Адаптированная программа доу что это
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Написать сообщение
Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения (организации) для детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.
АООП сочетает коррекционную и общеразвивающую программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательной деятельности в достижении целей и задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
АООП – это образовательная программа, адаптированная для конкретной категории детей (в зависимости от наличия дефицитов) с учетом особенностей их психофизического развития и социальной адаптации.
АООП реализуется на государственном языке российской Федерации.
В ДОУ разработаны АООП в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальными программами реабилитации или абилитации детей-инвалидов.
АООП для детей с ТНР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:08:35 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
АООП слабослышаших и позднооглохших Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:09:34 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
АООП слабовидящих детей Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575894 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 09.12.2021 18:10:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
АООП ЗПР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575847 Директор/Заведующий Садрутдинова Евгения Александровна Дата подписания документа 17.06.2022 08:06:42 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях предназначена для обеспечения индивидуальной поддержки и развития детей. В ней учитываются их особые потребности и специфические возможности. Цель – создание равных возможностей для детей с ОВЗ в образовательной среде, а ещё сплочение таких детей в общем коллективе. Программа направлена на развитие самостоятельности и социализации детей с ОВЗ.
Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК «МЭО Детский сад»
Вот несколько важных принципов адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ:
- В индивидуальном подходе учитываются особенности каждого ребенка с ОВЗ, его потребности в обучении и развитии.
- Следующий принцип — активное использование игровых методов для достижения целей обучения и развития.
- Ещё программа предусматривает активное взаимодействие с родителями и семьями детей с ОВЗ для обмена информацией, они совместно планируют образовательный процесс.
- Создаются условия, которые способствуют включению детей с ОВЗ в общий коллектив и общение с другими детьми.
Основные компоненты адаптированной программы
Рассмотрим пять основных компонентов, используемых в АООП:
- Осуществляется коррекционная работа, где используются специальные методики, направленные на преодоление задержек в развитии и отработку основных навыков.
- Проводятся специальные занятия, включающие такие упражнения или игры, которые отвечают за развитие физических навыков и координацию движений.
- Для детей с ОВЗ обязательно проводятся занятия по развитию речи. Туда входит работа со звуками, слогами, словами, предложениями и использование коммуникативных методов общения.
- Для таких ребят важна социализация. На этом этапе организуется деятельность, направленная на развитие социальных навыков и отношений с другими детьми, проводятся игры или коллективные творческие проекты.
- Воспитатель оказывает педагогическую поддержку и сопровождение детям с ОВЗ во время образовательного процесса. Идет работа по индивидуальным планам, методами диагностики и коррекции.
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в детских садах разработана с учетом требований действующего законодательства и стандартов образования, а ещё опыта работы с такими детьми в других учреждениях, например, школах.
Структура адаптированной образовательной программы
Образовательная программа для детей с ОВЗ состоит из следующих элементов:
- Определяются общие цели и задачи программы, которые направлены на развитие физических, интеллектуальных, социально-эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно создать безопасную и уважительную среду обучения, подготовить разнообразные методы работы. И главное не забывать общаться с родителями и другими специалистами.
- Определение основных направлений и приоритетов обучения, включая развитие моторики, речи, восприятия, мышления, социально-коммуникативных навыков, а еще самостоятельное решение базовых бытовых вопросов.
- Организация образовательного процесса: определение форм и методов работы, распределение времени на различные виды деятельности, индивидуальная работа с каждым ребенком, групповые занятия, игры и режим дня.
- Осуществляется мониторинг и оценка прогресса и достижений каждого ребенка, проводятся регулярные консультации со специалистами и родителями. При необходимости корректируются программы в соответствии с потребностями и возможностями детей.
- Обычно в такие программы входит сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями, где они делятся опытом и методами работы. Это помогает создать условия для полноценного участия детей с ОВЗ в общественной жизни и их взаимодействия со сверстниками.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ
АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ должна разрабатываться с учетом особенностей их слухового восприятия.
Вот несколько основных направлений, которые следует учесть при разработке АООП для детей с проблемами слуха:
- Важно обеспечить педагогическим работникам специальную подготовку, чтобы они могли работать со слабослышащими детьми эффективно. Воспитатели должны быть знакомы с особенностями слухового восприятия, знать различные методы и техники обучения таких ребят.
