Как мы потратили на разработку игры 1.000.000 рублей, а заработали 80.000 рублей
Мы в MozgoParty уже 3 года делаем онлайн-квизы. Для нас это отлаженный процесс, в котором мы хороши. Но примерно год назад в компании появилась идея сделать игру, непохожую на все то, что создавалось ранее. И выпустить ее MVP за три месяца. Да, мы оптимисты 😉
Как только пришла идея, тут же появилась инициативная группа для ее воплощения. В команду вошли авторы вопросов, редактор, маркетолог, креатор из дружественной организации и предводитель R&D. Мы встречались раз в неделю, с трудом находя время и отрываясь от своих повседневных обязанностей.
Начали с того, что обсудили наши ожидания от будущей игры и пересмотрели десятки референсов. Во что-то играли, на что-то смотрели обзоры, много обсуждали и немного спорили. Так, через несколько встреч было решено, что мы будем делать детективную онлайн-игру с возможностью управления через чат-бот.
Еще через несколько встреч определились с форматом первого детективного дела – это должно было быть убийство в театре. Также решили, что игроку понадобится помощник – разумная электронная криминалистическая система, ну или просто Р.Э.К.С.
Мы принялись писать сценарий, придумывать структуру игры и механики туров. Тут уже спорили чуть сильнее, даже пару раз устраивали дебаты, чтобы найти лучшее решение. Каждый делал то, что мог и хотел. Мы распределяли задачи и в какой-то момент стали фиксировать итоги встреч (жаль, что не с самого начала). Основными инструментами на этом этапе были доска в Miro и несколько гугл-доков.
Когда прошло почти полгода эйфории и творчества, стало посложнее: идею нужно было реализовывать, сроки уже давно сгорели, а наших ресурсов не хватало.
Стали очевидны следующие трудности:
- команда под проект была собрана из тех, кто проявил инициативу, но мы не учли нагрузку этих людей на основных задачах, и, как следствие, они могли выделять от силы пару часов в неделю для работы над проектом;
- мы плохо знали наши технические возможности и отложили общение с IT-командой на потом (спойлер: в итоге это вылилось в копеечку);
- у нас не было проджекта и не велась никакая документация, также отсутствовали планирование и роадмэпы;
- команда состояла из инициативных, креативных, классных ребят, но не хватало конкретных скиллов и опыта. Например, у нас не было иллюстратора, звуковика, аниматора. Никого, кто мог бы красиво воплотить нашу идею;
- не общались с нашими пользователями и создавали такую игру, которую мы хотели сделать. А не ту, которую наша аудитория готова была бы купить.
Разумеется, все это стало для нас чередой непредвиденных трудностей. Но на проект потратили много времени и сил – поворачивать назад было поздно. Поэтому мы приняли ключевое решение: выделили человека, который должен был заниматься только выпуском игры Р.Э.К.С.
В последующий месяц у проекта появился роадмэп, доска с тасками в Асане, дедлайн и всякое такое. Экстренно решили вопросы с визуальной составляющей и костыльно-технической реализацией игры.
Игра представляла собой череду коротких видео с вводными роликами и историей, подсказками и правилами от Р.Э.К.С., заданиями и таймерами, параллельно с этим существовал чат-бот, собранный на стороннем сервисе, в котором нужно было эти задания выполнять. Видеоряд и чат-бот существовали отдельно друг от друга. Игра была максимально линейной и при любом выборе игрока вела к одной сюжетной концовке игры.
Через месяц MVP увидел свет. В него сыграли сотрудники компании, их друзья и еще несколько десятков игроков – суммарно 100 человек, из которых обратную связь дали около половины.
Переработав всю обратную связь, мы решили выпустить три боевых эпизода игры за три месяца. И тут снова закопались. Вместо того чтобы просто внести пару существенных правок, о которых говорили игроки, мы переделали все, до чего дотянулись:
- изменили визуальную концепцию и оформление игры;
- наняли нарративщика и написали сложный нелинейный сюжет (в первом эпизоде было 7 концовок);
- усложнили механики;
- перешли на другой сервис для чат-бота;
- настроили связь видео и чат-бота – игрок видел результат своего выбора и мог ошибаться.
В конечном счете мы не уложились в сроки, т. к. не учли масштабы правок и отсутствие выделенной команды. Но уже работая над вторым и третьим эпизодами, нам почти удалось закончить все за месяц.
В первый платный эпизод сыграло 166 человек, во второй – 24, в третий – 1. Третий эпизод стал финальным, и проект Р.Э.К.С. закрыли, потому что довести игру до идеала нам так и не удалось.
В итоге у нас остался бесценный опыт, освоенная технология с чат-ботом, понимание слабых мест внутренних сервисов и выводы:
- в любом проекте важна команда. Для создания браузерной игры по типу Р.Э.К.С. минимально необходимый стек это продакт или проджект, гейм-дизайнер, дизайнер и/или иллюстратор, моушн, звуковик, программист;
- нужно четко понимать свои технические возможности еще на старте. Если бы мы делали игру с учетом того, что уже имеем, то справились бы быстрее и дешевле, а в итоге у нас было бы меньше багов;
- стоит чаще общаться с конечным пользователем – тем, для кого создается продукт. Чем лучше мы его знаем и понимаем, тем больше шансов, что результат работы принесет деньги;
- новый продукт нуждается в пояснительной бригаде – нужна реклама, анонсы, объяснения и поиск ЦА, а для этого снова понадобятся ресурсы;
- следует быстро воплощать идеи, быстро проверять их на реальных людях, быстро вносить правки и снова проверять. Если тратить много времени на этапе идеи, это не гарантирует идеального результата: всегда будет то, что вы не предусмотрели;
- тестирование – наше все. Если не проверить игру на большом количестве реальных людей и не исправить все баги, то это большое количество людей может разочароваться в вашем продукте.
Сейчас мы решили сфокусироваться на более простых в создании играх, которые не требуют существенных доработок в нашей IT-системе и которые мы сможем быстро выпускать и тестировать. Параллельно с этим работаем над созданием мультиплеера для наших игроков, в основу которого легли эксперименты с чат-ботом.
- Разработка игр
- Монетизация игр
Путь к созданию игры на Construct Classic: от идеи до финального продукта
Construct Classic — мощный инструмент для создания игр любых жанров и уровней сложности. Однако, для тех, кто только начинает свой путь в разработке игр, этот инструмент может показаться мудреным и сложным. В этой статье мы расскажем о том, как создать игру на Construct Classic от самой идеи до готового игрового проекта.
Шаг 1: Определить жанр и механику игры
Первым шагом в создании игры является выбор ее жанра и механики. Жанр игры определит визуальный стиль и общий характер проекта, а механика указывает на то, как игрок будет взаимодействовать с средой и другими персонажами в игре.
Шаг 2: Создать дизайн уровней и персонажей
После выбора жанра и механики, нужно начать разработку дизайна уровней и персонажей. Рекомендуется создать прототип игры и протестировать его на друзьях или испытать на себе, чтобы понять, какие элементы дизайна нужно улучшить.
Шаг 3: Разработать игровую механику
На этом этапе нужно определить механику игры, которая определяет, как будет происходить взаимодействие игрока с игровым миром. Здесь нужно определить такие параметры, как скорость передвижения, урон от атаки, скорость регенерации здоровья и эффективность штатива.
Шаг 4: Создать графику и звуковые эффекты
Как только вы определите механику игры и дизайн, время начинать работу над графикой и звуковыми эффектами. Старайтесь создавать графику вместе с разработкой дизайна уровней, чтобы все элементы выглядели естественно и гармонично. Звук должен подчеркивать настроение и состояние персонажей.
Шаг 5: Создать игровой контент
В последнюю очередь нужно приступать к созданию игрового контента, такого как стадии и задания. Начните с основных элементов и постепенно улучшайте проект, устраняя ошибки и недоработки.
Шаг 6: Тестировать и оптимизировать
Когда проект готов, необходимо протестировать его на максимальную способность к игре и устранить замеченные ошибки.
В конечном итоге, создание игр на Construct Classic отличается от разработки на других платформах, но соответствующие знания и опыт позволят достичь хорошего результата. Начинайте с малого и постепенно двигайтесь вперед, развивая свои навыки и получая новый опыт в разработке игр.
