны (актуализированы), в том числе с привлечением представителей ФУМО СПО, ПООП по новым или актуализированным ФГОС СПО, учитывающим требования рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновление отраслевых технологий и внедрение цифровых технологий, в том числе с учетом развития практикоориентированных форм подготовки кадров, включающие в себя:
— учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования по соответствующей профессии или специальности СПО;
— примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы;
— планируемые результаты освоения образовательной программы;
— примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

4. Организовано профессиональное обсуждение разработанных ПООП с целью получения мнения экспертов и учета этого мнения при доработке ПООП, включающее:

  1. Определение требований к экспертам, привлекаемых к обсуждению, в том числе требований к их квалификации, опыту деятельности в предметной области экспертной оценки;
  2. Формирование группы экспертов из числа специалистов в сфере СПО в соответствии с выработанными требованиями (не менее 50 экспертов);
  3. Получение от сформированной группы экспертов письменных экспертных заключений на разработанные ПООП;
  4. Проведение не менее 4 мероприятий (однодневных семинаров в очной форме с участием не менее 50 человек в каждом семинаре, включая представителей сформированной экспертной группы) по профессиональному обсуждению и оценке разработанных ПООП;
  5. Сбор и обобщение, высказанных в ходе экспертного обсуждения (выступлений на семинарах и полученных экспертных заключений) мнений, замечаний и предложений;
  6. Разработка рекомендаций (предложений) по последующей доработке разработанных ПООП с целью учета полученных экспертных мнений.
  7. Информационное сопровождение в СМИ профессионального обсуждения разработанных примерных основных образовательных программ, включающее публикации в федеральных и в региональных сетевых СМИ тематической направленности.

5. Обеспечено наполнение, организационно-техническая и экспертно-методическая поддержка реестра ПООП.

  1. 19.08.21_05
  2. 19.08.21_04
  3. 20.08.21_06
  4. 26.08.21_13
  5. 26.08.21_14
  6. 27.08.21_15
  7. 27.08.21_16
  8. 30.08.21_18
  9. 31.08.21_19
  10. 31.08.21_20
  11. https://onedrive.live.com/?authkey=%21AFZkoa6GdzJKQEs&cid=94BBC9226B7344C6&id=94BBC9226B7344C6%2143883&parId=94BBC9226B7344C6%2143882&o=OneUp
  12. https://onedrive.live.com/?authkey=%21AEbfpxxmnekyQkI&cid=94BBC9226B7344C6&id=94BBC9226B7344C6%2143884&parId=94BBC9226B7344C6%2143882&o=OneUp

При подготовке материала использовались источники:
https://www.informio.ru/forum/question2223/Dlja-aktualizirovannyh-i-TOP-50-FGOS-razrabotany-POOP-objazatelno-li-dolzhny-sootvetstvovat-kompetencii-disciplin
https://www.informio.ru/forum/question3851/CHto-znachit-ponjatie-aktualizirovannyi-FGOS-V-obrazovatelnoi-organizacii-realizuyutsja-tri-specialnosti-350205
https://firpo.ru/activities/work-2021/work_7/realizatsiya-novoy-strukturnoy-modeli-organizatsionno-metodiches_48.html

Добавить комментарий