Конспект урока на тему “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией”
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и универсальных учебных действий.
Образовательная технология: технология смешанного обучения.
Цель: систематизировать представления учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.
Задачи:
образовательные:
- систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, программном обеспечении, устройствах ввода и вывода информации;
- организовать учебную деятельность на основе самоконтроля и самооценки учащихся.
развивающие:
- развивать навык работы с информацией;
- развивать навыки работы на образовательных платформах Classtime, Learnis.
воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
- предметные: понимать универсальность компьютера как устройства обработки информации, описывать устройство компьютера, классифицировать устройства ввода и вывода информации; применять навыки работы на компьютере, в частности на платформах Classtime, Learnis;
- метапредметные: работать самостоятельно или в группе, искать и находить способы решения поставленной задачи; анализировать модельно-схематические средства;
- личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, интересоваться информатикой как наукой, осознавать ценность полученной информации в реальной жизни.
Основные понятия: компьютер, персональный компьютер, программа, программное обеспечение, файл, каталог, пользовательский интерфейс, индивидуальное информационное пространство.
Список литературы
- Учебник: Информатика 7 класс /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 288 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: Первое знакомство с компьютером».
- Дополнительные интернет-ресурсы: Classtime (https://www.classtime.com), Learnis (https://www.learnis.ru/), LearningApps.org (https://learningapps.org/1742222).
Ход урока
1. Этап мотивации к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: на парте должен быть учебник, тетрадь, ручка, мобильное устройство.
С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Чат мгновенно подключит.
Он рисует и поёт,
В Интернет с собой ведёт.
Ничего он не забудет
Персональный наш…
(Компьютер).
– Тема нашего урока связана именно с этим устройством, без которого сегодня не обходится практически ни один человек (тема – на слайде).
2. Этап целеполагания
На прошлом уроке мы изучили понятие персональный компьютер, устройства компьютера, их функции, компьютерные сети. Дома вы дополнительно работали с текстом параграфа учебника, выполняли упражнения в рабочей тетради. Сегодня мы приведём все полученные знания в систему, и вы сможете проверить, насколько вы усвоили тему.
«Сегодня на уроке можно…
- повторить …».
- рассказать о …».
- назвать …».
- проверить …».
3. Этап обобщения и систематизации знаний универсальных учебных действий
– Одним из важнейших объектов, изучаемых на уроках информатики, является компьютер.
– Что мы понимаем под термином «компьютер»? (универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией).
– А почему компьютер называется «персональным»? (работает один человек, пользователь, одна персона).
– Давайте смоделируем ситуацию: вы пришли в магазин компьютерной техники и собираетесь приобрести персональный компьютер. Какие комплектующие персонального компьютера вам необходимы прежде всего? (системный блок, клавиатура, мышь, монитор).
– Этого достаточно, чтобы купленный компьютер стал рабочим? (нет, необходимо установить программное обеспечение).
– Внимательно рассмотрите схему по теме «Первое знакомство с компьютером» (приложение 1), представьте свой домашний компьютер или посмотрите на компьютеры в классе и соотнесите схему с реальным устройством.
Учащиеся работают со схемой.
– Давайте вместе обсудим, что на ней изображено.
– Из каких компонентов состоит любой компьютер? (процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации).
– В чем назначение процессора? (он организует прием данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов на требуемое устройство).
– Для чего предназначена память компьютера (память компьютера предназначена для записи (приема), хранения и выдачи данных).
– Без чего невозможна работа компьютера? (без программного обеспечения).
– Что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере).
– Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Из чего состоит имя файла? (собственно имени файла, которое даёт пользователь, и расширения, имя и расширение разделены точкой).
– Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяются в группы, как называются эти группы? (каталоги или папки).
– Я не случайно не спросила у вас про устройства ввода и вывода информации. Чтобы вспомнить, что к какому типу устройств относится, вам необходимо выполнить упражнение из LearningApps.org «Устройства ввода и вывода информации». Посмотрите внимательно на экран и переместите в нужную корзину следующие устройства (приложение 2).
– Итак, ещё раз посмотрите в корзины: устройства ввода информации – это мышь, клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, графический планшет, устройства вывода информации – это монитор, принтер, колонки и т.д.
4. Этап первичного закрепления знаний и универсальных учебных действий
– А теперь давайте при помощи ваших мобильных устройств или компьютеров в классе перейдём на сайт Classtime.com и проверим, как вы усвоили тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Вам нужно ответить на девять вопросов (приложение 3).
Учащиеся выполняют тест.
Результаты теста автоматически отражаются на рабочем столе компьютера учителя.
5. Этап применения знаний и универсальных учебных действий
– Настало время самостоятельно оценить, насколько хорошо вы усвоили учебный материал. Вам предстоит пройти квест на платформе Lernis.ru. Нужно будет выполнить пять заданий, которые спрятаны в комнате и правильно ввести ключ от комнаты. И здесь вам пригодятся не только знания, но и смекалка, скорость работы на компьютере, слаженность работы команды.
– На листе (приложение 4) заполните название команды, запишите фамилии участников и фамилию капитана.
– Внимательно знакомьтесь с инструкцией, помните, что иногда мелкая ошибка, совершённая из-за невнимательности, может снизить результат.
Учитель выступает в роли тьютора, в чьи обязанности входит оказание помощи при возможных технических неполадках, а также отмечает порядок прохождения командами квеста.
6. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок
– Итак, по итогам квеста рейтинг команд выглядит следующим образом (учитель показывает на доске рейтинг команд).
– Что помогло одним и помешало другим при выполнении заданий квеста?
а) нехватка теоретических знаний (анализ теста Classtime.com);
б) слабое владение навыками управления мышью, клавиатурой;
в) неумение договариваться, работать в команде.
7. Этап рефлексии
– Вернёмся к тем целям, которые вы ставили перед собой в начале уроке. Вновь продолжите предложения:
«Сегодня в конце урока я могу…
- рассказать о …».
- назвать …».
«Сегодня в конце урока я смог(ла)…
- проверить …».
- повторить …».
- научиться …».
– Ребята, на доске изображена «Рефлексивная мишень» (приложение 6) с секторами: «активно участвовал», «было интересно», «настроение на уроке», «узнал новое». Вам нужно будет «выстрелить» в мишень, поставив в каждый сектор стикер, соответствующий тому или иному аспекту. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» – центру мишени, – чем ниже, тем ближе к её краю.
8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
– В качестве домашнего задания вам нужно будет разгадать кроссворд «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», предложенный авторами учебника, а также запишите слова, которые вы узнали при изучении данной темы, но которые не были включены в кроссворд.
Конспект урока по теме: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» с применением технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по информатике и икт
Целью данной работы является изучение теоретического материала по дисциплине ОУД.08 Информатика с применением технологии развития критического мышления на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе “Применение технологии развития критического мышления при работе с текстом”
Конспект урока русского языка “Анализ текста с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо” будет полезен учителям – предметникам, которые в своей работе применяют разл.
Контрольная работа №2 по теме “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией”
Тест к главе 2 “Первое знакомство с компьютером” для учащихся 8 класса.
Конспект урока по теме : “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” 8 класс Босова Л.Л.
Знакомство с языков программирования Кумир.
Тестовые вопросы и задачи по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» 7 класс
Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор.
Проверочная работа по теме “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” (7 класс)
В данном материале представлено 2 варианта проверочной работы по теме “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” для учащихся 7 класса.
Своя игра по теме ” Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией”
Урок игра по Информатике и ИКТ.
2. Устройство компьютера
В наши дни развитие компьютерной техники достигло таких высот, что почти каждый человек носит компьютер с собой. Как не сложно догадаться, это смартфон. Да-да. Он построен на тех же технологических основаниях, что и Apple \(II\).
Теперь предлагаю нам с тобой переместиться из истории развития компьютеров в их устройство. Давай определимся с терминологией. Компьютером мы будем называть устройство, состоящее из системного блока, монитора, клавиатуры и компьютерной мышки. Сегодня мы с тобой можем найти массу различных по виду компьютеров. На рисунке \(1\) представлен так называемый десктоп, desktop или настольный компьютер. Часто можно встретить вариацию настольного компьютера в виде моноблока, когда системный блок и монитор объединены в одном корпусе. Мобильный вариант компьютера — ноутбук, notebook или laptop. И как вершина мобильности, конечно же, планшеты и смартфоны.
Вне зависимости от того, в каком исполнении или какой формы тот компьютер, на котором ты сейчас работаешь, принцип его функционирования будет плюс-минус одним и тем же.
Компьютер — это многофункциональное электронное устройство для обработки информации.
Рис. \(1\). Персональный компьютер | Рис. \(2\). Ноутбук | Рис. \(3\). Моноблок |
Рис. \(4\). Планшет | Рис. \(5\). Смартфон |
Системный блок. Мы с тобой будем рассматривать классический пример. Такой, как изображён на рисунке \(6\).
Рис. \(6\). Системный блок
По сути, системный блок — это просто коробка, в которой «живёт» микропроцессор. Но не только он. Если мы откроем системный блок, то увидим подобную картину.
Рис. \(7\). Открытый системный блок
За сплетением проводов мы видим большую печатную плату, на которой смонтированы различные разъёмы и множество электронных компонентов. Это материнская плата — motherboard. На ней «живёт» процессор, оперативная память и множество других необходимых для работы компьютера компонентов. Материнская плата содержит на себе множество металлических дорожек, с помощью которых, например, процессор «общается» с оперативной памятью.
Рис. \(8\). Материнская плата (общий вид)
Рис. \(9\). «Дорожки» на материнской плате (фрагмент)
Использование печатных плат стало тоже весьма значительной вехой в развитии компьютерной техники. Эти самые «дорожки», показанные на рисунке \(9\), есть не что иное, как замена проводам. Функция прежняя — размер меньше. В мобильных устройствах производители стараются вообще не использовать провода ни в каком виде. Если это, конечно, позволяют инженерные решения и конструкция устройства.
Итак, материнская плата объединяет на себе все возможные устройства, необходимые для работы компьютера и/или обеспечивает для них «пути сообщения» — интерфейсы как для внутренних устройств, так и для периферии (монитор, клавиатура, компьютерная мышь, принтер и т. п.).
История появления всех периферийных устройств и каждого из них в отдельности заслуживает отдельного повествования.
При подготовке материала использовались источники:
https://urok.1sept.ru/articles/687314
https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2020/01/27/konspekt-uroka-po-teme-kompyuter-kak-universalnoe
https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/ustroistvo-kompiutera-6756503/re-7feb6161-4409-4bbc-b280-46d793651f6c