Семь этапов создания игры: от концепта до релиза
Как создать свою игру? Сколько на этом можно заработать? Какая нужна команда? Каковы ключевые этапы разработки и что нужно делать команде на каждом этапе? Ответ на эти вопросы – в открытой лекции по разработке игр в рамках программы «Менеджмент игровых интернет-проектов», которую разместили наши партнеры — открытая система электронного образования Универсариум. Вот здесь можно посмотреть открытую лекцию:
- «Как создать свою игру», часть 1
- «Как создать свою игру», часть 2
Лекцию веду я, Константин Сахнов, директор игрового департамента компании Rocket Jump, научный руководитель образовательных программ подготовки кадров для игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.
Должен сразу оговориться, в этой статье я приведу только выжимку — список этапов, их цели и логику перехода к следующим. Полная лекция доступна на видео. Помимо подробного описания этапов там есть немного о размере игровой индустрии и расчёте окупаемости игровых проектов.
Большая часть лекции посвящена этапам создания игрового продукта, основным аспектам разработки, документирования, создания игрового контента и развития проекта после начала открытого тестирования. Рассмотрим подробнее эти этапы:
1. Концептирование (Concept)
На этом первом шаге команда придумывает концепцию игры, и проводит начальную проработку игрового дизайна. Главная цель данного этапа – это геймдизайнерская документация, включающая в себя Vision (развернутый документ, описывающий игру, как конечный бизнес-продукт) и Concept Document (начальную проработку всех аспектов игры).
В продуктовой документации геймдизайнер формулирует и сохраняет свои идеи. Исполнителю документация позволяет правильно понимать свои задачи по реализации продукта. Тестировщик четко видит, что и как тестировать. Для Продюсера/ПМа эта документация предоставляет материал для формирования планов и контроля выполнения задач. Инвестор же (особенно на ранних этапах) получает понимание, на что именно он выделяет средства.
Принципиально важно, чтобы вся проектная и продуктовая документация поддерживалась в актуальном состоянии на всех этапах развития проекта. Для её эффективного использования и обновления правильно использовать специальные инструменты. Например, использование Confluence для ведения геймдизайнерской документации сильно упрощает процесс параллельного внесения изменений несколькими участниками разработки, а также позволяет всем членам команды оперативно получать любую актуальную информацию, касающуюся продукта и всех его изменений.
Среди ключевых принципов формирования продуктовой документации стоит отметить: структурированность, защищенность от разночтений, полное описание продукта, регулярную актуализацию.
2. Прототипирование (Prototyping)
Важный этап проектирования любой игры – это создание прототипа. То, что хорошо выглядит «на бумаге», совершенно не обязательно будет интересно в реальности. Прототип реализуется для оценки основного игрового процесса, проверки различных гипотез, проведения тестов игровых механик, для проверки ключевых технических моментов.
Очень важно на этапе создания прототипа реализовывать только то, что нужно проверить и в сжатые сроки. Прототип должен быть простым в реализации, т.к. после достижения поставленных перед ним целей, он должен быть «выкинут». Серьёзная ошибка начинающих разработчиков – нести временную инфраструктуру и «костыли» реализации кода в основной проект.
3. Вертикальный срез (Vertical Slice)
Цель Вертикального среза – получить минимально возможную полноценную версию игры, включающую в себя полностью реализованный основной игровой процесс. При этом высокое качество проработки обязательно нужно воплотить только для тех игровых элементов, которые существенно влияют на восприятие продукта. При этом все базовые фичи игры присутствуют как минимум в черновом качестве. Реализован минимальный, но достаточный для воплощения полноценного игрового процесса набор контента (один уровень или одна локация).
4. Производство контента (Content production)
На этом этапе производится достаточное количество контента для первого запуска на внешнюю аудиторию. Реализуются все фичи, запланированные к закрытому бета-тестированию. Это наиболее продолжительный этап, который может занимать, для крупных клиентских проектов год и более.
На этом этапе задействуется наибольшее количество специалистов, которые занимаются производством всего основного наполнения игры. Художники создают все графические ресурсы, геймдизайнеры настраивают баланс и заполняют конфиги, программисты реализуют и полируют все фичи.