- Использование различных технических средств помогает облегчить коммуникацию и обучение детей с проблемами слуха. Например, использование аппаратов для усиления звука на аудиозаписях или видео. Это помогает ребенку лучше слышать и понимать речь педагога.
- Так как слабослышащие и позднооглохшие дети часто полагаются на зрение для восприятия информации, важно уделять особое внимание развитию их зрительных навыков. Для этого используются различные визуальные задания и упражнения, которые помогают тренировать зрительную память и внимание.
- Одной из важных задач АООП для слабослышащих и позднооглохших детей является развитие их речи и слухового восприятия. В программу следует включить специальные занятия на тренировку артикуляции и слуха, еще рекомендуют разрабатывать специальные упражнения или игры, чтобы поддержать интерес во время образовательного процесса.
- Каждый ребенок имеет свои особенности слуха и потребности. Поэтому важно учитывать это у каждого ребенка при разработке АООП и предоставлять ему индивидуальную помощь и поддержку.
В целом, разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольных учреждениях требует комплексного подхода и учета их особенностей слухового восприятия. Важно создать условия, в которых обучающиеся могут справляться с образовательными задачами и развиваться в соответствии с их потенциалом.
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
АООП НОО — это адаптированная общеобразовательная программа непрерывного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Ее разработали в области специального образования, что позволяет учитывать особенности развития и обучения таких детей.
Целью программы является создание условий для полноценного развития детей с легкой умственной отсталостью, формирования их социально-коммуникативного опыта, развития когнитивных процессов, а также усвоения основных знаний и навыков.
Основные принципы АООП НОО включают:
- Индивидуальную адаптацию образовательного процесса под потребности каждого ребенка;
- Создание безопасной и поддерживающей среды для обучения;
- Постоянную дифференциацию образовательного материала и методов работы;
- И учет индивидуальных умений и способностей каждого ребенка.
В программу включены обязательные предметы:
- русский язык,
- математика,
- окружающий мир,
- изобразительное искусство,
- технология,
- физическая культура
- и другие.
Всё обучение адаптировано к специальным потребностям детей и может быть представлено в более простой и доступной форме.
В программу входят различные методики и приемы работы с особенными детьми:
- педагог использует визуальные пособия;
- обязательно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка;
- проводит индивидуальные и групповые занятия, работу с родителями и др.
Важно, что АООП НОО не является заменой обычной общеобразовательной программы, а представляет собой специальное обучение, направленное на помощь детям с легкой умственной отсталостью в их индивидуальном развитии.
Такие адаптированные программы нужны, так как дети с проблемами развития не всегда могут хорошо и быстро усваивать обычную программу, для этого и создаются специальные условия. Всё это подстраивается под индивидуальные возможности ребенка. Педагоги помогают ребятам влиться в коллектив и получать знания и навыки наравне с остальными. Любой методист, воспитатель или педагог-дефектолог могут предлагать свои идеи, методику и подходы, чтобы детям с ОВЗ было проще, но при этом интереснее и полезнее посещать занятия.
АООП существует не только для детей с проблемами слуха и умственной отсталостью, но и для слепых, с задержкой психического развития и для детей с расстройствами аутистического спектра.
Адаптированная программа доу что это
Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации». После вебинара в редакцию поступило немало вопросов о составлении адаптированной программы в рамках ФГОС ДО. Ольга Владимировна ответила на актуальные вопросы.
Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?
Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.
Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?
Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:
Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.
Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.
То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.
На что опираться при составлении адаптированной программы?
К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.
Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.
Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной. Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор.
Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы
Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.
Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.
Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ
С 1 сентября 2016 года планируется введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.
Также обстояло дело с государственной программой «Доступная среда». Сначала она была реализована в общеобразовательных учреждениях, а потом вышла на уровень дошкольного образования. Так что всё ещё впереди.
При подготовке материала использовались источники:
https://46rev.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=56
https://ligaedu.ru/stati/adaptirovannaya-obrazovatelnaya-programma-dlya-detej-s-ovz/
https://vpedu.ru/index.php/aktualnye-voprosy-obrazovaniya-v-dou/427-kak-ne-putat-ponyatiya-adaptirovannaya-obrazovatelnaya-programma-i-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma