В чем “разница” между АОП и АООП?
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно-правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «В чем принципиальная разница между АОП и АООП»? Анализируя различные точки зрения, определили следующие позиции:
1) АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.
2) АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных уровней общего образования.
3) АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.
4) АООП разрабатывается на каждого ребенка.
5) АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.
6) АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.
7) АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.
8) АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.
9) АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП, если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.
10) АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).
11) АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.
12) АОП – это рабочая программа учителя.
Очевидно, что наличие такого широкого взгляда порождает проблему, «Какую программу нужно разрабатывать в образовательной организации АОП или АООП?». Для того чтобы решить возникшую проблему и определить необходимую позицию, сначала нужно разобраться с терминологией.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (далее ФЗ № 273) даны четкие определения, что такое образовательная программа (далее ОП), примерная основная образовательная программа (далее ООП) и адаптированная образовательная программа.
«Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Делаем вывод ОП = АОП.
В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. К ОП относятся ООП начального общего образования (далее НОО), основного общего образования (далее ООО), среднего общего образования (далее СОО). Делаем вывод: е сли к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится « адаптированные основные общеобразовательные программы», соответственно ООП = АООП; слово «основные» добавляется для того чтобы подчеркнуть, что программы относятся к «основным», а не к «дополнительным» и слово «адаптированная» означает, что она разработана специально для детей с ОВЗ.
Теперь необходимо определить «разницу» АОП от АООП (таблица 1 «Сравнительная характеристика АОП в контексте двух стандартов: ФКГОС и ФГОС»):
– АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79 п.1.);
– к АОП относятся АООП; по АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79.п.2.);
– АООП разрабатывается на категорию детей, а не на отдельного учащегося, так как нет добавления слова «индивидуальная»;
– до 01.09.2016 г. АООП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; с 01.09.2016 г. АООП представляет самостоятельную образовательную программу.
Признаки для сравнения АОП
Адаптированные образовательные программы: для чего нужны и как их реализовать
Еще 10 лет назад обучение школьников с особенностями здоровья в общеобразовательной, а не в коррекционной школе было чем-то немыслимым. Однако сегодня инклюзия все глубже проникает в учебные заведения по всей стране, что дает возможность таким детям учиться наравне со здоровыми одноклассниками.
В связи с этим особое значение приобретает разработка АООП — адаптированной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ. Она учитывает особенности физического или психического развития ребенка, его способности и возможности, а также максимально корректирует существующие расстройства.
Что собой представляют программы ОВЗ, какие разделы включают и какие цели преследуют, читайте в статье.
Скачайте материалы
Адаптированные образовательные программы
Адаптированные образовательные программы
Что такое АООП
Адаптированная общеобразовательная программа, согласно ФГОС — это программа, предназначенная для обучения детей с особенностями здоровья и развития. Это внутренний нормативный документ школы, который описывает содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
Все требования ФГОС для детей-инвалидов должны быть отражены в адаптированной образовательной программе образовательного учреждения.
Школьная адаптированная образовательная программа представляет собой эффективный педагогический инструмент, позволяющий учителям обеспечить индивидуальный подход в обучении детей с особенностями развития.
Виды адаптированных программ
Все программы ОВЗ делятся на четыре варианта, каждый из которых предполагает оптимальные условия для получения образования с учетом конкретных особенностей здоровья:
- Предназначен для детей, развитие которых близко к нормотипичному, но с некоторыми особенностями. Ребенок учится в классе, в одинаковые с одноклассниками сроки, по общему для всех учебному плану. Однако такому школьнику организовано специальное сопровождение и дополнительные внеурочные мероприятия, а при необходимости ему предоставляется специальное оборудование. Промежуточная и итоговая аттестация при таком варианте уточняется отдельно для каждой категории учащихся с особенностями. По окончании обучения школьнику выдается такой же документ об образовании, что и выпускникам без особенностей.
- Имеет более низкий уровень сложности или осуществляется по индивидуальному учебному плану исходя из конкретных особенностей развития. Сроки обучения, как правило, продлеваются, а учебный план включает в себя коррекционно-развивающие занятия. Внимание уделяется не только получению знаний, но и формированию навыков, которые будут необходимы учащемуся в жизни. Аттестация выбирается учащимся самостоятельно в зависимости от нарушений здоровья, возможны особые условия. По завершении выдается стандартный аттестат.
- Используется при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений легкой степени. Применяется индивидуальный учебный план, особое внимание уделяется развитию жизненных навыков, а академическая составляющая обучения отходит на второй план. Уровень образования при данном варианте несопоставим с таковым у нормотипичных школьников, а сроки обучения более длительные. Итоговая аттестация требует особых условий, по окончании выдается свидетельство об обучении.
- Предназначен для учащихся с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), но оно возможно как в обычных классах, так и в специализированных. Допустимы домашний и семейный форматы обучения. Аттестация на данном варианте не проводится, а по окончании выдается свидетельство об обучении.
Важно!
Свидетельство об обучении — это официальный документ государственного образца, который выдается по завершении школы лицам с ограниченными возможностями, обучавшимся по адаптированным общеобразовательным программам. Оно не дает права на получение высшего или среднего профобразования, однако обучение лиц с ОВЗ какой-либо профессии — обязанность государства.
Примерные программы для детей с ОВЗ
Разработка АООП осуществляется с опорой на примерные программы из подходящих вариантов. Каждая из низ обозначении двумя цифрами, первая обозначает категорию программы, вторая — ее вариант.
Категория обучающихся с ОВЗ
Варианты адаптированных программ
Что такое адаптированная образовательная программа?
Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об особенностях адаптированной образовательной программы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из важнейших задач основного общего образования является организация условий для индивидуального развития всех учащихся, в том числе и детей с ОВЗ. Такие дети имеют особые образовательные потребности, которые необходимо реализовать в рамках образовательной организации. К таким потребностям относятся, например: использование специфических средств обучения, включение в образовательную программу дополнительных разделов, проведение специальными педагогами коррекционно-педагогических занятий, организация доступной среды.
Для реализации данных образовательных потребностей необходимо адаптировать содержание образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая программа обязательно должна учитывать особенности психофизического развития детей, их индивидуальные возможности, и включать в себя коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. При реализации адаптированной программы у детей с ОВЗ всесторонне развиваются личностные качества, бытовые навыки, учащиеся овладевают учебной деятельностью. В зависимости от степени нарушения варьируются академический компонент и жизненная компетенция: чем ниже степень выраженности нарушения, тем выше образовательная нагрузка и наоборот.
В соответствии с ФГОС адаптированные образовательные программы делят по уровням образования (дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование) и по категории нарушения, что позволяет учитывать особенности и потребности ребенка. Любая адаптированная образовательная программа включает в себя: целевой раздел, в котором отражены цели, задачи, принципы и особенности программы; планируемые результаты, которых должен достичь ребенок во время обучения; систему оценки достижения планируемых результатов; содержательный раздел, в котором разъяснены примерные рабочие программы учебных предметов, воспитания и коррекционных занятий; организационный раздел, который включает в себя примерный учебный план и план внеурочной деятельности, а также примерный календарный учебный график.
Адаптированные программы являются примерными, и каждая образовательная организация может трансформировать их с учетом индивидуальных особенностей и результатам учащегося. Педагоги могут адаптировать под детей с ОВЗ различные учебные пособия, проводить урок по заранее подготовленному сценарию, обязательно учитывая все специфические особенности конкретного нарушения ребенка.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета
Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 4 курса факультета начального образования
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/v-chem-raznica-mezhdu-aop-i-aoop-1742669.html
https://ligaedu.ru/stati/adaptirovannye-obrazovatelnye-programmy-dlya-chego-nuzhny-i-kak-ih-realizovat/