5. Friends & Family / CBT (закрытое бета-тестирование)
На этапе CBT продукт впервые демонстрируется достаточно широкой публике, хотя и лояльной продукту или компании. Среди наиболее важных задач на этом этапе выступают: поиск и исправление гейм-дизайнерских ошибок, проблем игровой логики и устранение критических багов. На этом этапе в игре присутствуют уже все ключевые фичи, создано достаточно контента для полноценной игры продолжительное время, настроены сбор и анализ статистики. Тестирование идет по тест-плану, проводятся стресс-тесты уже с привлечением реальных игроков.
6. Soft Launch / OBT (открытый бета-тест)
На этом этапе продолжается тестирование игры, но уже на широкой аудитории. Идет оптимизация под большие нагрузки. Игра должна быть готова для приема большого трафика. В игре реализован биллинг и принимаются платежи.
На этом этапе полностью завершается разработка новых фичей. Происходит feature freeze, программисты перестают реализовывать что-то новое, а полностью переключаются на отладку и тюнинг имеющихся фичей. Геймдизайнеры, продюсер и аналитики делают выводы из собранной на CBT статистики и проверяют эффективность монетизации.
При этом, к началу этапа должна полностью функционировать инфраструктура проекта: сайт, группы соц. сетях, каналы привлечения (User Acquisition), поддержка пользователей.
7. Release
Ключевая цель – это получение прибыли. Базовый применяемый для оценки прибыльности критерий: количество денег, принесенных в среднем одним игроком за все время (LTV aka lifetime value), должно превосходить расходы на привлечение этого игрока (CPI aka cost per install).
На этом этапе должно быть полностью отлажено оперирование продукта (техническая поддержка, работа с комьюнити), соблюдаются маркетинговые и финансовые планы, ведутся работы по улучшению финансовых показателей, активно отрабатываются каналы по привлечению трафика.
Команда разработки на этом этапе занимается исправлением технических багов, выявляемых в процессе эксплуатации и оптимизацией продукта. Геймдизайнеры занимаются тонкой настройкой геймплея под реальную ситуацию в игровом мире (особенно актуально для ММО проектов). Также реализует различные внутриигровые фичи, поддерживающие новые монетизационные схемы. И конечно идет разработка и интеграция в продукт нового контента, поддерживающего интерес игроков.
Итак, хотите знать больше? Тогда смотрите полную лекцию, ссылки на которую даны во введении к статье.
Кстати, 21го сентября планируется следующая открытая лекция в рамках нашей программы «Менеджмент игровых интернет-проектов», которая также будет являться аналогом «боевого занятия». На этот раз про монетизационные акции от директора программы Уточкина Вячеслава viacheslavnu. Посещение ее как всегда бесплатно, но обязательна предварительная регистрация в связи с ограниченным количеством мест и входом по списку. Регистрация и подробности про новую лекцию ТУТ.
Задавайте вопросы по теме лекций в комментариях, будем рады ответить.
- разработка игр
- инди команды
- сделать игру
- дизайн документ
- диздок
- проектная документация
- препродакшен
- продакшен
- preproduction
- concept
- концептирование
- маркетинг
- игры
- мобильные игры
- социальные игры
- маркетинг игр
- оперирование игр
- прототипирование
- прототип
- prototyping
- vertical slice
- вертикальный срез
- производство контента
- сontent production
- Friends & Family
- CBT
- soft launch
- OBT
- открытый бета-тест
- мягкий запуск
- биллинг
- платежи
- release
- LTV
- CPI
- ROI
- Return Of Investment
- окупаемость проекта
- возврат инвестиций
- уровень доходности
- клиентские игры
- геймдизайн
- геймдизайн обучение
- геймдев
- gamedev
- курсы геймдизайна
- гейм дизайн уроки
- геймдизайнер обучение
- искусство геймдизайна
- игровые компании
- Блог компании ВШБИ — Менеджмент игровых интернет-проектов
- Разработка игр
При подготовке материала использовались источники:
https://habr.com/ru/articles/665702/
https://habr.com/ru/companies/miip/articles/308286/